Меня очень занимают эти два персонажа и их повествовательные функции. Но что мне нравится в отношении Северуса и Сириуса больше всего — так это сколько намёков оставляет Дж. Роулинг касательно их прошлого, многое из которого имеет значение для понимания их характеров во взрослом возрасте. Итак, я собираюсь провести разбор очень маленькой сцены из главы "История Принца" и изложить свою многословную гипотезу о детстве обоих героев.
Что ж, давайте сначала о Снейпе. Сцена начинается с того, что мальчик спешно пересекает "Хогвартс-экспресс" в поисках Лили, уже переодетый в школьную форму. Гарри отмечает, что ему, должно быть, не терпелось избавиться от старой одежды — той, что выглядела, будто он позаимствовал её у матери (как злобно заметила Петуния). Это всегда было для меня очень интересной деталью: во-первых, это показывает, насколько бедны были Снейпы. Во-вторых, указывает на его крошечный бунт против отца: он отказывается носить одежду жестокого мужчины и предпочитает одежду своей матери. Судя по всему, единственное, что он носит из вещей отца, — это длинное пальто, чтобы спрятать блузу. Признаюсь, я предпочитаю именно такую интерпретацию, подразумевающую, что Снейп отказывается быть связанным со своим отцом хотя бы в таких доступных ему мелочах — а не что Тобиас отказывается дать сыну одежду.
(Я также встречал мнение, что это признак пренебрежения: возможно, родители _купили_ ему такую неподходящую одежду. Но я больше склонен думать, что это обноски, просто потому что Гарри так прочно отождествляет ситуацию юного Северуса со своей. Потому что Поттер знает, каково это — носить вещи с чужого плеча, которые тебе не совсем подходят, слишком велики или выглядят нелепо).
Отношения Лили и Петуньи наполнены завистью последней. И когда Снейп встречает подругу, она оказывается расстроенной из-за сестры. "Я с тобой не разговариваю. Тунья меня ненавидит", — отвечает она. — "За то, что мы прочли письмо от Дамблдора". Юная Лили вообще склонна к чрезвычайно эмоциональным реакциям, и эта сцена — одна из них. Ей легче смириться с болью из-за Петуньи, ответив Северусу, что она не хочет с ним общаться. Её оттолкнула сестра, и Лили по-детски перекладывает свою обиду с Туньи на ключевое лицо их ссоры.
Однако Северус, благодаря его плохим отношениям с Петуньей, низким социальным навыкам и неспособности понять, почему это важно для подруги, просто спрашивает: "И что?"
Лили бросает на него полный глубокой неприязни взгляд и отвечает: "А то, что она моя сестра!" Этот элемент важен, поскольку именно он перерастает в чувство, что Северус её не понимает, которое она проявляет позже в своих подростковых сценах с ним. Интересно, что в большинстве личных отношений Лили *глубоко переплетены любовь и неприязнь*: как с Петуньей (чьё отторжение она тяжело переживает, но спустя 10 лет с лёгким сердцем сообщает Сириусу, что Гарри чуть не разбил присланную той вазу — так что с её стороны тоже присутствует обида), так и с Джеймсом (отношение к которому вообще претерпело метаморфозу от чистой неприязни до глубокой любви) и Северусом (опять же, спорная дружба, наполненная любовью и недоверием).
"*Она всего лишь...*" — нам так и не довелось услышать окончание мысли Снейпа. И учитывая его язвительность с Петуньей, это могло быть что угодно. Тем не менее, я читаю это как "*Она всего лишь маггла*", потому что это связано с его чувствами к отцу. Ведь Снейп был мальчиком, который гордился тем, что он наполовину Принц, подчеркивая своё магическое происхождение, своё убежище в жестоком, полном пренебрежения доме. (Барти Крауч-младший и Северус с их разочаровывающими отцами: я полагаю, Волдеморт — чрезвычайно привлекательный лидер для людей со сломанными семьями).
У Снейпа, судя по всему, дезорганизованный тип привязанности. [Речь идёт о классификации типов привязанности человека в психологии, которая объясняет связь поведения индивида в межличностных отношениях с семейной средой, в которой он вырос. Дезорганизованному типу присущи одновременно боязнь и жажда эмоциональной близости с другим человеком (что возникает из-за испытываемого в детстве страха перед родителем, чаще по причине физического или психологического насилия), — прим. перев.]. В семье Северуса определённо присутствовала нездоровая обстановка — мы наблюдаем элементы абьюза в воспоминаниях, которые мельком просматривает Гарри в ОФ: "крючконосый мужчина кричал на съёжившуюся женщину, а черноволосый мальчонка плакал в углу". *Дети, рождённые в таких семьях, испытывают трудности с контролем своих эмоций, что часто проявляется агрессивными выпадами (вербальными либо физическими) или замкнутостью*. И то, и другое демонстрирует Снейп. По статистике, это ещё чаще происходит в семьях с низким доходом, где экономическая нестабильность и, как следствие, нестабильность в семье создают для ребёнка среду, препятствующую безопасному формированию представления о своей идентичности или выражению эмоций здоровыми способами; в результате дети вместо этого моделируют поведение, наблюдаемое дома.
Далее Снейп напоминает Лили, что они едут в Хогвартс. Он уже одет в школьную форму — теперь у Северуса наконец есть возможность быть впечатляющей фигурой. Быть тем, кто рассказал ей о магии, кто рассуждал о том, как магглорождённые получают письма из Хогвартса, кто рассказал ей о дементорах и Азкабане. Он уже оставил позади свою версию из Паучьего тупика, он хочет большего, чем давала его прежняя жизнь, и стремится приступить к обучению магии и присоединиться к Слизерину. По сути, он демонстрирует признаки *нестабильной идентичности, неуверенности в себе — что является идеальной основой для груминга и втягивания в секту*.
И тут при упоминании Слизерина оборачивается Джеймс Поттер. Используя реплику Снейпа, он перенаправляет Сириусу вопрос о факультете и таким способом начинает разговор, позволяющий сблизиться с таким же любителем проделок, эффективно исключая других двоих из беседы.
Сириус, как мы видим здесь, "*не улыбнулся*", когда Джеймс заговорил о Слизерине. В общем-то его последующие слова могут быть истолкованы как попытка пресечь этот разговор в зародыше: "*Вся моя семья училась в Слизерине*". Это наводит меня на мысль, что он мог быть всё ещё предан семье, что его разочарование в ней было ещё не полным. В конце концов, сильнейшая преданность Сириуса своим друзьям, в частности Джеймсу, возникла не на пустом месте. Разумно предположить, что когда-то он был на стороне своих родных, а сила его привязанности к друзьям — результат выгорания его связи с семьёй и *вынужденного ухода из дома*.
Любопытно, что, в то время как тема его матери или Беллатрикс — очевидно, его больное место, всё же его реакция на Регулуса сравнительно мягка ("Безмозглый идиот" — аналогично он называет и Джеймса позже в той же книге). Я полагаю, что у Сириуса довольно сложные чувства к своему брату и он способен учитывать нюансы (когда речь идёт не о Снейпе): "*Мир не делится на хороших людей и Пожирателей Смерти*". Как человек, выросший в таком окружении, Сириус это понимал.
То, как он описывает потребность Регулуса угождать родителям (в разговоре с Гарри), лишний раз подчеркивает причину разочарования Сириуса в семье: он называет Регулуса "идиотом братцем, который по слабости характера" верил в убеждения родителей. Сам Бродяга думал своей головой уже в школе и был несогласен с фанатичным мировоззрением родных. Слепую приверженность невозможно объяснить рационально; во всяком случае, при всём желании воспитать своего наследника в соответствии с нужными идеалами Блэкам это не удалось. Также его родителям вряд ли помогало расположение Площади Гриммо в маггловском районе — учитывая, что их старший сын безмерно своеволен и его интересует всё, что ему запрещают. Позже разногласия Сириуса с семьёй на почве мировоззрения зарождают в нём настоящий праведный гнев. (Боже, какой, должно быть, это отстой: обнаружить, что всё, что тебя учили ценить в мире и в себе как в наследнике, — по сути, мусор). Поскольку его конфликт с родными произрастает из разницы взглядов на жизнь, а не из сильного сочувствия к угнетённым, это делает его, чистокровного привилегированного мальчика, неспособным по-настоящему понять страхи Люпина относительно его ликантропии. Отсюда и та самая "шутка" с оборотнем (я не о том, как он поступил со Снейпом, только о Люпине). К чести Джеймса, вот он действительно понимает, что это значит для Ремуса, и спасает всех троих от тех или иных последствий.
Как бы то ни было, вернёмся к нашим реэмам. Джеймс, который выставил себя полным идиотом перед своим новым другом, с которым до сих пор прекрасно ладил, затем говорит: "*Ёлки-палки. А ты мне показался таким приличным человеком!*" (Кстати, огромное эго Поттера здесь потрясающе, особенно в свете комментария, высказанного о нём Сириусу Снейпом в ОФ: "Тогда ты догадываешься, насколько он высокомерен. Критика отскакивает от него, как от стенки горох". Сириус сказал Джеймсу, что вся его семья была частью факультета, к которому Поттер испытывает такое отторжение, что, скорее, ушёл бы из школы, — и в ответ Джеймс выдаёт такое! Лол). Тем не менее, Сириусу хватает навыков общения и обаяния, чтобы разрядить обстановку. Он ухмыляется и говорит: "*Возможно, я нарушу семейную традицию*".
Эта реплика указывает на стремление Блэка к независимости, созданию личности, отдельной от его семьи. Любопытно упоминание слова "традиция". Очевидно, родители ожидали от него определенного поведения, приличествующего наследнику благороднейшего и древнейшего семейства, и были убеждены, "что быть Блэком — чуть ли не то же самое, что быть королевской крови". Взрослый Сириус презирает это и их "заслуги перед министерством", под которыми подразумевается, что родня просто "отвалила им кучу золота". Это подсказывает мне, что абсолютно все обязательства, наложенные на него семьёй, были направлены на сохранение традиций, которые либо бесполезны, либо не имели никакого значения с его точки зрения.
Корень эмоционального насилия, от которого Сириус страдает со стороны семьи, заключается в *осознании, что любовь его родителей существует только до тех пор, пока его поведение соответствует их ожиданиям*. (На самом деле, можно интерпретировать желание Регулуса подчеркнуть свою связь с семьёй как реакцию на то, что произошло с братом: Сириус плохо себя ведёт — мама и папа не любят его). Как ребёнок, который подсознательно ощущает недостаток любви, Сириус совершает какую-нибудь импульсивную выходку, родители реагируют в своей манере, тот отвечает, и так снова и снова. Бродяга не выносит ограничения и во взрослом возрасте и реагирует плохо, когда люди навязывают их ему, даже если это делается из любви (например, когда Гарри говорит ему не приходить в Хогсмид). Границы, установленные из любви к нему, — это концепция, которую ему трудно переварить. В частности, в сцене с Хогсмидом он реагирует так, словно Гарри его отвергает, а не оберегает.
Блэк спрашивает Джеймса о том, куда он хочет попасть, в то время как Снейп возмущён тем, что Поттер не только оскорбил факультет, которому он привержен и с которым связывает свою новую личность (чтобы больше не быть тем мальчишкой из Паучьего тупика), но и выказал пренебрежение к нему в том же разговоре. Всё это время Северус старался произвести впечатление на Лили. Поэтому он "презрительно фыркает", как только Джеймс говорит о Гриффиндоре. Любопытен ответ Снейпа на вопрос Поттера: "Тебе это не нравится?". Он говорит: *почему же, если ты предпочитаешь быть крепким телом, а не умом...*
Это важная ценность для Снейпа. Он знает, что умён, и ценит это. На досуге он изобретает заклинания и делает значительные усовершенствования в зельях. Он обладает неподдельной жаждой учиться и лелеет её. В главе "Самое плохое воспоминание Снейпа" мы видим, что на СОВ он давал гораздо более длинные ответы, чем его соседи, и корпел над вопросами даже после экзамена. Кстати, и в ответах Гермионы он высмеивает примитивность: "Вы практически дословно повторили текст учебника <...>, но, по сути, ответ верен". Он ценит оригинальность. Возможно, это некоторая натяжка, но я неравнодушен к такому прочтению: превозношение Северусом интеллекта — его способ ещё раз прочертить линию между собой и своим отцом, который был жестоким человеком (другими словами, гипермаскулином — как раз "крепким телом").
"А ты-то куда пойдёшь, если ты ни то, ни другое?" — Сириус скор на болезненные оскорбления. Снейп ещё не закончил свою фразу, а Блэк уже взялся за него. Что наводит на мысль о детстве в язвительном окружении. Это предположение подтверждает полубезумный портрет Вальбургии, и это согласуется с тем, что о ней говорит Сириус: "Да не было у моей матери никакого сердца! Старуха только злобой и была жива". Эта рана так и не зажила. Однако знаете, в ком ещё немало злобы? В Сириусе.
В то время как Джеймс измывается физически (ставит подножку Северусу на выходе из купе, совершает бо́льшую часть издевательств в "Самом плохом воспоминании Снейпа"), Сириус нападает эмоционально ("Я смотрел на него — он возил носом по пергаменту. Наверное, у него вся работа в жирных пятнах, так что ни слова не разберешь!" Или даже небрежно жестокое: "Перестань, а то Хвост описается от восторга"). Забавно, что при всех этих разговорах о том, какая злобная его мать, именно в её комнату Бродяга приходит, когда чувствует подавленность. Можно поспорить, что это ещё и потому, что там обитает Клювокрыл, и, возможно, это самая большая комната в доме, но очень показательно, что именно там Сириус проводит время, когда на него нападают "приступы мрачности". Чувство покинутости Сириуса семьёй заставляет его искать родственные связи с друзьями — черта, которую он разделяет с Гарри. Интересно, что когда он в первый раз мельком видит Гарри на Привит-драйв, Поттер тоже сбегает из дома — совсем как в своё время это сделал Блэк.
Что ж, я мог бы продолжать и продолжать. Обожаю препарировать каждый их диалог по кусочкам из детства героев. Пишите свои мысли на этот счёт.
Перевод: Александра Кокорина
Цитаты: Росмэн
А это ссылочки на соц. сети нашего магазина по вселенной "Гарри Поттера"! Помимо чудесных товаров, который знает каждый Поттероман, Вы найдете еще и уникальные позиции, которые есть только у нас!
Наш сайт - http://platformamsk.ru/
Вконтакте - https://vk.com/platformamsk
Instagram - msk.platform
Telegram - https://t.me/platformmsk
WhatsApp - 8-999-991-77-42 (можете писать, для консультаций по заказу)