Найти тему
История КАМАЗа

Твои люди, КАМАЗ. Соколов Валерий Николаевич. К 85-летию со дня рождения.

Соколов Валерий Николаевич родился 15 января 1939 года в Москве.

После окончания средней школы он поступил в Московский станко–инструментальный институт и в 1961 году получил специальность «машины и технология обработки металлов давлением». С ноября 1961 года Валерий Николаевич начинает трудовую деятельность на Барнаульском заводе механических процессов. Он работал мастером, заместителем начальника цеха, начальником сборочного цеха. С 1966 по 1970 год Соколов Валерий Николаевич работал на Московском автозаводе имени Ленинского комсомола – заместителем, потом начальником прессового цеха №2.

В 1970 году Васильев Лев Борисович - генеральный директор КАМАЗа приглашает его на строительство автозавода на Каме. 21 февраля 1970 года Валерий Николаевич приступил к исполнению обязанностей управляющего прессово-рамного производства КАМАЗа.

Известно, что первый раз Валерий Николаевич посетил Всесоюзную ударную комсомольскую стройку летом 1970 года в составе проектировщиков и представителей Министерства автомобильной промышленности СССР, которые прилетели с осмотром территории будущего автогиганта.

В период с 1970 по 1973 год Соколов В.Н. работал управляющим производством, с 12 июня 1973 года - директором прессово-рамного завода.

-2

Под непосредственным руководством Соколова Валерия Николаевича был разработан технический проект прессово-рамного завода.

-3
-4

В короткие сроки и своевременно было заказано и смонтировано поступившее оборудование. А это более чем 1 600 единиц технологического оборудования со всех концов света.

1975 год.
1975 год.

Соколов Валерий Николаевич лично руководил работой инженерных служб прессово-рамного завода по своевременному обеспечению изготовления и поставки иностранными фирмами штамповочного, сварочного и окрасочного оборудования. Соколов В.Н. умело организовал и на высоком техническом уровне провёл подготовку производства. Причём, «усилил» своё хозяйство, добавив к сварочному и штамповочному производствам такую функцию, как изготовление штампов и окраску кабин. (Первоначально изготовлением штампов должен был заниматься ремонтно-инструментальный завод, а цехи окраски должны были располагаться на территории автомобильного завода).

Цех окраски №1. Март 1976 года.
Цех окраски №1. Март 1976 года.

Он непосредственно руководил строительством, при нём была выпущена первая рама (15 сентября 1975 года) и первая кабина автомобиля КАМАЗ (19 декабря 1975 года).

-7
-8

В результате под руководством Соколова Валерия Николаевича в сжатые сроки был создан завод с высокой степенью механизации и автоматизации технологических процессов изготовления деталей и узлов автомобиля. Например, в то время только прессово-рамный завод, единственный во всём мире (!) обладал шестью (!) автоматическими линиями штамповки лонжеронов рам на базе гидравлических прессов усилием 6 000 тонн.

-9

В результате его работы в декабре 1976 года была принята в эксплуатацию I очередь прессово-рамного завода, рассчитанная на выпуск 75 000 машинокомплектов кабин, рам, баков, деталей шасси и др.

Соколов Валерий Николаевич – талантливый организатор, умело сочетающий в себе функции хозяйственника и воспитателя. Большая заслуга Валерия Николаевича в том, что он сформировал коллектив прессово-рамного завода.

Работники прессово-рамного завода на фоне первого автомобиля КАМАЗ. Февраль 1976 года.

В первом ряду слева направо: 1. ...2. Низаметдинов Наиль Вазыхович - секретарь парткома ПРЗ. 3. Соколов Валерий Николаевич – директор ПРЗ. 4. Малышев Василий Алексеевич - наладчик цеха ремонта и эксплуатации штампов. 5. …6. Иовлева Валентина Александровна – технолог, начальник отдела, впоследствии секретарь парткома ПРЗ. 7. Лоскутов Виктор Федорович – бригадир цеха сборки сварки шасси, затем начальник цеха сборки сварки шасси, позднее заместитель директора ПРЗ по качеству. 8. Морозов Юрий Афанасьевич – председатель профкома, впоследствии заместитель директора по кадрам и режиму. 9. Авдеев Борис – секретарь комитета комсомола ПРЗ. Во втором ряду слева направо: 1-5. …6. Ращупкин Владимир Иванович. 7. Захаров Леонид Глебович – токарь-расточник цеха изготовления штампов ПРЗ.
В первом ряду слева направо: 1. ...2. Низаметдинов Наиль Вазыхович - секретарь парткома ПРЗ. 3. Соколов Валерий Николаевич – директор ПРЗ. 4. Малышев Василий Алексеевич - наладчик цеха ремонта и эксплуатации штампов. 5. …6. Иовлева Валентина Александровна – технолог, начальник отдела, впоследствии секретарь парткома ПРЗ. 7. Лоскутов Виктор Федорович – бригадир цеха сборки сварки шасси, затем начальник цеха сборки сварки шасси, позднее заместитель директора ПРЗ по качеству. 8. Морозов Юрий Афанасьевич – председатель профкома, впоследствии заместитель директора по кадрам и режиму. 9. Авдеев Борис – секретарь комитета комсомола ПРЗ. Во втором ряду слева направо: 1-5. …6. Ращупкин Владимир Иванович. 7. Захаров Леонид Глебович – токарь-расточник цеха изготовления штампов ПРЗ.

Будучи коммунистом, в период с 1971 по 1978 год, Соколов Валерий Николаевич постоянно избирался в партком КАМАЗа.

Выступает Соколов Валерий Николаевич.
Выступает Соколов Валерий Николаевич.

Соколов Валерий Николаевич был не только хорошим организатором, в ком сочетались высокая культура труда, дисциплина ума, умение видеть перспективу, но технически эрудированным, культурным человеком. Он прекрасно владел немецким и английским языками, говорил по-польски и в то же время постоянно стоял «на страже» русского языка, требовал от подчинённых, по воспоминаниям Мантурова Михаила Яковлевича - ведущего инженера-технолога ПРЗ, «безупречности в устной речи».

-12

Соколов Валерий Николаевич всегда был интеллигентен, тактичен, никогда никого не унизил и без назойливого контроля доверял своим подчинённым ответственные и важные участки работы.

Слева направо: 1. Шашунькин В. А. – заместитель главного технолога КАМАЗа. 2.Соколов Валерий Николаевич – директор ПРЗ. 3. Донцов В.Н. – начальник конструкторского отдела ПРЗ.
Слева направо: 1. Шашунькин В. А. – заместитель главного технолога КАМАЗа. 2.Соколов Валерий Николаевич – директор ПРЗ. 3. Донцов В.Н. – начальник конструкторского отдела ПРЗ.

Соколов Валерий Николаевич умел слушать и принимать советы рабочих. Он всегда был в гуще всех заводских событий. Кроме того, он успевал заниматься организацией спорта на прессово-рамном заводе, развитием художественной самодеятельности, строительством баз отдыха и жилых домов вне плана.

Авторитет Соколова В.Н был непререкаем. Он пользовался большим уважением не только на прессово-рамном заводе, но на всём КАМАЗе.

В период с 1977 по 1980 годы Соколов В.Н. работал заместителем генерального директора КАМАЗа по производству. В это время он успешно координировал деятельность заводов и управлений КАМАЗа по выпуску автомобилей, обеспечивал ритмичную работу в условиях массового производства автомобилей.

Во время первомайской демонстрации 1977 года. В первом ряду слева направо: 1. Галиуллин Наиль Фатыхович – заместитель секретаря парткома КАМАЗа. 2. Соколов Валерий Николаевич - заместитель генерального директора КАМАЗа по производству. 3. Хахалин Николай Николаевич - заместитель генерального директора КАМАЗа по коммерческим вопросам (1969-1977). 4. Раимов Фрат Сафич - заместитель генерального директора КАМАЗа по быту (1972-1978).
Во время первомайской демонстрации 1977 года. В первом ряду слева направо: 1. Галиуллин Наиль Фатыхович – заместитель секретаря парткома КАМАЗа. 2. Соколов Валерий Николаевич - заместитель генерального директора КАМАЗа по производству. 3. Хахалин Николай Николаевич - заместитель генерального директора КАМАЗа по коммерческим вопросам (1969-1977). 4. Раимов Фрат Сафич - заместитель генерального директора КАМАЗа по быту (1972-1978).

С января 1980 по январь 1982 года Соколов В.Н. работал в должности заместителя генерального директора КАМАЗа– директора по развитию.

На переднем плане слева направо: 1. Гостев Владислав Николаевич – первый заместитель начальника КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ. 2. Поляков Виктор Николаевич – министр автомобильной промышленности СССР. 3. Соколов Валерий Николаевич. 4. Клепацкий Борис Трофимович – заместитель генерального директора – руководитель аппарата дирекции КАМАЗа в Москве.
На переднем плане слева направо: 1. Гостев Владислав Николаевич – первый заместитель начальника КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЯ. 2. Поляков Виктор Николаевич – министр автомобильной промышленности СССР. 3. Соколов Валерий Николаевич. 4. Клепацкий Борис Трофимович – заместитель генерального директора – руководитель аппарата дирекции КАМАЗа в Москве.

В январе 1982 года Валерий Николаевич в качестве заместителя генерального директора был приглашён на АЗЛК - Московский автозавод имени Ленинского комсомола, выпускавшем легендарные легковые автомобили «Москвич».

В 1994 году Соколов В.Н. стал генеральным директором ОАО «Автотор - Холдинг». Вместе с Щербаковым Владимиром Ивановичем, в период с 1982 по 1985 год работавшим заместителем генерального директора КАМАЗа по экономике и планированию, Соколов В.Н. создал в Калининграде компанию по производству автомобилей. Соколов Валерий Николаевич был главным техническим идеологом и организатором проектов по производству автомобилей КИА и БМВ.

В 1996 году Валерий Николаевич приезжал в Набережные Челны на празднование 25-летия с начала строительства прессово-рамного завода.

-16
-17
-18

Соколов Валерий Николаевич награждён медалью «За трудовую доблесть» (1971), орденом Октябрьской Революции (1977) за заслуги в общественной и производственной деятельности и активное участие в сооружении I очереди КАМАЗа, орденом Трудового Красного Знамени (1981) за сооружение II очереди КАМАЗа.

Соколов Валерий Николаевич скончался 27 июля 2017 года, похоронен в Москве.

-19

26 декабря 2019 года в административно-бытовом корпусе (АБК) прессово-рамного завода в торжественной обстановке был установлен бюст Соколова В.Н.

-20

В заключении две цитаты от Соколова Валерия Николаевича:

«Не я управляю заводом. Заводом управляют мои заместители и специалисты. Основную свою функцию я вижу в координации их деятельности, выработке генеральных направлений развития завода».

«Человек не должен испытывать постоянного давления со стороны начальства - в этом случае он теряет упругость своего характера, а вместе с ней и творческие потенции».