145,7K подписчиков

Моя учительница

63K прочитали
Источник polymerh.ru
Источник polymerh.ru

2004 год
Павел смотрел на свою мать и думал о том, что в этот раз он проявит стойкость и упорство. Не так, как в прошлый раз, когда его классный руководитель Зоя Михайловна всю весну ходила за его родителями и уговаривала отпустить Павлика на учебу в десятый класс. А он сам скажет в лицо матери, что не будет так, как она хочет...

В деревне, где они жили, была девятилетка. Чтобы пойти в десятый, надо было перевестись в район. Мать Павла, Лидия Трофимова, заявляла категоричное "нет" и говорила, что семья и так еле концы с концами сводит, пускай работать идет. А хоть в Лапину, к фермеру. Ей детей кормить надо и Лизку к первому классу собирать. Павел хоть и любил своих троих сестренок младших, но не понимал, почему родили их мать с отцом, а кормить должен он.
Учительница не сдавалась, она видела в нем потенциал, ей было жаль, что мальчик со светлой головой и способный к обучению будет работать у фермера.
- Хочет учиться, пусть в механики идет, как раз училище в районе есть. Но на каникулы к Лапину - нечего штаны просиживать.
- Да поймите вы, - поправляя очки, вразумляла Лидию учительница. - У мальчика математический склад ума. Ему бы в институт, может, он будущий разработчик или ученый.
- Пфф... - фыркнула мать. - И чего он в деревне со своей математикой будет делать? Ряды на поле считать, или поголовье стада?
- А вы не думали о том, что жить можно не только в деревне? - недоуменно спрашивала учительница.
- Ага, он, значит, в город умотает, а я тут, тащи всех на своем горбу?
- У вас есть муж, - глядя ей в глаза, ответила учительница.
- А что муж? Васька, как и я, считает, что нечего в городе делать. Где родился, там и пригодился, так еще бабка моя говорила. Бабушка моя в этой деревне мужа своего с тремя детьми с фронта дождалась, я здесь родилась, здесь замуж вышла и детей ращу. И кабы не деревня, с голоду бы померли, сколько людям в городе зарплату не платили? А мы на земле что-то да вырастем, с голоду не померли и сейчас не помрем.
- Но сейчас зарплаты платят, лихие годы прошли, - упрямо ответила учительница. - Россия развивается, ей нужны толковые головы. И Паша может стать одним из них...

Ходила она, ходила за Лидией, да уговорила ее отпустить Пашу в десятый класс. В районе, где была школа, жила тетя Павла, которая с Лидией не очень дружила и Пашку согласилась принять только с условием - он ей по дому будет помогать. В частном секторе сложно без мужика поддерживать порядок во дворе. Муж Тамары по северам мотался вахтами, вот и кстати ей пришелся ко двору племянник, который в саду обрезал деревья, залатал перед зимой крышу сарая и помог убрать урожай.
Учился в школе Паша отлично, каждые выходные приезжал к матери с отцом и слушал ее брюзжание по поводу того, что денег не хватает, Лизка в школу в обносках пошла, а он учится, вместо того, чтобы работать и матери с отцом помочь.
Слушал он это, а в воскресенье вечером отправлялся в городок, где жил у тетки, которая тоже постоянно попрекала тем, что Лидия не дает денег на содержание сына. Но там заступался дядя, который периодично приезжал домой с вахты.
Летом он вернулся в деревню и все каникулы провел на полях с помидорами и арбузами. Полив, прополка, обработка селитрой, сбор арбузов в конце июля и начале августа, а после опять школа и самое важное впереди - сдача экзаменов.

Конечно, он сдал все экзамены и получил золотую медаль.
- Ну все, отучился! Я выполнила свое обещание, теперь и ты выполни - иди к Лапину на постоянку, я уже договорилась, - гордо ответила мать. - Зарплата приличная, аж пять тысяч платить будет. Почти наравне с отцом получать станешь.
- Нет, мама, я уеду в область, я уже отвез документы в институт.
- Что ты сказал? - Лидия встала и, подбоченясь, гневно на сына посмотрела. - А нас с отцом ты забыл спросить?
- Мне уже 18 лет, - тихо ответил Павел. - Забыла? Неделю назад исполнилось. А значит, я сам решать буду, что мне делать дальше.
- А о нас ты подумал? Я ведь столько надежд на тебя возлагала!
- А почему ты их возлагала? - таким же тихим тоном спросил Павел.
- Потому что у тебя есть еще три сестры, нам деньги нужны.. - оторопело ответила мать, недоумевая, почему ее старшенький сынок не понимает, как ей важно, чтобы он стал помощником в семье.
- Это твои дочери, мама, не мои. Я благодарен вам с отцом, что вы меня вырастили, воспитали, но это не значит, что я должен положить свою жизнь на алтарь самопожертвования и теперь содержать своих сестренок, будто отдавая вам долг. Когда ты поймешь, что от моей учебы будет больше толку? Я выучусь, найду хорошую работу и тогда смогу вам помогать нормально, но при этом, строить свою жизнь так, как я хочу?
- А мне интересно, на какие такие шиши ты собираешься жить, пока учишься? За жилье платить надо, питание, опять же. Копейки от меня не увидишь, нет у меня денег, понял?
- Общежитие есть для студентов, это раз, - загибал Павел свои пальцы. - Что касаемо пропитания - работать пойду, да и много мне не надо. Это два. Если уж тебе так хочется, чтобы я у Лапина работал, так и быть - на лето я в его полном распоряжении. Это три.

Тут пришел отец и Лидия начала требовать, чтобы Василий повлиял на сына. Василий, который давно и прочно сидел под каблуком жены, вяло что-то говорил, поддерживая ее, но Павел не стал даже слушать, он вышел из дома, громко хлопнув дверью и пошел по дороге, погрузившись в свои мысли
- Пашенька, - Зоя Михайловна шла ему навстречу. - Давно вернулся?
- Вчера вечером.
- Наслышана я, что ты у нас золотой медалист, нам в школу сообщили. Радость какая! Ну что, определился, куда поступать будешь?
- Да, нефтегазовые технологии. Буду их изучать.
- Прекрасно. Как мать отреагировала?

Павел отвернулся и махнул рукой.
- Неужто не рада?
- Она все твердит, что я здесь ей нужен, что нет у нее денег оплачивать мне проживание в городе, что копейки я не увижу, если поеду в город.
- Ты не расстраивайся, - Зоя Михайловна погладила его по плечу. - Я тоже вот так, вопреки родительской воле не в колхоз пошла работать, а выучилась в педагогическом. И ты знаешь, я счастлива. Пока мои одноклассницы коровам хвосты крутили, я сидела в чистой и теплой школе, обучая детишек грамоте. И сейчас, уже будучи женщиной пенсионного возраста, я не представляю свою жизнь без работы, в то время когда мои подружки едва ноги волочат по дому. И радости у них в жизни нет, а вот у меня что ни день, то счастливый.
- Вы нашли свое призвание, - улыбнулся Павел. - Нет ни одного ученика в нашей школе, кто не любил бы вас.
- А пойдем ко мне на чай, обсудим твое будущее.

Павел пил горячий чай с непонятным вкусом и непонятного цвета.
- Что это?
- Зеленый чай, ученик бывший из города мне привозит. Неужто не пробовал?
- Нет, - покачал головой Павел. - Мать в местном продуктовом покупает гранулированную черную заварку, а то и вовсе травы в чайник кидает. Тетка моя тоже либо черный чай пьет, либо кофе. А вот зеленый я первый раз у вас попробовал.
- А я его очень люблю, - улыбнулась Зоя Михайловна. - Кофе мне уже нельзя, а черный уж приелся. Вот и балуюсь зелененьким. Но это не та тема о которой я хотела с тобой поговорить. Слушай меня... В областном отделе образования есть у меня знакомый, однокурсник мой, Илья Сергеевич. Я с ним общаюсь нет-нет по работе, вот и за тебя словечко замолвлю. Комнаты в общежитиях, конечно, есть, но знаешь... Часто их для своих придерживают, а иногородние вынуждены снимать жилье. Думаю, Илья Сергеевич не откажет в любезности замолвить перед кем надо за тебя словечко.
- Спасибо вам, Зоя Михайловна. За помощь спасибо...
- Да не за что, Паша. Тебе хочется помогать. Это вот Федька, одноклассник твой, без царя в голове, что помогай, что нет, итог один - все мимо. А ты парень толковый, жаль, если загубишь свою жизнь в деревне...

****
Этим летом Павел пережил большое давление со стороны матери. Он работал у фермера Лапина и старался домой приходить как можно позже, чтобы не слышать материного брюзжания. А еще.. Он не отдавал ей всю зарплату, а только половину, зная, что ему нужны будут деньги, пока не найдет работу в городе. Лидии это тоже не нравилось, она ходила в бухгалтерию и требовала, чтобы Пашкину зарплату ей отдавали на руки, но Валентина Ивановна, грозный главбух, выставила Лидию за порог. Чтобы деньги были в сохранности, Павел относил их к Зое Михайловне.
И вот наступил день отъезда, мать даже не вышла попрощаться. Поцеловав младших сестренок на прощание, он пожал руку отцу и вышел из дома, направившись к Зое Михайловне.
Та протянула ему конверт с его заработком и указала рукой на сумку, стоявшую в углу.
- Что это? - удивился Паша.
- Там по мелочи, - махнула она рукой. - Что-то из закруток, сало соленое, ребят угостишь, варенье малиновое, не дай Бог простынешь.
- Спасибо вам, Зоя Михайловна.
- Не за что. Ты только звони, Паша, или сообщение пришли...

Павлу захотелось плакать от такой заботы. Он не решался взять с собой что-то из дома, зная, что мать просто назло ему скажет не трогать ее припасы. Мать, которая с ним разговаривала сквозь зубы, потому что он не оправдал ее ожиданий. А здесь учительница... Просто учитель, которая была его классным руководителем с пятого по девятый класс, проявила больше заботы и внимания, чем его родители...


*****

Молодой специалист ходил по торговому центру и выбирал подарки. У него было радостное настроение - его, три года назад окончившего университет, уже поставили на руководящую должность в одном из филиалов нефтяной промышленности. Такому успеху могли только позавидовать его однокурсники. Но начальство его заметило сразу, едва он окончил с красным дипломом высшее учебное заведение и пришел работать в нефтяную компанию.
Зарплата была такая, что Павел даже не поверил, едва увидел цифры. Вот мать обрадуется, когда он приедет и привезет им всем подарки. Так, но чтобы купить? Телевизор, точно! У них дома в селе был телевизор, который отец еще в конце девяностых притащил домой. Ловил он только два канала, и то с помехами. А он купит новый, хороший, плазменный. И антенну к нему. Вот мать обрадуется! Может быть тогда она скажет, что он молодец, а не будет привычно поджимать губы. Раньше он ненавидел лето, когда приезжал на каникулы, а после третьего курса перестал ездить в село, ограничиваясь с родными лишь звонками. Для этого ему пришлось купить сотовый, один на всю семью, но и не звонить он не мог, переживал и все же скучал по сестренкам, по отцу, и даже по маме.
Маме, которая ни копейки не дала своему студенту, постоянно жалуясь на отсутствие денег. Павел это понимал и, едва началась учеба, устроился на оптовый склад, работая в свободное время. У него даже получалось присылать матери кое-какие копейки.
Зато ему активно помогала Зоя Михайловна. Он чувствовал благодарность и теплоту к этой женщине. Он никогда не забудет, как приехала она в ноябре в областной город, якобы по делам, а сама привезла первокурснику огромную сумку с картошкой, луком, морковью и вареньем. Только Богу известно, как она дотащила тяжеленный клетчатый баул. Но больше всего Павла растрогали носки и шарф, связанный Зоей Михайловной.
- Знаю я вас, молодежь, вечно ходите с открытой шеей. Вот, повязывай, так теплее будет. И носки носи, а то в общежитии сквозняки гуляют.

Периодично все годы учебы она наведывалась к Павлу, а он дарил ей небольшие презенты к праздникам. Иногда он ложился спать и думал о том, что у такой женщины, как Зоя Михайловна, должно быть много детей. Она бы их достойно воспитала! Но их не было...Дважды она была замужем, а детей так и не родила, люди в селе шептались, что в молодости аборт сделала, с тех пор "пустая". А она всю свою любовь дарила чужим детям. Вот и к Павлу, как к своему сыну относилась.
С этими мыслями Паша выбрал телевизор, а затем, обернувшись к стойке напротив, увидел сотовые телефоны. Сенсорный, красивый и в руке хорошо сидит. Он вертел его, крутил и улыбнулся, глядя на экранчик. Вот, то что нужно. Его он подарит учительнице, а то уже цифровые технологии далеко шагнули, а она все с кнопочным "тапочком" ходит. Пускай соцсети осваивает. Телефон завернули в подарочную упаковку и Павел отнес телевизор с телефоном в машину друга, который тоже шастал по торговому центру, выбирая подарок для своих родных. Эх, надо свою машину покупать. Но сперва квартиру, не будет же он всю жизнь на съемных метрах жить.
Труднее всего было выбрать подарок сестрам. Хотя... Лизке было уже 15 лет, она хочет покрасоваться перед подружками. Было рискованно, но он все же зашел в магазин одежды и купил ей красивый пуховик, посоветовавшись с продавцом. Должен подойти по размеру его худенькой и стройной сестре. Двум другим младшим сестрам он купил по большой мягкой игрушке.

31 декабря он ехал на такси в село, отдав нехилую сумму водителю. Ну а как он еще довезет телевизор и плюшевых зверей? Ничего, на праздник можно и потратиться.

- Пашка приехал!- закричала его средняя сестра Настя.
- Привет, мышонок. А где Лиза и Соня? - обнимая сестренку, спросил он.
- В доме, я первая тебя увидела. Это что? Это нам? - хлопала она от восторга ладошами, видя, как он выгружает из багажника машины подарки.
- Вам, вам. Ну помогай мне, смотри тут сколько всего.
Павел вытащил последний пакет, в котором были продукты к Новогоднему столу, зная, что мать их не купит, обойдется одним оливье, отварной картошкой и жареной курицей.

Встреча с родными прошла радостно, даже мать улыбалась, увидев сына. Но когда он поставил перед ней коробку с телевизором, она нахмурилась.
- Это же дико дорого! Зачем потратился на эту говорящую доску? Лучше бы деньгами... Сдай обратно, не распаковывай.

Павел нахмурился, глядя на мать. Думает она о чем-нибудь другом, а не о деньгах? Неужели она вообще не умеет радоваться подаркам? Наверное, нет. Сколько он помнил, она всегда отцу говорила эту фразу. Он хотел было ей сказать, что и денег привез, и в следующем месяце еще пришлет, но увидев, как округлились глаза матери, едва она заметила продуктовый набор и начала качать головой, называя его буржуем, он вышел из дома, сжимая в руке картонный пакет с подарком для учительницы.

Она оценила его подарок... Хоть и говорила, что дорого, но глаза ее блестели, а он настаивал на том, чтобы она распаковала его.
- Телефон освоите быстро, я вам покажу как там все устроено. Еще я привез ваш любимый зеленый чай в наборе россыпью. Там разные вкусы.
- Пашенька, какой же ты внимательный, все помнишь.
- Это лишь малая толика того, чем я могу вас отблагодарить.
- Как родители?
- Хорошо, - Павел отвернулся к окну.
- Рассказывай, - Зоя Михайловна присела за стол и посмотрела на бывшего ученика.
А он ей все выложил. Про реакцию матери, как хотел ее порадовать и что услышал в ответ.
- Не осуждай ее. Она всю жизнь в нищете прожила. Четверо детей не так-то просто поднять.
- Но неужели нельзя хотя бы сделать вид, что рада подаркам?
- Она рада, но просто... У нее характер такой.

Павел посмотрел в добрые глаза своей учительнице и тихо спросил:
- А можно я с вами праздник отмечу?
- Можно, - кивнула она. - Только...
- Если продукты нужны, я мигом в магазин сбегаю, работает он сейчас, или уже закрыт?
- Нет, нет, - замахала руками Зоя Михайловна. - Продукты есть, ученики нанесли. Я хотела сказать, что нас много здесь будет.
- Это кто же?
- А дети, кто еще! - улыбнулась Зоя Михайловна. - Сказали, придут поздравить. Поможешь мне с готовкой?
- С удовольствием. Только фартук дайте! - подскочил Павел.

Они дружно накрыли стол, сделав традиционные оливье, селедку под шубой, мимозу и нарезав бутерброды. Зоя Михайловна поставила в духовку запекать окорочка и сервировала стол.

За час до Нового года прибежала Лиза, но Павел сказал, что отметит праздник с той, которая ему рада и отправил сестру домой. Вскоре Лиза вернулась и заявила, что тоже по нему скучала, значит, будет с ним.
Под бой курантов Зоя Михайловна, Павел и Лиза встретили праздник, а спустя полчаса во двор учительницы ввалилась гурьба молодых людей, всех Павел знал, росли вместе.

Через час, убрав все со стола и вымыв посуду, они оставили женщину отдыхать и отправились гулять по селу. Павел был счастливым, в этот Новый год он чувствовал себя уютно.
Когда под утро он вернулся домой, то увидел, что телевизор распакован, антенна приделана к стене дома снаружи, торча на уровне крыши. Родители, Настя и Соня спали. Поцеловав Лизу перед сном, Паша лег спать, думая, что завтра он уедет. К чему ему оставаться здесь?

В нос ударил запах блинов. Он подскочил и, потирая глаза, вышел на кухню. У плиты стояла мать в фартуке и хлопала по руке Настю:
- Потерпи. Пашку разбудим и будем завтракать.
- Я уже проснулся, - произнес он.
- Паша, доброе утро. А я тут блинчиков напекла, твоих любимых, со сгущенкой. Настьку вот в магазин послала...
- Зачем тратилась? Не надо было.. - он облокотился о косяк двери.
Лидия глазами показала Насте, чтобы она вышла из кухни. Девочка нехотя ушла, но Павел знал - подслушивать будет.
Мать, выключив плиту и сняв последний блин со сковороды, попросила Пашу сесть за стол и сама уселась напротив, наливая ему чай.
- Сынок... - видно было, что ей нелегко даются слова, а Паша удивился этому обращению. Так тепло и ласково она это сказала. - Ты прости меня. Я была неправа.
Вот тут он чуть чашку из рук не выронил. Мать редко когда извинялась, а уж перед детьми и вовсе никогда...
- О чем ты, мама?
- Я была эгоистична по отношению к тебе. Знаешь, мы всегда жили бедно. В советское время в деревнях не шиковали, а уж в девяностые, когда кроме овощей с огорода мы толком ничего не видели, когда зарплаты ждали месяцами, я начала все равнять на деньги. Я много лет была несправедлива к тебе, считая, что это твоя блажь, а еще думая, что ты уедешь в город и сюда дорогу забудешь. Вчера я так отреагировала, потому что... - она замялась. - Потому что привыкла так реагировать...Отец мне вчера тоже втык дал, говорил, что если бы ты в город не уехал, не был бы начальником и хорошим специалистом. У меня была ночь, чтобы посмотреть на все с другой стороны. И я скажу тебе так... Я горжусь тобой. Не потому что ты приехал с подарками для нас, спасибо тебе огромное за них. А потому что ты проявил силу воли и характера и сделал по-своему. Я горжусь, что тебя ценят на работе. Но еще больше я горжусь тем, что ты во всех ситуациях думаешь о нас. Ты мог бы остаться в городе и встретить этот праздник с друзьями. Но ты приехал к нам, в эту глушь, чтобы нас порадовать. И мне стыдно за свой вчерашний прием.

Павел подошел к матери и обнял ее. Он едва сдерживал слезы. Так долго он ждал этих слов. Они его и удивили, и обрадовали одновременно.
- Мама, теперь все будет по-другому, слышишь? И обещай мне, что ты научишься радоваться подаркам, - подмигнул он.
- А ты обещай, что останешься с нами на Рождество. В очередной раз Новый год прошел без тебя, хотя ты был рядом, но бы рождественский праздник проведи с нами. А я пирог испеку, твой любимый.
- Еще блинчиков, - рассмеялся Паша.
- И блинчиков, - кивнула мать, а он обнял ее еще покрепче. Так, как не обнимал уже много лет.

Теперь он знал - мать его любит и гордится им, просто, как говорила Зоя Михайловна - характер у нее такой..

С Наступающим Новым годом. Верьте в чудо, любите и цените своих близких, принимая их такими, какие они есть. Ведь только любовь к близким и понимание их сделают вас счастливыми.
А ваш автор уходит в двухнедельный отпуск. Буду писать короткие посты, но рассказы будут после Нового года. Я еду к папе в Оренбург. Но это уже другая история...