Найти в Дзене
KP.RU:Комсомольская правда

Зачем Пашинян приехал в Санкт-Петербург и что на самом деле происходит между Россией и Арменией

Оглавление
   Премьер-министр Армении Никол Пашинян. Фото: Александр Патрин/ТАСС
Премьер-министр Армении Никол Пашинян. Фото: Александр Патрин/ТАСС

В понедельник 25 декабря премьер Армении Никол Пашинян отправился с двухдневным рабочим визитом в Россию. То, что не так давно было вполне естественным в российско-армянских отношениях, теперь стало почти сенсационным.

«Двадцать пятого декабря премьер-министр примет участие в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге, а 26 декабря - в неформальном саммите СНГ», - говорится в пресс-релизе, распространенном Ереваном.

Не поехал, пропустил

СМИ обратили особое внимание на это сообщение потому, что в последнее время официальные лица Армении начали демонстративно игнорировать мероприятия на постсоветском пространстве. В октябре Пашинян не поехал в Бишкек на межправсоветы ЕАЭС и СНГ. 23 октября он пропустил саммит ОДКБ в Минске.

Что на самом деле происходит с отношениями между официальным Ереваном и Москвой? Для ответа нужно вспомнить, что в реальности происходило несколько последних лет на этом, как сейчас модно говорить среди дипломатов, треке.

Армения - и точка

В 2018-2020 годах Пашинян неоднократно заявлял, что международное признание Нагорного Карабаха – абсолютный для него приоритет. В мае 2019 года в Шуше он громко отметил годовщину освобождения города от азербайджанцев. А в августе 2019-го, находясь в Степанакерте, Пашинян заявил: «Арцах – это Армения, и точка».

Но, придя к власти, он поставил на паузу переговорный процесс при посредничестве Минской группы ОБСЕ, ссылаясь на необходимость вникнуть в суть проблемы. И в дальнейшем премьер не проявлял видимого желания браться за решение нагорно-карабахского вопроса на основе предыдущих наработок Минской группы.

Джентльменская договоренность

20 октября 2020 года в разгар боевых действий в Карабахе президент России Владимир Путин предлагал Пашиняну остановить войну во избежание больших потерь (уже убедив в этом азербайджанского лидера Ильхама Алиева). Это позволило бы не доводить до больших боевых и территориальных потерь. При этом вопрос статуса Нагорного Карабаха оставался в повестке дня. Однако армянский премьер тогда решил действовать иначе. В итоге именно Путин внес решающий вклад в прекращение войны, но азербайджанские войска остановились уже на подступах к Степанакерту.

Тогда же при ведущей роли президента России достигли трехстороннней «джентльменской договоренности» на высшем уровне – оставить вопрос о статусе Карабаха на решение будущих поколений. Это давало возможность сохранить статус-кво, параллельно начав нормализацию армяно-азербайджанских отношений.

Заявление от 9 ноября 2020 года заложило фундамент этого процесса. Логика заключалась в том, чтобы разблокировать транспортные коммуникации между Азербайджаном и Арменией, делимитировать и демаркировать границу, наладить диалог общественников, экспертов, парламентариев. Так можно было бы «навести мосты» между Баку и Ереваном, чтобы затем заключить мирный договор.

   Степанакерт, 2020 год. Вид на контрольно-пропускной пункт российских миротворцев. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Степанакерт, 2020 год. Вид на контрольно-пропускной пункт российских миротворцев. Фото: Александр Рюмин / ТАСС

ЕС поставил задачу перехватить инициативу у Москвы

На контрасте с Россией, которая в трудную минуту повела себя как единственный реальный союзник Армении на международной арене, Запад оказывал Еревану лишь показную поддержку. США, Канада и Европа ограничились дежурными заявлениями, а роль армянских диаспор свелась к малозначительным акциям солидарности и сбору для Армении финансовых средств.

Между тем, как минимум до конца 2021 года джентльменская договоренность действовала. На это указывало и заявление Пашиняна, сделанное в декабре того же года: «Окончательный статус Нагорного Карабаха ... подлежит уточнению в ходе переговоров».

Но тут в процесс нормализации отношений между Ереваном и Баку вклинился Евросоюз. И понеслось.

В Брюсселе не стали скрывать, что любой ценой намерены перехватить инициативу у России. ЕС предложил свою схему, которая предполагала выстраивание армяно-азербайджанских отношений в обратном порядке. Сначала - мирный договор с закреплением территориальной целостности двух стран. И лишь затем - делимитация границы и разблокировка коммуникаций.

Пражское признание

Пашинян пошел на поводу у Запада, обещавшего в обмен на согласие с этой схемой обеспечить безопасность республики. Он начал готовить общественное мнение страны к такому развороту. В апреле 2022 года премьер Армении заявил о необходимости «снизить планку по вопросу о статусе Арцаха» и о том, что «статус ... является не целью, а средством обеспечения безопасности и прав армян Нагорного Карабаха».

6 октября 2022 года в Праге Алиев и Пашинян зафиксировали взаимное признание территориальной целостности и суверенитета. Официальный Ереван потом не раз подтверждал это публично. В пражском итоговом заявлении, к слову, никак не упомянуты вопросы обеспечения прав и безопасности карабахцев.

Обнулил договоренность

Дальше – больше. 14 мая 2023 года в Брюсселе на армяно-азербайджанской встрече под эгидой ЕС Пашинян согласился с тем, что площадь Азербайджана составляет 86,6 тыс. кв. км. То есть включает Нагорный Карабах. Руками руководства Армении была окончательно обнулена джентльменская договоренность об отложенном статусе Карабаха.

Более того, после саммита в Брюсселе премьер Армении вовсе самоустранился от отстаивания интересов карабахских армян, заявив, что эти вопросы надо обсуждать в формате Баку-Степанакерт. То есть «знаменитый» лозунг, с которым Пашинян пришел к власти, был развернут на 180 градусов.

Миротворцы до последнего делали для армян Карабаха все, что могли

Все это позволило Баку приступить к окончательному восстановлению контроля над Нагорным Карабахом. Началось с Лачинского коридора: в декабре 2022 года там «экоактивисты» развернули там пикеты. В итоге на въезде в коридор установили КПП.

Возможности российского миротворческого контингента (РМК) препятствовать этому были крайне ограничены – отсутствовал необходимый мандат. Однако до последнего наши миротворцы делали для армян Карабаха все, что могли - от контроля за режимом прекращения огня до гуманитарной помощи.

К удивлению Москвы, действия миротворцев РФ постоянно сопровождались огульной критикой со стороны руководства Армении. Именно радикальный разворот Еревана в отношении Нагорного Карабаха привел к тому, что условия, в которых размещались миротворцы, в корне изменились - теперь РМК находился на территории, принадлежность которой Азербайджану признавалась Арменией, а установление полного контроля над ней со стороны Баку было лишь вопросом времени.

Нулевая роль

Растущее вмешательство западных посредников, убедивших Ереван окончательно отказаться от Нагорного Карабаха, привело к военным действиям 19-20 сентября 2023 года и прекращению существования непризнанной Арменией Нагорно-Карабахской республики.

   Армения, Сюникская область, сентябрь 2023 г. Грузовик с вынужденными переселенцами из Нагорного Карабаха. Фото: Александр Патрин/ТАСС
Армения, Сюникская область, сентябрь 2023 г. Грузовик с вынужденными переселенцами из Нагорного Карабаха. Фото: Александр Патрин/ТАСС

В том же ключе стоит рассматривать согласие Еревана на размещение в приграничье с Азербайджаном наблюдательной миссии Евросоюза, роль которой в обеспечении безопасности Армении равна нулю. Ереван отказался и от развертывания миссии ОДКБ, уже согласованной министрами иностранных дел всех шести стран Организации до появления в Армении ЕСовцев.

Тут сложно не вспомнить, как 20 сентября этого года в разгар боестолкновений в Карабахе, когда на кону была судьба свыше ста тысяч армянских жителей региона, Пашинян заявил: Ереван будет лишь «следить за событиями» и «не позволит вовлечь Армению в военную провокацию».

Череда серьезных просчетов

Пашинян, озабоченный политическим выживанием, отчаянно пытается оправдаться, перекладывая всю вину за трагедию коренного армянского населения Карабаха на Москву. А ведь брошенные властями Армении на произвол судьбы исторические ценности и религиозные святыни Нагорного Карабаха защищают сейчас именно наши миротворцы.

После того, как 15 ноября 2023 года заместитель госсекретаря США Джеймс О'Брайен публично заявил, что Вашингтон хочет добиться ухода российских миротворцев из Карабаха до 2025 года, становится очевидным: единственная цель Запада – выдавливание России из региона.

Заигрывания Пашиняна с ЕС и США, в том числе по армяно-азербайджанской нормализации, объективно носят антироссийский характер и помогают Западу в его деструктивных задачах. США на Кавказе действуют по той же логике, что и в Югославии, Афганистане, Ираке и Ливии. Плачевные итоги известны в том числе и премьеру Армении, но это его не останавливает.

Автор: Владислав ВОРОБЬЕВ