Статья размещена в газете «Первая полоса» № 11 (160), декабрь 2023
Российское интернет-сообщество до сих пор будоражат поправки в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», принятые еще в июле 2022 года. Некоторым участникам рекламного рынка может быть до сих пор непонятно, как применять новую статью 18.1 этого закона.
Одни участники рекламного рынка решают перестраховаться и удаляют весь контент, который соответствует определению рекламы, или же, напротив, маркируют весь свой контент без разбора. Другие, из-за неопределенности, несовершенства закона и отсутствия технической возможности поставить под реальный контроль всю интернет-рекламу, игнорируют требования закона. Большинство же пребывает в недоумении из-за неопределенности «правил игры» и невозможности принимать обдуманные и взвешенные решения, которые гарантированно позволили бы избежать административной ответственности за нарушение законодательства о рекламе.Охватить рамками одной статьи столь сложную и животрепещущую тему невозможно. В своем сообществе «Юридическое агентство «Статус»» во «ВКонтакте» (vk.com/pravo.status) мы разместили уже шесть публикаций по этой теме, к каждой из которых поступило и поступает по сей день много вопросов от пользователей.
В этой статье обобщены ответы на наиболее распространенные вопросы участников рекламного рынка, относящиеся к самостоятельной маркировке рекламы рекламодателями и рекламораспространителями без участия оператора рекламной сети.
Что изменили поправки и принятые на их основе подзаконные нормативные акты?
Все рекламные креативы отныне должны содержать не только отметку «Реклама» и сведения о рекламодателе, но и маркер, который представлен буквенно-цифровой строкой в виде «erid=XXX». Он выдается удаленно с помощью специального программного обеспечения оператора рекламных данных (ОРД). Таких ОРД в настоящее время семь.
Любой креатив, который публикуется через рекламный кабинет оператора рекламной сети (ОРС), например рекламный кабинет какой-либо социальной сети, маркируется автоматически. Каких-либо дополнительных действий со стороны рекламодателя не требуется, поскольку ОРС берет на себя все обязательства по соблюдению и исполнению закона о маркировке рекламы, в том числе в части сдачи отчетности в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР). Состав передаваемых в ЕРИР данных утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.05.2022 № 1362-р.
Не считается рекламой и не требует маркировки
Собственное производство или услуги
ФАС России (Письмо от 29.05.2023 № 08/41716/23) не считает рекламой информацию о производимых или реализуемых товарах (услугах), размещенную на официальном сайте или на страницах в социальных сетях производителя или продавца этих товаров (услуг), если она предназначена для информирования посетителей сайта или страницы в социальной сети об ассортименте товаров (услуг), условиях их приобретения, ценах, скидках и правилах пользования. Таким же образом ФАС обозначила свою позицию в отношении информации о хозяйственной деятельности производителя или продавца, проводимых ими акциях и мероприятиях.
Следуя этим разъяснениям, сайт или другой интернет-ресурс, принадлежащий производителю (продавцу) товара (услуги) и используемый им, является справочно-информационным ресурсом. И контент на таком интернет-ресурсе не требует маркировки, если его размещает сам производитель (продавец), при этом такой контент содержит информацию об ассортименте производимых и (или) реализуемых товаров (услуг), ценах, скидках и других условиях их приобретения, правилах и рекомендациях пользования, а также информацию о хозяйственной деятельности, проводимых акциях, мероприятиях и иных событиях.
Информация о партнерах
Информация о партнерах и спонсорах на сайте и странице в соцсетях компании не является рекламной, если она размещена в отдельном блоке и никто из партнеров и спонсоров визуально не выделен особым образом (ни местом, ни стилем размещения). Наличие активных ссылок на сайты партнеров и спонсоров также не являются рекламой, если они оформлены единообразно.
Сейчас нет разъяснений регуляторов относительно указания ссылок на сайт партнера (спонсора) или его страницы в соцсетях в отдельном посте (текстовом, текстово-графическом, графическом или видеоформате) в сообществе социальной сети или в канале мессенджера. Технически указывать ссылки не всегда возможно или целесообразно, поэтому при размещении такой информации рекомендую следовать общим критериями, по которым в соответствии с законом информация относится к рекламе. Если ссылка на сайт партнера обусловлена необходимостью информировать о потребительских свойствах товара (услуги) или необходимостью подтвердить характер партнерских (например, дилерство, дистрибуция, коммерческая концессия) или спонсорских отношений, а также в иных случаях, когда отсутствует рекламируемый объект, указание такой ссылки в контенте не будет рекламой. Другое дело, если такая ссылка ведет на рекламный баннер на сайте или на странице в соцсети партнера или спонсора.
Репост на личной странице
Не является распространением рекламы репост на личной странице пользователя социальной сети любой, даже рекламной, публикации третьего лица. Такое часто практикуется в так называемых конкурсах репостов. А вот репост в ленте сообщества рекламного креатива третьего лица — реклама со всеми вытекающими обязанностями для рекламодателя и рекламораспространителя.
Обзоры товаров или услуг
Авторские обзоры, разборы и мнения экспертов в различных областях, спрос на которые в интернете весьма велик, рекламой не являются в случае информирования потребителей относительно свойств товаров (услуг), даже если такие публикации содержат ссылки на информационные ресурсы изготовителя или продавца обозреваемых товаров (услуг). Исключением могут быть лишь те, в которых содержится подробная информация о самом производителе или продавце обозреваемого товара или услуги, включая контакты, цены и условия приобретения товара (услуги).
Просьба подписаться на ресурс
Призыв подписаться на какое-либо сообщество в соцсети или канал в мессенджере не является рекламой, если нет объекта рекламы, а содержащаяся в такой публикации ссылка ведет на общую или подписную страницу сообщества или канала, а не на страницу с рекламой товаров (услуг) владельца этого сообщества или канала.
Рассылки по клиентам
Не требует маркировки в качестве рекламы информация, рассылаемая своим клиентам (подписчикам) о своих же продуктах (услугах). В этом случае нет обязательного признака рекламы, установленного п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе» (информация, адресованная неопределенному кругу лиц). При этом неважно каким образом осуществляется такая рассылка: вручную, сервисами рассылки или чат-ботами.
Эти выводы основаны на позиции ФАС России, согласно которой не маркируются, помимо прочего, рассылки в мессенджерах.
Как пояснило ведомство, эти виды рекламы не относятся к интернет-рекламе, поскольку их распространение происходите не в сети Интернет, а посредством этой сети. Поэтому к такой рекламе применяются правила ст. 18 Закона «О рекламе» (реклама, распространяемая по сетям электросвязи).
Мое мнение по этому вопросу более радикальное. Если уж до конца следовать букве закона, сервисы рассылки и чат-боты используют функционал мессенджеров, в том числе интегрированных в социальные сети, а также заранее заданные списки адресатов, выразивших явным образом свое согласие на получение рассылки (ведь при подписке на рассылку через сервис рассылок или чат-бота пользователь дает согласие на ее получение, после чего и попадает в список рассылки). Таким образом, отсутствует один из обязательных критериев отнесения распространяемой информации к рекламе, указанных в определении этого термина (п. 1 ст. 3 ФЗ «О рекламе»), — публичность, то есть адресованность неопределенному кругу лиц. Какая разница, кто рассылает от имени сообщества или канала производителя (продавца) личные сообщения потребителю: человек или чат-бот?
Видимо, настало время законодателю пересмотреть определение рекламы и критерии отнесения к таковой той или иной информации, в том числе с учетом способов ее распространения или донесения до потребителей. В текущий момент отставание законодательства от действительности очевидно.
Отчетность в ЕРИР
Много нареканий и вопросов среди участников рекламного рынка вызывают сроки представления отчетности в ЕРИР. В действующей редакции закона этот срок ограничен лишь продолжительностью публичного размещения рекламной информации в сети Интернет. Это явно не отвечает реалиям, поскольку это правило не учитывает специфики всех видов интернет-рекламы, в частности специфики сообществ в социальных сетях и каналов в мессенджерах, где рекламная публикация может находиться в ленте бесконечно долго, однако уже не выполнять своей рекламной функции. Также это правило излишне перегружает отчетность, делая ее практически бесконечной и совершенно бессмысленной с точки зрения государственного регулирования. Правда, стоить упомянуть, что Роскомнадзор уже работает над соответствующими поправками в закон.
Есть масса и других вопросов, как юридического, так и технического плана, которые требуют ответов на законодательном уровне.
В данный момент закон о маркировке интернет-рекламы явно не готов для целей регулирования этой ниши рекламного рынка. Вся надежда на адекватное его применение в надзорной практике соответствующими ведомствами и быстрое реагирование на изменение специфики рынка интернет-рекламы в виде отвечающих его потребностям изменений в рекламном законодательстве. А пока нарабатывается правоприменительная практика и совершенствуется законодательство в этой сфере, участникам рекламного рынка можно рекомендовать лишь перестраховываться в вопросах маркировки интернет-рекламы и прибегать к помощи специалистов по возникающим вопросам.
Нет доступа к КонсультантПлюс? Оставьте заявку по ссылке и получите бесплатную демоверсию системы*.
Подобрать комплект КонсультантПлюс вы можете на нашем сайте*.
*Предложение действительно для юридических лиц, зарегистрированных в регионах: Москва и Московская область, Саратовская область, Омская область, Новосибирская область, Республика Алтай и Алтайский край, Томская область, Красноярский край.