Найти тему
History Empires

Сталинские слова в его адрес не предвещали ничего хорошего. За ними ясно виделась судьба расстрелянного маршала Тухачевского

Оглавление

Июль 1938 года. Кремль. Кабинет Сталина.

Перед ним лежал список. Их до сих пор почему-то называют «Список лиц, подлежащих расстрелу» или «Расстрельный список». Тот, кто их так называет, отчасти подвирает.

Правильно называть документ, который накануне был подан Сталину наркомом НКВД Николаем Ежовым, как «Список лиц, подлежащих суду Военной коллегии Верховного Суда Союза ССР». Согласитесь, это не одно и тоже.

В данном документе были обозначены фамилии тех, в отношении которых предварительное следствие было завершено и их дела передаются в суд.

Рассказывают, что Сталин вычеркнул из 139 фамилий лишь одну. Александра Егорова, маршала Советского Союза. Он на тот момент уже как полгода содержался в следственном изоляторе на Лубянке и в отношении него предварительное следствие закончилось.

И опять домыслы. Мол, Сталин хотел от него получить больше показаний на сослуживцев Егорова. Или, вот еще, вождь просто хотел подарить Егорову еще несколько месяцев жизни. Чушь несусветная.

Скорее всего Сталин был не совсем уверен в его виновности. Ему докладывали, что большинство показаний Егорова, в том числе против себя, были просто выбиты следователями в подвале Лубянки.

Поэтому он и вычеркнул его фамилию. Иди, мол, Ежов, вытащи из дела белые нитки и представь железные доказательства о его виновности.

За Веру, Царя и Отечество!

Нас опять убеждают, что переврал, видите ли, Егоров, свою биографию. Наплодил вокруг себя мифов. И семья, в которой он родился, была бедной. И в революцию то он бросился с головой еще в ранней юности.

А оказывается всё это не так, как им собственноручно написано.

Александр Ильич родился в 1883 году в многодетной обеспеченной семье. Его отец работал приказчиком у богатого купца 1-й гильдии. Зарабатывал он хорошо, так что младшенький Александр нужды не испытывал. Он, как и остальные дети семьи Егоровых, получил соответствующее образование.

Окончив в 1901 году гимназию в Самаре, Александр вознамерился стать военным. Для этого он сначала становится вольноопределяющимся в 4-м гренадёрском Несвижском полку, а через год поступает в Казанское пехотное юнкерское училище.

Ни о какой революционной деятельности Егоров и не помышлял. Наоборот, выйдя из училища в 1905 году в чине подпоручика, он в составе 13-го лейб-гренадерского Эриванского полка разгонял митинги рабочих Закавказья, лихо стегая ногайкой налево и направо.

Видно Александр Ильич выполнял приказы неукоснительно и не задумываясь. В противном случае его бы не наградили тогда орденом Святого Станислава III степени.

Александр Ильич Егоров.
Александр Ильич Егоров.

Это была первая награда 24-летнего подпоручика.

До Февральской революции Егоров свято верил в царя и Отечество. Потом во Временное правительство и Отечество. Ни к каким эсерам он не примыкал, да и знал ли вообще о такой партии.

Егоров участник Первой мировой. Был пять раз ранен и контужен.

Сделал ставку на большевиков

Большевики не дали ему примерять погоны полковника. Этот чин ему присвоили в ноябре 1917 года, когда надобность в нем отпала.

Полковник безошибочно определил, что его карьерные перспективы с этого момента крепко связаны с его политической позицией.

И если еще летом он призывал к продолжению войны до победного конца, утверждая, что Ленин никто иной, как немецкий шпион, то к концу богатого на революции года он твёрдо встал на сторону большевиков.

Большевики охотно принимали в свои ряды «военспецов», многие из которых отлично прижились в Красной армии и сделали блестящую карьеру. Руководители советской России понимали, что просто так на голом месте армию не построишь и не победишь в уже разгорающейся Гражданской войне.

Егоров принимал участие в разработке декрета об организации Красной армии или, как её тогда называли, Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА).

Затем он поочерёдно командовал 10-й и 14-й армиями Южного фронта. Был ранен. В октябре 19-го Егоров становится во главе Южного фронта. Именно при нём Деникину будет нанесено решающее поражение.

Слева направо: С. Буденный, Я. Гамарник, К. Ворошилов, И. Сталин, В. Молотов, А. Егоров.
Слева направо: С. Буденный, Я. Гамарник, К. Ворошилов, И. Сталин, В. Молотов, А. Егоров.

Стоит заметить, что тогда членом Реввоенсовета Южного фронта являлся Иосиф Сталин. Командующий фронтом и член Реввоенсовета неплохо взаимодействовали между собой.

Неплохо проявил себя Егоров и во время Польской компании 1920 года. Он тогда командовал Юго-западным фронтом. Если бы не Западный фронт во главе с Тухачевским, который потерпел ряд неудач под Варшавой, то войска Егорова могли бы взять Львов.

И опять, заметьте, членом Реввоенсовета Юго-западного фронта являлся Иосиф Сталин. То есть, по сути, Сталин и Егоров с октября 1919 года по 1920 год вместе воевали. А это, знаете ли, не забывается.

Плохой коммунист, но хороший командир

Так охарактеризовал Егорова Сталин, когда бывшего полковника на IX Всероссийском съезде Советов обозвали «чуждым элементом» и отказались выдвигать его в члены ВЦИК. Сталину тогда пришлось изрядно попотеть на съезде и буквально протолкнуть Егорова в высший законодательный, распорядительный и контролирующий орган государственной власти.

Но членство во ВЦИКе не было основным занятием Егорова. Он по-прежнему служил молодой республике.

Командовал военными округами. Поднялся по службе, сначала до начальника штаба, а потом до начальника Генерального штаба РККА.

Будущие маршалы: М. Тухачевский, С. Буденный и А. Егоров.
Будущие маршалы: М. Тухачевский, С. Буденный и А. Егоров.

В 1935 году Александру Егорову, как выдающемуся полководцу Гражданской войны, присвоили персональное воинское звание Маршала Советского Союза. Одному из первых. Из было всего пятеро: Буденный, Блюхер, Ворошилов, Егоров и Тухачевский.

В 1937 году маршал Егоров стал 1-м заместителем наркома обороны. Этот пост тогда замещал Климент Ворошилов, с которым Егоров был в дружеских отношениях.

И вот, казалось бы, ничто не предвещало для Александра Ильича, добравшись до таких высот, о которых он, наверное, и не мечтал, трагического конца. Не только в карьере, но и жизни.

В книжках хвалил, а за столом костерил

В 1931 году в свет вышла книга «Разгром Деникина». Автором значился Александр Егоров. В ней подробно описывалась выдающееся роль товарища Сталина в Гражданской войне.

Упоминался там и Климент Ворошилов. Почитать, так и Конную армию они создавали, и Деникина разгромили опять же они. И это ведь не кто-то пишет, а непосредственный участник этих событий легендарный командир Красной Армии Александр Егоров.

Тучи над ним стали сгущаться в конце 1937 года. На него поступил донос от его сослуживца Ефима Щаденко, заместителя наркома обороны и начальника Управления по начальствующему составу РККА.

Якобы Егоров, с которым они в конце ноября отдыхали в санатории «Барвиха», перебрав за столом, начал возмущаться несправедливостью по отношению к нему. Что вот, мол, Сталин и Ворошилов приписывают всё себе, а меня как будто и не было, когда они Царицын обороняли, когда Конную армию создавали, когда Деникина громили в пух и прах.

Егоров и Блюхер.
Егоров и Блюхер.

Свой донос Щаденко положил на стол своего непосредственного начальника — наркома обороны СССР Климента Ворошилова. Тот, естественно, поделился этой информацией с вождём.

Реакция Сталина не заставила себя ждать. В конце января 1938 года на закрытом совещании высшего комсостава он подверг некоторых военных жёсткой критике. «Возьмем хотя бы такой факт, как присвоение звания Маршалов Советского Союза. Известно, что у нас пять Маршалов Советского Союза. Из них меньше всего заслуживал этого звания Егоров, я не говорю уже о Тухачевском…

Егоров — выходец из офицерской семьи, в прошлом полковник — он пришел к нам из другого лагеря и относительно к перечисленным товарищам меньше имел право к тому, чтобы ему было присвоено звание маршала, тем не менее, за его заслуги в гражданской войне мы это звание присвоили, чего же ему обижаться, чем он не популярен, чем его не выдвигает страна? ...Так что, товарищи, вы не очень зазнавайтесь. Если вы пойдете в противоречие с политикой партии и правительства, если вы эту политику не признаете — народ вас сметет, выгонит и не задумается над тем, что маршалы вы или нет, хорошие ли вы командиры или плохие».

Сказать, что это был тревожный сигнал для Егорова, значит ничего не сказать. Это был приговор зарвавшемуся маршалу.

Что же произошло?

На этом совещании досталось не только Егорову. Сталин жёстко прошелся еще по одному маршалу — Семёну Будённому. Но тот, как известно расстрельной участи избежал и, благополучно закончив военную карьеру на самой высокой ноте, умер в своей постели среди родных и близких.

Может быть Сталин так и не смог смириться с полковничьими погонами Егорова? Маловероятно. Тот же Борис Шапошников также был подполковником царской армии, но был уважаем. Сталин его, чуть ли не единственного из всех, называл по имени-отчеству.

Тот же генерал армии Толбухин. Бывший царский офицер. Он вообще в лицо говорил Сталину, что воюет не за коммунистов, а за Россию. И ничего. Никто его не сгноил в лагерях и не расстрелял.

А основания для опалы были вполне конкретными.

Уже через несколько дней после сталинского выступления перед высшим комсоставом Александра Егорова освободили от должности 1-го заместителя наркома обороны. В постановлении об освобождении говорилось, что за те шесть лет, с июня 1931 по май 1937 гг., когда Егоров руководил штабом РККА, он фактически развалил его работу. Всё передоверил Левичеву и Меженинову, которые, как выяснилось, были завербованы польской, немецкой и итальянской разведками.

Александра Егорова с понижением отправили командовать Закавказским военным округом. Но прослужил он там недолго. В начале марта того же года Егорова лишили кандидата в члены ЦК ВКП(б), а в конце марта арестовали и перевезли в Москву на Лубянку.

Материалы собирали не только на Егорова, но и на его вторую жену — актрису Галину Цешковскую. Её арестовали намного раньше мужа. Обвинили в шпионаже в пользу польской разведки.

Вторая жена маршала Егорова Галина Цешковская.
Вторая жена маршала Егорова Галина Цешковская.

Возможно она дала такие показания против своего мужа, что уже и Сталин мог бы быть шокирован от делишек своего бывшего сослуживца. Ведь мы до сих пор не знаем о деле Цешковской, которая была расстреляна в августе 1938 года.

Кстати, в своём письме к Клименту Ворошилову, Александр Егоров фактически отрёкся от своей жены.

Следствие шло довольно долго. Правда следователи хотели еще в июле передать материалы в суд, но Сталин был против. Пришлось продолжить предварительное следствие в отношении маршала Егорова.

В начале 1939 года материалы следствия всё-таки были переданы в суд. Егорова обвинили в шпионаже и в военном заговоре.

Наверное, он много «насолил» своим бывшим товарищам. Они прислали ему подарок ко Дню Красной армии. 23 февраля по приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР Александр Егоров был расстрелян.

В 1956 году Александр Ильич был посмертно реабилитирован.

Спасибо за внимание.