Черное море. Россия, 2020. Режиссер Сергей Щербин. Сценаристы: Игорь Тер-Карапетов, Олег Кириллов, Игорь Торотько, Андрей Ивашкин. Актеры: Павел Трубинер, Екатерина Вилкова, Евгений Миллер, Алексей Шевченков, Александр Кузьмин, Андрей Руденский, Константин Адаев, Анна Котова-Дерябина, Юрий Цурило и др. Премьера на ТВ 27 апреля 2020.
Режиссер Сергей Щербин снял 18 полнометражных игровых фильмов и сериалов. Наиболее известные из них – «Страсти по Чапаю», «Литейный» и «Черное море».
Действие сериала «Черное море» разворачивается в 1944 году в Новороссийске, где советские контрразведчики работают над операцией по срыву планов немецких диверсантов-подводников взорвать боевые корабли черноморского флота и азовской флотилии…
В силу того, что в современном Новороссийске почти не осталось старых улиц и зданий, эпизоды сериала «Черное море», действие которых происходит в городе, снимались в Таганроге.
В последние годы Таганрог стал поистине «маскировочным» киногородом. Он уже успел побывать Севастополем начала XX века («Смотритель маяка»), Москвой и Одессой 1944 года (сериал «По законам военного времени-3»), Одессой второй половины 1940-х (сериал «Зеленый фургон») и начала 1970-х («Одесса» Валерия Тодоровского). И вот теперь пришло время Таганрогу стать Новороссийском 1944 года…
Российские кинокритики оценили «Черное море» неоднозначно:
Кинокритик Мария Безрук отметила, что «картина вызывает смешанные чувства. С одной стороны, захватывающий сюжет в лучших традициях советских военных детективов и прекрасные актёрские работы… вовлекают в историю. Но насладиться ею в полной мере мешают серьёзные авторские огрехи, бросающиеся в глаза почти в каждой сцене, связанные с несоответствием мира, создаваемого на экране, реалиям военного времени. … Совершенно непонятно, был ли привлечен к работе военный консультант, как это обычно делается на исторических картинах, потому как фильм изобилует многими несуразностями, из-за которых из крепкой мужской истории он превращается в кустарщину. … Тем не менее, нельзя не отметить прекрасную работу каскадёров, захватывающие съёмки драк и перестрелок, а также крепкую роль Павла Трубинера, который блестяще вжился в шкуру благородного опытного спеца: он и в воде не тонет, и в огне не горит, и просчитывает наперёд то, что всему штабу командования не под силу. Тем обиднее то и дело натыкаться на «мины», заложенные сценаристами и не обнаруженные режиссёром. Что ж, невзыскательная публика с притупившимся на мыльных операх нюхом, возможно, и не заметит несоответствия языку персонажей и эпохе повествования, однако зрители, ждущие от фильма чего-то вроде «Щита и меча» или «Пути в «Сатурн»», будут разочарованы столь поверхностным подходом авторов к интереснейшему материалу» (Безрук, 2020).
А кинокритик Игорь Карев обратил внимание читателей, что «на историческую достоверность «Черное море» не претендует, всё снято с достаточной долей условности… В сериале узнаются многие сюжетные ходы, которые присутствуют в других популярных фильмах. Герой Павла Трубинера с ходу обнаруживает дыры в защите города и порта от диверсантов и даже умудряется точно вычислить, в каком месте они проходят мимо патрулей. Ему приходится бороться с недоверием своих новых подчиненных, которые недовольны присланным «варягом», и доказывать, что он хороший специалист. Немецкие диверсанты — сильные противники, они превосходно стреляют, у них хорошее оснащение, и переиграть их трудно. Где-то в штабе советских войск сидит «крот», и его нужно срочно найти, чтобы он не раскрывал противнику планы Красной армии вообще и спецподразделения СМЕРШ в частности. … В целом немного недоработанные сюжет и антураж «Черного моря» вытягивают двое исполнителей главных ролей: Трубинер и Вилкова. Сабуров получился человеком внешне мягким, но цепким, каким и пристало быть контрразведчику, который ищет шпионов в глубоком (или близком к фронту) тылу. А Елена относится к типу женщин, которые сформировались во время войны: она самостоятельна, обаятельна и чертовски опасна, особенно с оружием» (Карев, 2020).
Как это обычно бывает, зрители, знакомые с атрибутами военной формы и в целом с историей Великой Отечественной войны, отнеслись к сериалу «Черное море» резко отрицательно:
«Все офицеры носят красные просветы, но при этом обращаются друг к другу "Товарищ капитан второго ранга", "Товарищ капитан третьего ранга" вместо "Товарищ подполковник" и "Товарищ майор". Хочется поздравить киногруппу. Молодцы! Сэкономили на консультантах! Впрочем, как всегда... На экране – 1944 год. Мы наблюдаем моряков фашистской Италии в Чёрном море. Между тем, Италия ещё в сентябре 1943 года вышла из войны. Мои поздравления авторам ещё раз! Знание истории – кол. Всё остальное... сюжет, игра актёров, спецэффекты и прочее – ничем ни отличается от обычных российских сериалов "про разведчиков, диверсантов и танкистов". Очевидно, именно они выиграли войну. Пехота как бы и не воевала» (Альгениб).
«Ужасное неуважение к флоту, единственный офицер у которого погоны и нарукавные нашивки соответствуют званию "капитан второго ранга" и тот командир полка морской пехоты (должен быть подполковник). Остальные офицеры с красными пехотными погонами, но гордо называют себя капитанами соответствующих рангов. … В общем – бред сумасшедшего, никогда не служившего на флоте» (Алексей Леонидович).
«Слабенький сериал. Как будто все в спешке делали… Впечатление, что уже видел все это. … А тут нам показывают фифу майора с манерами кокотки (как папироски курит!), да еще почему-то в фуражке. Женщины-военнослужащие береты носили на флоте. В общем сваяли боевичок на тему ВОВ…» (Василич).
Но у аудитории, не зацикленной на точности изображения военной формы и готовой принять правила детективной киноигры, впечатление о сериале «Черное море» оказалось вполне позитивным, хотя и они отметили явные недоработки военных консультантов фильма:
«Фильм получился живой, захватывающий и интересный. Турбинер прирожденный военный разведчик-смершевец. Вилкова … тоже великолепна. Именно они и Миллер спасают сериал. Смотрю с интересом. Теперь моя ложка дегтя в бочку с медом. Про просветы знает каждый школьник, родившийся в СССР. Красные просветы были только у медиков, морпехов, береговых артиллеристов, штабников. Но люди, носившие такие погоны, имели соответствующие сухопутные звания. … Теперь встреча Кунца с агентом Рита. Вообще то в таких случаях один произносит пароль – типа "Вы продаете славянский шкаф?" Другой же должен по правилам жанра сказать отзыв. Они же только сообщают друг другу: Я – Кунц, Я – Рита. Сценаристы и режиссер, похоже, не знакомы не только с историей морских диверсантов, формой одежды моряков, но и с классикой военного детективного жанра» (К. Станиславский).
«Сюжет весьма интересен. Но с исторической точки зрения масса ляпов... Как бы фильм сам интересный! Но вот эти ляпы все портят!» (Д. Голендухин).
Киновед Александр Федоров
Смотри как я. Россия, 2020. Режиссер Егор (Георгий) Сальников. Сценаристы: Анастасия Бобылёва, Софья Дёмина, Орхан Самедов, Егор (Георгий) Сальников. Актеры: Ольга Турчак, Михаил Мещеряков, Александр Самойленко, Дмитрий Мухамадеев, Елена Бирюкова, Евгений Сытый, Сергей Аброскин, Наталья Щукина и др. Премьера 9 апреля 2020.
На сегодняшний день «Смотри как я» – единственная полнометражная режиссерская работа актера Егора Сальникова.
В этой приключенческой комедии сбежавшая из детдома девчонка и слепой паренек решают «оторваться по полной» на море. И, между делом, попадают в Таганрог…
Российские кинокритики отнеслись к полнометражному дебюту Егора Сальникова сочувственно.
Константин Киценюк писал об этом фильме так: «Смотри как я» — типичное роуд-муви о подростках. Герои ищут свободу и независимость, ведь почувствовали себя взрослыми раньше, чем это подтверждает дата рождения в паспорте. … Излишняя карикатурность картине к лицу: она превращает действие в реалистичную современную сказку, а героев — в собирательный образ Колобка. Самым неожиданным в этом приключении будет финал, не разбрасывающийся примитивными нравоучениями и заставляющий расплачиваться за свои ошибки. … «Смотри как я» — подростковая драма о непонимании жизни и поисков своего места в сотне километрах от дома. Ответы, как всегда, окажутся банальными, а реальность — жестокой и колючей. Даже удивительно, как практически мифическое путешествие по глубинке получает столь реалистичное завершение. Украшают это приключение яркие персонажи и обаятельная парочка главных героев с понятными многим проблемами. Картина заявляется как комедия, но назвать ее таковой сложно. Юмор — не самая запоминающаяся сторона, а все действие скорее наполнено едким сарказмом и безысходностью. Если вы еще способны вспомнить, насколько остры юношеские переживания и одиночество, усугубленные давлением окружающих, то легко найдете общий язык с этими героями и их горестями» (Киценюк, 2020).
А кинокритик Денис Ступников справедливо отметил, что «поскольку жалость — одно из главных качеств русского человека, то Сальников просто не мог себе позволить циничных шуток, вроде хрестоматийного эпизода с незрячим мальчиком и безголовым попугаем из «Тупой и еще тупее». Этим и объясняется исключительно мягкая подача событий в «Смотри как я». Оля и Макс желают оторваться на полную катушку, но это у них не получится при всем желании, поскольку их путешествие проходит под бдительным присмотром телохранителя беглеца. Можно было сделать по голливудским стандартам этого охранника антагонистом, а отца Максима — тираном. Но и этого не происходит. В итоге вся динамика заключается, по большому счету, в грамотно подобранном саундтреке из песен новомодных проектов… Даже на этом щадящем фоне финал несколько кажется несколько смазанным. Однако если трактовать развязку в метафорическом или символическом смысле, то перед нами — трагикомедия. Из-за этого фильм постфактум будоражит гораздо сильнее, нежели во время просмотра» (Ступников, 2020).
Интересно, что мнения большинства зрителей на сей раз практически совпали с мнением кинокритиков:
«Смотри как я» это удивительно доброе кино о молодых людях, снятое в жанре дорожное приключение. … Хотя у фильма практически сказочный сюжет, он не создает ощущение сказки, потому что в нем полно очень жизненных и совсем не радостных эпизодов. Но в целом после его просмотра осталось очень приятное ощущение и какая-то уверенность, что все должно хорошо кончиться для его героев. Хотя некоторые мои знакомые придерживаются другого мнения о финале фильма, некоторые из них считают, что финал очень печальный и все кончилось на самом деле трагически. Но я получил огромное удовольствие от фильма, от его молодежной атмосферы, музыки и было просто приятно посмотреть на молодежь, не увлеченную наркотиками, алкоголем и не погруженную в свои сексуальные проблемы и поиски своей гендерной идентичности. К сожалению, в импортном кино это стало строго обязательным, и к счастью, в этом фильме можно отдохнуть от такого вида пропаганды» (Сапар).
«Весь сценарий – максимально простой и предсказуемый. Зритель с самого начала может предположить, чем закончится фильм, и, почти наверняка, будет прав. История не привносит ничего нового в кинематограф и испещрена сюжетными клише. Но на них приятно смотреть! Возможно, из-за дефицита добрых отечественных комедий, которые смотришь с умилительной улыбкой на лице, фильм, который, по сути, не является чем-то новым или невероятным, воспринимается, как нечто потрясающее. … Картину приятно смотреть, а драматургия выстроена понятно и нисколько не рвано, что бывает у начинающих режиссеров, перешедших от короткого метра к полному. Здесь есть и интересные ракурсы, и хорошо поставленные кадры, присущие роуд-муви. Режиссер не открыл новую веху в кинематографе, но то, что он сделал, подано вкусно и сочно» (Чионас).
«С первых секунд этот потрясающий карнавал захватывает тебя и несет, обдувая лёгким ветерком, навстречу приключениям. У каждого у нас своя боль и своя уязвимость. Двое подростков – почти детей, которые, похоже, не слишком счастливы… И вот эта лёгкая жизнерадостная весёлая интонация — это наверно самое прекрасное, что есть в фильме» (А. Титов).
«Такой невероятной душевности, которой наполнен этот фильм, я не видела очень давно в нашем кино. Приключения сбежавшей из детдома Ольги и слепого Максима, которого достал своими выходками богатый отец, наполнены яркой радугой отличного юмора, запахом манящей свободы и невероятным количество возможностей, которые открывает им будущая жизнь» (Лерата).
Киновед Александр Федоров
Инкубатор. Россия, 2021. Режиссер Екатерина Шагалова. Актеры: Ингеборга Дапкунайте, Борис Щербаков, Станислав Бондаренко, Владимир Сычёв, Александр Лазарев (мл.), Полина Филоненко, Борис Каморзин, Надежда Борисова и др. ТВ.
Режиссер Екатерина Шагалова происходит из известной кинематографической семьи. Ее дедушка – один из самых знаменитых советских кинодраматургов Анатолий Гребнев (1923-2002), по сценариям которого сняты фильмы «Июльский дождь» М. Хуциева, «Дневник директора школы» Б. Фрумина, «Частная жизнь» и «Время желаний» Ю. Райзмана и др. Отец Екатерины Шагаловой – не менее известный сценарист и режиссер Александр Миндадзе (сценарии фильмов В. Абдрашитова «Охота на лис», «Парад планет», «Время танцора» и др., режиссура фильмов «Отрыв», «В субботу» и др.).
Сегодня на счету Екатерины Шагаловой уже 12 полнометражных игровых фильмов («Однажды в провинции», «Мой близкий враг, «Куркуль» и др.).
В детективе «Инкубатор» главный герой – полицейский – узнает, что его мать стала жертвой преследования бандитов…