Найти в Дзене
ИСТОРИЯ КИНО

"Одесса" (Россия, 2019) и "По законам военного времени-3" (Россия, 2019): "за" и "против"

Одесса. Россия, 2019. Режиссер Валерий Тодоровский. Сценарист Максим Белозор. Актеры: Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ирина Розанова, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Сергей Сосновский, Вероника Устимоваи др. Премьера 5 сентября 2019. 0,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Валерий Тодоровский поставил 13 полнометражных фильмов и сериалов. Наиболее известные из них – «Любовь», «Подмосковные вечера», «Страна глухих», «Любовник», «Мой сводный брат Франкенштейн», «Стиляги», «Оттепель», «Одесса».

Действие этой мелодрамы происходит в Одессе в августе 1970 года, во время карантина, связанного с эпидемией холеры…

Фильм Валерия Тодоровского «Одесса» уже во время первого публичного показа на «Кинотавре» в июне 2019 года вызвала споры – и у зрителей, и у кинокритиков.

К примеру, кинокритик А. Долин доброжелательно писал, что «Одесса» не преследует цели увлечь сюжетом. Она берет свое атмосферой, духом места, разом подлинного и воображаемого. Необычный город для очередного (и не сосчитать какого в новейшей истории отечественного кино) влюбленного погружения в советское прошлое. Воплощая в миниатюре все ограничения и условности, весь блеск и нищету рухнувшей империи, Одесса, как Венецианская республика, своим свободолюбием и юмором высмеивает и отрицает сам имперский проект. Как и холера, заражая воздух чувством вездесущей смертельной опасности, она обостряет желание жить и любить, совершать неосмотрительные и отважные поступки, перечеркивать привычные с детства правила и надеяться на то, что совсем скоро вековой уклад пошатнется и простым человеческим усилием удастся что-то изменить навсегда» (Долин, 2019).

Кинокритик С. Кудрявцев был более строг к фильму: «Пожалуй, Тодоровский … толком так и не смог определиться, о чём именно и в каком жанре поведать в картине о холерной Одессе. Поскольку заявлено сразу несколько тем, и действие мечется от одного к другому, а из-за этих ритмических сбоев производит впечатление чего-то намеренно затянутого. Это заставило кое-кого из тех, кто весьма положительно отнёсся к ленте (не говоря о некоторых критиках), предположить, что рассказываемая история больше пригодилась бы в сериале наподобие «Оттепели» (Кудрявцев, 2019).

С этим мнением в принципе согласен и кинокритик Денис Корсаков, считая, что «Одессу», проект мечты Тодоровского, трудно назвать его триумфом. Она изначально задумывалась как полнометражный фильм – но, наверное, гораздо лучше смотрелась бы в виде сериала (который по стилистике очень напоминает): кажется, что большинству героев просто не хватает места, чтобы развернуться. Если уж рассказывать об этих людях – то подробнее, не в двухчасовом, а в восьмичасовом фильме, делая характеры и обстоятельства интереснее, ярче и сложнее. К тому же фильм ломается пополам, когда Тодоровский вдруг прекращает рассказывать семейную историю и заводит песню о драматической влюбленности взрослого героя в девочку-подростка. И еще: многие мои коллеги здесь, на «Кинотавре» заметили, что в фильме, который называется «Одесса», совсем нет ощущения Одессы» (Корсаков, 2019).

Мнения зрительской аудитории об «Одессе» оказались полярными.

«За»:

«Шикарный фильм. Не только про евреев, а про одесситов… Про типичный одесский дворик, про Одессу 1970 года. Потрясающие детали… И вот окунувшись неожиданно в Одессу моего детства, я и не придала особого значения эротическим проблемам героев. Ну, всякое бывает, и что? Режиссер не вправе об этом поговорить со зрителем? Тем более — отличный режиссер. Спасибо за фильм!» (Анирам).

«Очень понравилось. Атмосферный, красивый, актерский такой. Я не была в Одессе, но это не важно, главное, не это, не сам город. Ярмольник очень понравился, да все актеры хороши» (Инна).

«Фильм понравился. Показался очень достоверным во всём, и в антураже, и в отношении рассказанной истории. Мотивация взаимоотношений Бориса и Иры понятна, настолько понятна, что сама чувствовала себя на тридцать лет моложе, смотря этот фильм» (Марсия).

«Отличный фильм. Очень атмосферный, и такой выпуклый, рельефный, словно попадаешь туда, в то время, снято так, что чувствуешь запах моря, руку протяни и коснешься маслянистой воды, ступни, освобожденные от тесных туфель и синтетических носков, осязают влажный песок, наслаждаясь его прохладой и зернистостью. Вкусно снято. Одесские дворики, деревянные лестницы, опоясывающие дом, жара, жареная рыба, только что с Привоза... Замечательный актерский состав. Сыграли все очень натурально. … Покоробила только сцена соблазнения десятилетнего мальчика зрелой дамой. Только хотела написать, что этого не могло быть в то время, когда Комсомол и Партия звучали через слово, но вспомнила, что в пионерском лагере, где я отбывала смену, одну пионервожатую разбирали за растление. Было, было... В жизни бывает все. Нужен отстраненный мудрый взгляд, чтобы все это пережить. И, кажется, что все герои фильма эту мудрость приобрели — кто-то органично и естественно, а кто-то через катарсис» (Т. Дождикова).

«Зря этот фильм критикуют. Хотя, сколько людей, столько и мнений. Мне понравился. Напомнил юность. … фильм неплохой. В жизни примерно так все и было. И двор — точь-в-точь, и квартира, и семья по колориту — попадание в десятку. … Тодоровскому — респект» (Г. Гавриленко).

«Показ того времени, быта, особенно игра актёров — просто потрясающе. Ярмольник и Ирина Розанова сыграли бесподобно! Юный актёр просто умница! А тема любви между взрослым мужчиной и 15-летней девочкой совсем как бы не вдохновила, а, наоборот, испортила впечатление» (Кристал).

«Против»:

«Надеялась увидеть яркое, запоминающее действие, а увидела какую-то тоску зелёную, фальшивую и пошлую. Две бешеные, мерзкие сестрички грубо выясняли отношения. Ещё не вовремя пожаловал сонный московский зятёк, еле открывающий рот, с наследником. Взрослого женатого мужика, солидного человека, корреспондента известий, вдруг взволновала 15-летняя девушка-подросток… Кроме жалости по убитому времени… я ничего более не испытывала» (Маланья).

«Фильм сделан профессионально, но в целом не понравился. Как-то ни о чём получился. То ли о детских воспоминаниях мальчика, то ли о внутрисемейных еврейских разборках и о том, как тоскливо жили в "ужасном совке" начала 70-х, то ли о проблемах с эмиграцией из СССР, то ли о взрослом мужике, переживающем кризис среднего возраста и вожделеющем к 15-летней нимфетке. Ещё эта зрелая "капитанша", раздевающаяся перед пацаном, тоже ни к селу, ни к городу. Слишком много всего накрутили в сценарии, так что фильм стал напоминать окрошку. При отдельных правдоподобных частностях остаётся впечатление общей надуманности. И действие растянуто на два с небольшим часа, порой еле тащится, вязнет в необязательных деталях» (Б. Нежданов).

«Гадкое чувство после просмотра. Совсем не поняла мотивацию взаимоотношений Бориса и Иры. Очень мешал чрезмерный идиш (или иврит) без субтитров. Мать семейства больше на алкоголичку похожа» (Елена).

«Посмотрела. Вроде бы всё и понятно — и что показали, и что хотели сказать, тоже можно понять, если пофантазировать как следует. И актёры хорошие. Цыганов вот только пресный какой-то, ни любви, ни метаний и переживаний по этому поводу он так и не сыграл. А фильм не зацепил. Не тронул меня этот кусочек жизни одной семьи. Все куда-то ходили, что-то делали, о чём-то разговаривали, а целого фильма, такого чтоб не оторваться, не было. Хотя время потраченным зря не считаю» (Варвара).

«Откровенно пустой и пошловатый фильм, местами просто отвратительный. При этом, как водится в последние годы, с претенциозно-амбициозным названием легендарного города-героя у Чёрного моря. Актуальная нынче тема вспышки холеры 1970 года на юге страны, на которую вроде как делался основной упор, не раскрыта от слова "совсем". Атмосферу 1970-го воссоздать постарались, не избежав, конечно, отдельных ляпов, но и только. В целом жаль народных денег, вбуханных в эту очередную распиаренную ещё с прошлого года муру» (Андрей).

Киновед Александр Федоров

-2

По законам военного времени-3. Россия, 2019. Режиссер Евгений Серов. Сценаристы: Евгений Гориславец, Василий Попов, Дмитрий Лысенко. Актеры: Екатерина Климова, Евгений Воловенко, Александр Панкратов-Чёрный, Дмитрий Сутырин, Юрий Ваксман, Дмитрий Кравченко и др. Премьера на ТВ 5 мая 2019.

Режиссер Евгений Серов поставил 15 фильмов и сериалов. Среди наиболее известных его работ – сериалы «Морской патруль» и «Динозавр».

В этом остросюжетном детективном сериале Таганрог стал не только Одессой, но и Москвой эпохи Великой Отечественной войны. И знакомые по предыдущим двум сезонам актеры, на мой взгляд, вполне вписались в атмосферу старинных таганрогских улиц, переулков и старых двориков…

Кинокритик Евгений Лазаренко отнесся к этой ленте «про шпионов» довольно прохладно: «На фоне мощного идеологического посыла несколько теряются качества, собственно, продукции. Про «По законам военного времени» толком нечего сказать в этом плане. Сценарий как сценарий, без особых удивлений, порой с ощущением, что «в огороде бузина, а в Киеве дядька», но и без совсем уж проколов. Гладкая такая производственная драма с элементами детектива и романтики, ухватить не за что. Актеры тоже вроде в порядке и на месте, но искры на экране не высекают, даже когда к этому подталкивает мелодраматическая линия. По первости зрителю может вообще показаться, что все эти мужчины с фуражками на квадратных головах выращены в одном инкубаторе. У женщин больше возможности выделиться, но форма и тут превращает каждую в скупой на эмоции винтик государственного аппарата. Единица – вздор, единица – ноль» (Лазаренко, 2018).

А вот многие зрители, особенно знакомые с антуражем военных лет, отнеслись к сериалу весьма неприязненно:

«Для меня после просмотра последних серий вывод один: ни режиссер, ни авторы сценария не имеют ни малейшего представления о том, чем в годы войны занимались особые отделы, а затем контрразведка Смерш. Какова была их структура, и кто чем занимался» (Василич).

«Пафосно-нелепые диалоги, превращающие персонажей и всё действо в целом в картонную карикатуру. … "Любовная" сцена – туда же, очередная версия "Кафе Элефант". Сколько можно эксплуатировать классику? Хоть что-то бы новое придумали... Просто забивка хронометража. Ну, и конечно традиционно главные герои – единственные два профессионала на всю красную армию, специалисты по специалистике, эксперты по экспертизе, разбирающиеся во всем и только вредительско-предательское начальство в лице негодяя-смершевца им мешает. Как же всё печально...» (Обычный зритель).

«Наши… в фильме показаны такими неумелыми, неуклюжими, представляющими из себя беззащитных овечек, которых самих надо охранять, которые, несмотря на то, что вооружены, позволяют диверсантам, бандитам, преспокойно, не напрягаясь слишком, делать свои дела. Такое ощущение складывается, что их вообще в учебке ничему не учили, ни обращению с оружием, ни приемам рукопашного боя (и это не смотря на то, что идет война), а просто напялили на них форму, вручили винтовку и они ходят с винтовкой не зная, что с ней делать» (Вадим).

Но есть, конечно, и более доброжелательные зрители:

«Если смотреть фильм не как историческую реконструкцию, а именно как художественный фильм, то сериал отличный! С поправкой на то, что очень сложно сейчас достать и костюмы и реквизит тех времён, то отдельное спасибо тем, кто всё-таки сумел найти и железные кровати, и вытертые коврики на стену, и дома с деревянными окнами. Недочёты и мелкие ляпы, конечно, есть, но, в общем и целом фильм очень даже интересный» (Мама Мышка).

«Актеры молодцы, а режиссеру нужно, как по мне, сменить темп повествования, ускориться немного, и главное ничего не обрезать, не вырезать, не укорачивать. Больше материала интересного можно вместить, и не выдумывать укорачивание серий... На теме войны ведь есть где разгуляться. Очень понравился Сутырин, заменил Дрозда здорово» (Вива Л.).

Киновед Александр Федоров