Человек, которого я люблю. СССР, 1966. Режиссер Юлий Карасик. Сценаристы Леонид Завальнюк, Юлий Карасик (по повести Леонида Завальнюка «Дневник Родьки Муромцева – трудного человека»). Актеры: Георгий Жжёнов, Евгений Герасимов, Николай Мерзликин, Тамара Сёмина, Алла Витрук и др. Премьера: 13 марта 1967.
Режиссер Юлий Карасик (1923–2005) поставил 11 полнометражных игровых фильмов, два из которых («Шестое июля» и «Дикая собака Динго») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
Семейная драма, действие которой происходит в провинциальном городе.
Этот психологически тонкий фильм до сих пор высоко оценивается кинокритиками и киноведами.
Так Рита Шевченко отмечает, что «для фильма «Человек которого я люблю» в высшей степени характерны тонкий лиризм и высокая человечность. Фильм отличается глубоким по содержанию, но легким в исполнении психологизмом, иронией интонаций. Высоко профессиональная актерская игра, опирающаяся на тончайшие полутона, отличает советское кино от европейского. После просмотра фильма чувства, охватившие меня можно передать одним словом, – ностальгия. Ностальгия, по чему-то настоящему, главному. Ностальгия по настоящей человеческой жизни, которую я смогла застать только краешком – своим детством. Жизни, которую мы, наверное, не смогли оценить, как не мог оценить её Костя Муромцев. Смотря на него, я часто ловила на мысли, что я была, пожалуй, такой же по отношению к родителям. Считала их слишком обычными и простыми. Уверенной в том, что я лучше их понимаю жизнь и проживу её не так «просто», как они. Как «не так просто» я не понимала, но была точно уверенна, что жить буду по-другому. И вот сегодня я живу «не просто», «по-другому», в совершенно «другой» стране. И вдруг понимаю, что я хочу прожить так, как мои родители – просто. Просто любить людей, находящихся рядом. Не только родных, а вообще людей. Просто верить людям. Просто выбирать работу, которая по душе. Просто не ломать в себе, то настоящее, главное, что позволяет оставаться человеком. Не ломать в себе доверчивость и открытость, которая присуща детям» (Шевченко, 2004).
А кинокритик Ирина Павлова пишет о «Человеке, которого я люблю» так: «Едва ли не впервые в советском кино перед юным героем встает драматический вопрос: что такое «неудачник»? Фильм, в котором внутри сложных любовных треугольников решаются не только любовные проблемы, в котором возникают сложные нравственные дилеммы, вызвал необычайное душевное беспокойство. В самом деле, что правильнее – рискнуть жизнью человека во время операции и спасти его или не рисковать, и оставить угасать? Что правильнее – делать блестящую карьеру или прозябать в глуши, воспитывая двоих непростых сыновей? Что правильнее – отказаться от чувства любимой женщины, если ее любит еще и старший сын, или принять эту любовь? … Вновь важнейшей краской в режиссерской палитре Карасика становится юный актер, которого художник направляет бережно и точно. … И, конечно же, главная удача фильма – отец Родьки и Кости в исполнении Г. Жжёнова, быть может, один из самых выразительных портретов русского интеллигента в нашем кино. Он из тех «негромких» интеллигентов, для которых понятия «честь» и «достоинство» определяет в жизни абсолютно все. Их тихая, но непреклонная оппозиция социальной риторике и нахрапу всегда вызывала у режима острое неприятие» (Павлова, 2010: 215).
Зрители XXI века до сих пор спорят об этой картине Юлия Карасика:
«Великолепный фильм, на протяжении фильма ненавязчиво раскрываются характеры героев. Смотрится легко и в то же время заставляет нас, зрителей, размышлять» (Наташа).
«Отличный советский фильм. Подкупают глубокое проникновение актеров в роль, непосредственность героев фильма в проявлении чувств. Мне кажется, что фильм повествует о непростых человеческих взаимоотношениях отцов и детей и не в последнюю очередь о казусах любви» (Алексей).
«Мне понравился этот фильм, правдивый, хороший режиссёр и актёры. Некоторые сцены просто удивительные по психологической тонкости игры. Важная тема прозвучала: главное - не что делается, а как. Тема человечности, сострадания, ответственности, поступков из любви, а не принципов. … Очень душевный фильм. И грустный» (Барка).
«Не зацепило абсолютно... Показалось, что фильм касается проблем слишком уж поверхностно, неглубоко, поэтому и ощущение какой-то недосказанности. Толком не показана ни любовь, ни работа, ни учёба — всё какие-то разговоры на вечные темы (и они же — ни о чём!) в большой комнате. И главное, что все герои несчастны по-своему... При том, что никаких объективных причин для "несчастья" нет!» (Г. Воланов).
Киновед Александр Федоров
Мое дело. СССР, 1975. Режиссер Леонид Марягин. Сценарист Александр Мишарин (по пьесе А. Вейцлера и А. Мишарина "День-деньской"). Актеры: Борис Андреев, Георгий Тараторкин, Игорь Владимиров, Михаил Погоржельский, Александр Кайдановский, Анатолий Грачёв, Виктор Шульгин, Николай Прокопович, Валентина Ананьина, Нина Маслова, Николай Граббе, Инна Макарова, Иван Рыжов, Павел Панков и др. Премьера на ТВ 21 февраля 1976.
Режиссер Леонид Марягин (1937–2003) поставил 14 полнометражных игровых фильмов, из которых только три («Вас ожидает гражданка Никанорова», «Незваный друг» и «Дорогое удовольствие») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В центре этого телефильма — фигура директора котлостроительного завода в убедительном исполнении выдающегося актера Бориса Андреева (1915-1982).
Несмотря на непопулярную нынче производственную тематику, зрители до сих пор вспоминают «Мое дело», хотя порой и расходятся в оценках:
«Хороший производственный фильм. Понравился как деловой человек — Дмитрий Остапович Семеняка (Г. Тараторкин) — все же не согласился сразу занять место директора, а приехал — посмотреть, разобраться, как идут дела на заводе, какое отношение к директору. … Фильм как бы как фильм-спектакль. Видно, что кабинеты в студии, а не в помещении, иногда казалось, что все события происходят ночью — нет дневного света. Уличные съемки, только показывают завод сверху, и когда идет собрание по поводу отправки заводского мастера (Иван Рыжов) на пенсию. Директор идет с гвоздиками, здороваясь, кивает встречным людям, но когда их показывают, они почему-то спиной к директору, никого внимания к нему. Непродуманно снято. … В общем, фильм хороший, мне понравился» (Римма).
«Интересный фильм. Не лучший, но и не худший. Все-таки Леонид Марягин. Таганрогский "Красный котельщик" сразу узнается. Сейчас завод живет все-таки неплохо, в отличие от многих, про которых снимались фильмы, а сейчас их нет и в помине» (Сергей).
«Вроде фильм нормальный, но абсолютно не трогает. Импульсивный герой Александра Кайдановского, эмоции через край, но остаешься равнодушной к его ученым проблемам» (Марсельеза).
«Борис Андреев, Игорь Владимиров и Николай Прокопович с его замечательной секундой эмоции, завершающей фильм — пожалуй, достоинства фильма для меня на этом и заканчиваются. … некоторые мизансцены ужасно разведены, ужасно смонтированы, плохо сделанные шаблонные лирические моменты размазывают сюжет до дыр. Ну и унылый донельзя персонаж в исполнении Тараторкина. Ощущение, что режиссёр слабо объяснил актёрам, о чём речь и делал шаблонную производственную картину по разнарядке студии» (С ветром).
Киновед Александр Федоров
Быть братом. СССР, 1976. Режиссер Григорий Липшиц. Сценаристы Валентина Колемыш, Вадим Спивак. Актеры: Всеволод Сафонов, Эльза Леждей, Владлен Бирюков, Анатолий Азо, Ирина Шевчук, Станислав Бородокин, Клара Абашина, Пётр Любешкин, Ольга Матешко и др. Премьера на ТВ 2 мая 1977.
Режиссер Григорий Липшиц (1911–1979) за свою карьеру поставил десять фильмов, два из которых («Артист из Кохановки» и «Месяц май») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.
В этом фильме разлученные войной братья находят друг друга спустя тридцать лет… Многие сцены этой картины снимались на Таганрогском комбайновом заводе. Известные актеры Всеволод Сафонов, Эльза Леждей, Владлен Бирюков, Анатолий Азо, Ирина Шевчук, на мой взгляд, хорошо вписались — и в заводскую среду, и в атмосферу провинциального города на берегу моря…
Многим зрителям эта картина нравится и сегодня:
«Фильм хороший! Не про деньги! … В жизни только и занимаешься тем, что зарабатываешь, и эта гонка не кончается... И все только про деньги, не говорят, так думают! И я поняла, почему меня так тянет на эти советские фильмы. Они добрые, душевные, можно даже сказать, духовные, в них есть человеческий смысл, идея, стержень» (А. Каренина).
«Мне тоже фильм понравился. Отношения людей чистые, без корысти» (СанЖорыч).
«Не сочтите за бестактность в трактовке сюжета, но линия трех братьев отдаленно напомнила "Ширли-Мырли", хотя фильм, конечно, серьезный. Прекрасная производственная мелодрама с заметной ролью Эльзы Леждей. Ну, а Владлен Бирюков, хоть во всех фильмах и играл, как принято говорить, самого себя, в этой работе, впрочем, как и в остальных своих картинах излучает энергетику хорошего человека» (Андрей).
«Как снимался фильм, я не помню — мал был ещё, да и жили мы далеко от Таганрогского комбайнового завода. Предприятие было, пожалуй, крупнейшее в городе: до 25 тысяч работников… Сейчас от завода остались рожки да ножки. Вот повороты истории, кто бы мог такому поверить 30-40 лет назад! Что касается идейной и художественной сторон кинокартины... Один мой приятель не смог вынести свойственных ей, как и вообще большинству советских произведений, недостаточной жизненности, недостаточной глубины социально-психологического анализа и т.п. Меня это тоже коробит сплошь и рядом» (О. Пархоменко).
Киновед Александр Федоров