Обсуждаем фильм Три метра над уровнем неба/ Tres Metros Sobre El Cielo [2010]
Фильм заставляет задуматься о некоторых вещах, которые мы допускаем в свою жизнь. Во-первых, могут ли наши дети сами выбирать, с кем быть, кого и как любить, насколько долго оставаться с любимыми? Должны ли мы режиссировать эти процессы, редактировать их, вмешиваться в личную жизнь (а признаём ли мы за подростками существование личной жизни) наших детей, особенно, если нам кажется, что есть какие-то опасности в романтических отношениях дочери/сына, если нам видится печальным, драматичным итог таких взаимоотношений?
Можно ли принудительно прекратить эти отношения, опасаясь, что они бросят тень на репутацию нашей семьи? И насколько большую роль в этом выборе должно играть общественное мнение, мнение своего социального круга?
Эти вопросы останутся без ответов, если мы не решим для себя основной вопрос, который определяет вообще жизнь любого человека, появившегося на свет в нашем мире. Появился ли он на свет для того, чтобы исполнить чью-то волю: Бога, общества, в котором он родился, родителей, учителей или начальников? Есть ли у человека долг перед другими людьми, перед своим отечеством? Другими словами, какова степень свободы личности в этой жизни? И будет ли человек счастлив, если ограничения, накладываемые обществом, препятствуют тому, чтобы человек полностью осуществил себя, став тем, кем он себя считает?
Нам с детства вбивают в голову различные установки. Нам говорят о том, к какому будущему мы должны стремиться, каким критериям должны удовлетворять, чтобы считать, что мы состоялись как личности, как члены общества, как патриоты своей страны. Этой работой по формированию нашей личности занимаются наши родители, учителя, государственные институты и организации. И все они утверждают, что знают, какими мы должны стать. Считается, что подросток не способен ещё самостоятельно и адекватно (адекватно чему?) сделать свой выбор.
Обсуждаемый сегодня фильм затрагивает эти темы.
Баби выросла в семье, в которой мать очень дорожит своей репутацией, своим положением в обществе, своим социальном статусом. Это автоматически переносится и на престиж и репутацию всей семьи, её дочерей. Она следит за тем, как дочери учатся, как проводят своё свободное время, с кем встречаются. Она допускает возможность наказания, если дочери не ведут себя достаточно "прилично". Нормальным для этого считается лишить мобильного телефона и посадить под домашний арест. В престижной школе, которая от родителей Баби требует значительных расходов, учительница тоже выполняет функции блюстителя порядка и дисциплины. Опоздал на минуту на урок — прогул. Подсказал однокласснику — получай "двойку".
Такие строгости, такие ограничения приводят к тому, что Баби увлекается парнем по прозвищу Аче, который олицетворяет собой полную противоположность парням её круга. Он не признаёт никаких ограничений в выражении своего "я". Он бунтарь. Он отважен, смел, дерзок и любит риск, даже если это риск, опасный для жизни. Аче бросает вызов тому обществу, которое, прикрываясь правилами приличия, живёт двойной моралью и ханжеством. И Баби готова идти с ним хоть на край света, прогулять школу, не придти ночевать домой, участвовать в запрещённых уличных гонках на мотоциклах.
Была ли это любовь? Смотря по тому, как определять это чувство и чувства Баби. Аче готов на всё ради Баби, ради того, чтобы она была счастлива. И для него не становится препятствием ни попытки матери Баби разрушить эти отношения, ни козни учительницы. Но барьером становится сама девушка. Её воспитание, которое она получила в семье, и те моральные ценности, которые приняты в её окружении, начинают работать против её чувств. Баби не может примириться с теми вспышками гнева, ярости, которым подвержен Аче, когда задето его самолюбие. Она не может согласиться с теми методами, которыми он пользуется, чтобы добиться для своей любимой свободы (Аче выкрал собаку учительницы, чтобы она вела себя лояльно по отношению к Баби, а его друзья, попавшие в дом Баби, украли фамильный перстень). В конце концов, не противодействие матери разрушило отношения между молодыми людьми. Баби не смогла порвать со своим кругом, не смогла выйти из зоны своего комфорта, из круга своих принципов, убеждений, ценностей, которые в ней взращивали с детства. Форма выражения чувств оказалась гораздо выше их внутреннего содержания. Хорошие манеры, приличное поведение, интеллектуальные беседы становятся выше в её системе ценностей, чем искренняя и не ставящая никаких условий любовь уличного бунтаря-хулигана.
На мой взгляд, просмотр этого фильма может поставить перед зрителем те вопросы, которые я перечислил в начале. И хотя этот испанский фильм не принадлежит к разряду шедевров киноискусства, не отмечен престижными кинонаградами, он очень точно попадает в "нерв времени". Свобода личности. В каком возрасте она начинается, если она допустима? В возрасте совершеннолетия? Но существует ли она, если к этому возрасту общество и родители уже вбили юношам и девушкам свою систему ценностей? И они могут воспроизводить по кругу только то, что приходит от старших поколений, не добавляя своего. В чём тогда смысл эволюционного развития?
А может быть, важен любой собственный опыт, даже если потом будет выброшен его результат, как нежелательный? Но это будет свой собственный личный опыт, который позволит выбрать свой новый опыт переживаний, опираясь на уроки пережитого. И тогда каждый раз человек будет выбирать наивысший образ того, кто он есть, кем себя считает. И в этом и будет состоять процесс эволюционного развития. Или же мы будем верить чужому опыту, когда тебе говорят: не ходи туда — я там был, ничего хорошего там нет. Верь мне. А вот делай лучше то-то и так-то, и заслужишь почёт и уважение общества. Все так делают. И будет тебе счастье...