«Культуре» сегодня шел старый советский фильм с Орловой – «Цирк». Не смотрел его, наверное, лет 40. И совсем другое восприятия – далекое американских от расовых проблем.
Помните сюжет? Приезжает в СССР на гастроли цирковой антрепренер с номером «Полет на Луны». Артистка влезает в жерло пушки, из которой ею выстреливают под купол цирка прямо в реквизитный полумесяц. Ну, там песни и все такое.
Артистка влюбляется в «Петровича», решает остаться в Советском Союзе. Одновременно директор расторгает контракт с антрепренером и создает свой номер «Полет в стратосферу». Антрепенер пытается сорвать советский аттракцион, но у него ничего не получается. Как и полагается, крайне неприятного антрепренера, который для остроты антипатии еще и немец, оставляют с носом.
Говоря простым языком, у него крадут и артистку и номер. Кстати, советский номер так перенасыщен массовкой и так мало имеет отношения к цирковому искусству, что прийти такое могло в голову только режиссеру, весьма далекому от цирка. Я не представляю, что высидел бы и пять минут разглядывая это действо, больше напоминающее колонну физкультурников на первомайской демонстрации, чем цирковое представление.
А в чем он, собственно, виноват, если оставить за скобками его отношение к героине? Его обокрали, сплагиатели номер и он же еще и виноват?
Сейчас бы это оценили именно, как плагиат и воровство, так как, повторяю, ничего, кроме массовки, костюмов и прочей мишуры, советский цирк в номер не привнес.
Под впечатлением о своего же нового взгляда на эту музыкальную комедию, вдруг вспомнил Лескова и его Левшу. Помните? Императору Николаю очень хотелось утереть нос англичанам, подарившим Александру механическую блоху, которая танцевали и усиками шевелила. Позвал Платова посоветоваться. Тот и говорит:
"— Это, — говорит, — ваше величество, точно, что работа очень тонкая и интересная, но только нам этому удивляться с одним восторгом чувств не следует, а надо бы подвергнуть ее русским пересмотрам в Туле или в Сестербеке, — тогда еще Сестрорецк Сестербеком звали, — не могут ли наши мастера сего превзойти, чтобы англичане над русскими не предвозвышались."
В общем нашел Платов тульских мастеров. Они подковали механическую блоху, а Левша изготовил гвозди для подков.
Таким образом, наши мастера утерли нос англичанам. Как в предыдущем случае утерли нос немцу с его «Полетом на Луну».
А вот утерли ли?
Гвозди для подков блохи изготовить, конечно, сложно. Но механизм танцующей блохи изготовить во много раз сложнее. Ну и главное даже не это. Тульские мастера, по факту, сломали блоху – она больше не танцевала. Не рассчитали ни веса, ни смещения центра тяжести.
Бессмысленная, не имеющая практического значения работа доказать «мы-де тоже могём». Но на самом деле показали, что не можем. Не то, что механизм изготовить, даже изготовленный другими не испортить. И все это ради внешнего эффекта и красивой фразы «подковать блоху», которая войдет в историю.
Глупо, казалось бы, разбирать произведения искусства – кино и рассказы. Но ведь в первом случае фильм имел феноменальный успех, а во втором – Левша стал национальным героем. То есть для нас это нормально. Не буду скрывать, до сегодняшнего дня это и для меня было нормально. И я реально оценивал эту историю, как победу таланта нашего мастера над «англицким».
Вам не кажется – что-то у нас не так с оценками?