Найти тему

Что делать, если Метрические книги не оцифрованы? Смотрим Исповедные ведомости.

Оглавление

Добрый день, Друзья и Коллеги,

При первых подходах к составлению родословной своей семьи столкнулась с проблемой: Метрическая книга есть, но, она не оцифрована. Я решила посмотреть, что же есть в архиве по интересующему меня храму, кроме метрической книги. И получила ответ - Исповедные ведомости.

Фото voipscan.ru
Фото voipscan.ru

Если с назначением метрических книг было все ясно, то по Исповедным ведомостям сразу встал вопрос - Для чего они создавались?

Немного предистории: Исповедные ведомости, иногда их еще называют очень красиво - Исповедные росписи, - это ежегодный табель посещения Исповеди и причастия во время Великого Поста.

Вид на р. Вологда. Фото из личного архива.
Вид на р. Вологда. Фото из личного архива.

Дело в том, что каждый человек в нашей стране в прошлом был приписан к определенной церкви, в зависимости от места расположения населенного пункта, в котором проживал. Использовать другие церкви для крещения, бракосочетания, исповеди и т.д. было затруднительно, необходимо было получить письменное разрешение от священника той церкви, в которой ты числишься.

Ничего не напоминает? Прямо открепление от избирательного участка во время выборов.

Кроме того, если житель Российской Империи сам пойдет в какой-то другой храм для крещения своего ребенка, он, скорее всего, получит отказ.

Почему?

По моему субъективному мнению, это было связано с двумя причинами:

  • первая состояла в том, что церковная власть старалась, чтобы деньги на содержание церквей были распределены более-менее равномерно, так как неравномерное распределение средств могло повлечь за собой конфликт приходов друг с другом.
  • вторая причина - это возложение государственной властью обязанности контролировать перемещения граждан на церковную власть. Другими словами, Исповедные ведомости - это ежегодные промежуточные переписи населения.

Что это дает нам - исследователям родословных своих семей?

Правильно, облегчает задачу по поиску, ведь анализ Исповедных ведомостей за разные периоды позволит проследить судьбу своей семьи за достаточно широкий временной отрезок, не прибегая к трудоемкому изучению всех доступных метрических книг! И это очень хорошая новость.

Вернемся к самой Исповедной ведомости. Итак - это табель обязательного посещения. А что будет, если не придут? Ответ прост - если нет уважительной причины (отъезд, болезнь, детский возраст (до 1 года, а в некоторых церквях и до 5 лет), то будет наложен штраф. Штрафы за неявку к исповеди во время Великого Поста были введены в начале VIII века Петром I. Как отчитывались за отъезд? Обязательно являлись в церковь, по месту нахождения, брали справку у священника о прохождении исповеди в чужом храме, и приносили ее в свой храм, когда возвращались.

Основные сведения, которые мы берем.

Анализ Исповедной ведомости достаточно прост, она представляет собой таблицу:

Фото Исповедной ведомости Спасопреображенской Тиксненской Церкви 1915 г., ГАВО
Фото Исповедной ведомости Спасопреображенской Тиксненской Церкви 1915 г., ГАВО

Первая колонка: "Число домов или дворов" - это порядковый номер дома или двора по очереди занесения сведений о нем в ведомость. Что интересно, если вы смотрите Исповедные ведомости за несколько лет подряд (без разрыва), то номер двора, как правило, совпадает, это сильно облегчает поиск.

Номер присваивался по месту проживания, то есть, под этим порядковым номером, в одном доме (или дворе), живут вместе, одной семьей, все, перечисленные далее по именам.

Вторая колонка: "Число людей мужского и женского пола". Здесь нумеровались только взрослые члены семьи, дети в подсчетах не учитывались.

Третья колонка: "Название сословия". В этой графе первым указывается владелец дома (двора) - глава семьи, далее все его домашние, жена, дети, и, что особенно ценно, перечислены все непрямые родственники, которые проживают вместе с ним.

Например, в одном дворе, кстати необязательно в одном доме, вместе с главой семьи, его женой, младшими детьми могут проживать старшие сыновья со своими женами и детьми, дяди, тети, со своими детьми и так далее.

Четвертая колонка: "Лет от рождения, отдельно мужчин и женщин". Здесь проставлялся возраст каждого члена семьи, в колонке, соответствующей полу. Указанный возраст позволяет нам расчитать примерный год рождения человека.

Почему примерный? В процессе составления родословной я столкнулась с разным возрастом одного и того же человека в нескольких Исповедных ведомостях. Возраст в данном историческом источнике указан приблизительно, часто записывался на слух, не сверяясь с другими церковными документами.

Поэтому расчитанный год рождения - это только ориентир для поиска соответствующей метрической книги.

Анализируем пример записи на фотографии выше.

В примере на фото фрагмента Исповедной ведомости 1915 г. из Вологодского Архива получаем следующую информацию:

В деревне Погорелово Тиксненской волости Тотемского уезда Вологодской губернии весной 1915 г. проживала крестьянская семья:

Вдова Ольга Тимофеева Линькова 65 лет (пример расчета возраста: 1915-65, получаем 1850 приблизительный год рождения),

дети ея:

Екатерина Григорьева 45 лет (1870 приблизительный год рождения).

Уже имея всего 2 строчки в Исповедной ведомости, можно собрать следующую информацию: Вдова Ольга Тимофеева Линькова родилась в ~ 1850 г, конечно, сведения о ее рождении можно попробовать поискать в Метрических книгах этой же церкви, но к положительному результату это вряд ли приведет, чаще всего, жен брали из деревень соседних волостей. А вот сведения о бракосочетании мы, скорее всего, найдем именно в этой церкви.

Когда же оно могло призойти? Как звали ее Мужа? У нее есть старшая незамужняя дочь, Екатерина Григорьева 45 лет (~ 1870 года рождения), дочь родилась, когда Ольге Тимофеевой было примерно 20 лет, значит бракосочетание можно найти в Метрических книгах данной церкви за 1869-1870 гг. Обращая внимание на отчество Екатерины (а это именно отчество,а не фамилия), мы узнаем, что ее супруга звали Григорий Линьков.

После того, как мы определили период бракосочетания и имя ее супруга, мы можем найти запись о венчании, где уже можно выяснить девичью фамилию и место рождения Ольги Тимофеевой Линьковой.

Также, мы видим, что вместе с ней, кроме взрослой дочери Екатерины, проживали еще семьи двух ее сыновей: Максима и Андрея, оба были женаты, у них уже были дети. Обратите внимание, что жены и у Максима и у Андрея старше по возрасту.

Сразу задаешься вопросом, а почему они жили все вместе? С этим надо разбираться отдельно, и это тоже возможно.

Дополнительные сведения, которые можно использовать.

В процессе составления родословного древа - именно оно является основой для любых других сведений, получаешь массу дополнительных вопросов.

Вот один из них:

"Я уже знаю своих родственников в нескольких поколениях, но совершенно не представляю, как они жили..."

К ответу на этот вопрос нас приближают Исповедные ведомости.

Что я взяла из Исповедной ведомости, кроме основных данных:

  1. Переписала все семьи, учтенные в своей деревне. Это позволяет найти родственные семьи, которые тоже можно будет включить в свое родословное древо, а также представить фактический размер деревни: сколько дворов, сколько людей, сколько детей и т.д., насколько хватит вашего воображения.
  2. Внимательно изучила все разделы Исповедной ведомости. Структура ее такова:
  • в первом разделе содержатся записи о "Духовных лицах", из него можно получить понимание, сколько священников было в данной церкви.
  • второй раздел - "Военные", здесь можно посмотреть, были ли ваши родственники военнообязанными.
  • третий раздел - "Статские и их домашние", крайне интересен, так как в нем указываются люди с должностями (лесничий, учительница, начальник почтового отделения и т.д.). Из этого раздела можно при желании составить список учереждений, которые находились в ближайших деревнях.
  • четвертый раздел - "Крестьяне". Его мы с вами уже анализировали.
  • пятый раздел - "Итоги" - - на фото ниже. Какие выводы делаем?
Фото Исповедной ведомости Спасопреображенской Тиксненской Церкви 1915 г., ГАВО
Фото Исповедной ведомости Спасопреображенской Тиксненской Церкви 1915 г., ГАВО

В итоговом разделе мы видим, что дворян в приходе данной церкви не было, это значит, что крестьяне в прошлом, вероятнее всего, имели статус "государственных", а не "крепостных". Но, пока это лишь гипотеза, которую требуется подтвердить.

Обратите внимание на "Военных" - мы видим, что их было 50 чел., и все они на исповеди отсутствовали. Почему? Смотрим 1915 г. и понимаем, они были, скорее всего, мобилизованы, в этот период идет Первая Мировая война.

Вот и закончили мы с Вами исследовать Исповедную ведомость в качестве исторического источника.

Теперь можно уже начинать рисовать прямоугольнички со стрелочками от предка к предку .....

В заключении, хочу обратить Ваше внимание на то, что все документы, связанные с составлением родословной, дают нам гораздо больше сведений, чем кажется на первый взгляд.

Коллеги, была рада снова повидаться с Вами.

Желаю успехов в исследованиях.

Подписывайтесь на мои каналы:

Дзен: Родословная - это легко

Телеграмм: Родословная - это легко

#исповедные #родословная #древосемьи