«Прежде чем отправиться на выставку картин Николая Рериха в Третьяковской галерее, надо бы уточнить факты биографии художника, чтобы лучше понимать смысл его живописи, а не только любоваться ее красотой», – подумала я. Для начала я взялась за аудиокнигу «Алтай-Гималаи» с путевыми заметками Николая Рериха, но забуксовала; там бесконечные описания горных видов и буддийских монастырей, однако почти нет точных дат и других подробностей, поэтому мне не удавалось представить происходящее.
Следующей стала биографическая аудиокнига «Рерих. Подлинная история русского Индианы Джонса», автор которой, историк Олег Шишкин, считает художника одним из прообразов археолога-авантюриста из голливудских фильмов. Доказав такое сравнение, Шишкин разворачивает перед нами жизнь знаменитого живописца и путешественника, столь похожую на приключенческий роман. Бегство из революционной России и поддержка белого движения, переезд в США и создание там сообщества поклонников, спиритические видения жены и экспедиции в Гималаи на средства американских миллионеров – об этих и других событиях рассказывается с опорой на архивные документы, цитаты из писем, дневников и мемуаров.
Гуляя по выставке и глядя на картины Николая Константиновича, я сразу же вспоминала о реальных событиях, связанных с ними. Вот серия этюдов «Памятники русской старины», созданные в 1903 году в путешествии от Пскова до Костромы. Император Николай II собирался приобрести всю серию, но помешала русско-японская война. Этюды были отправлены на выставку за океан и проданы там, а спустя многие годы американская поклонница Рериха передала 40 работ в московский Музей Востока.
В предреволюционные годы Рерих был одним из самых уважаемых и даже модных живописцев, он возглавлял Школу Императорского общества поощрения художеств и выполнял дорогостоящие масштабные заказы. На выставке представлены огромные живописные панно для петербургского особняка Бажанова, а также эскизы декораций к балетам дягелевских сезонов в Париже и другим театральным постановкам. Неоспоримый талант декоратора проявился во всей красе.
После революции Рерих не подвергался преследованиям, но предпочел вместе с семьей переехать в Финляндию, оттуда путь лежал в Великобританию и США. Картины продавались плохо, пришлось заводить знакомства среди богатых американцев и уверять их в особой силе картин. Круг поклонников расширялся, в том числе благодаря обаянию и спиритическим способностям жены, Елены Ивановны.
К 1923 году удалось собрать деньги для экспедиции через Индию в Гималаи, которая растянулась на несколько лет. Есть версии, что среди тех, кто сопровождал экспедицию, были представители советских спецслужб. Да и сами Рерихи в 1925 году доехали до Москвы, встретились с Луначарским и другими наркомами, а потом отправились в Тибет. Предполагается, что Николай Константинович мечтал вывезти из России свою коллекцию средневековых художников, и даже частично преуспел в этом.
В книге Олега Шишкина неоднократно упоминается таинственный камень, который был получен Рерихами от гималайских Махатм для передачи Ленину и Сталину. Также названы две картины, где этот камень запечатлен: «Волшебный ларец» и «Вестник». Но на выставке их, к сожалению, не оказалось. Сам камень-то, говорят, замурован в фундаменте нью-йоркского небоскреба «Мастер-билдинг», в котором находится Музей Рериха. А куда картины запропастились? Будем искать.