Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Кто проверяет священника на приходе?

  • «Кто решает насчет богослужения в храме: батюшка или кто? То есть когда служить, когда не служить? Если священник захочет, он может отменить литургию? Ведь без него ничего не будет, верно? Взял и не пришел, не отслужил, а другого священника не позвал на замену. И проверяет ли вышестоящее начальство в виде епископов ход богослужения и так далее? А то вдруг священник нерадивым окажется и не будет служить так часто, как нужно. И вообще расскажите о том, что, когда и как происходит. Очень интересна данная тема».

Конечно, священника и порядок богослужений определяет настоятель храма, то есть когда будет служба, кто будет служить, если в храме служит не один клирик, а несколько (например, не только настоятель, а три, четыре священника, пять или семь). Это если храм большой, например, городской. Настоятель определяет: на этой неделе служит этот священник, на следующей ― другой священник. А этот там-то, а этот исповедует или крестит, а этот причащает. Распределяет каждому, чем и кто на этой неделе будет заниматься. Это всё решает настоятель храма, конечно, на то он и настоятель.

Но если там один настоятель и больше никого нет, то понятно, что всё сам служит. Всё его: и крестины, и венчание, и отпевание, молебны и панихиды, литургии и вечерние службы, и исповедь. Машину освятить, квартиру, на дому умирающего причастить, напутствовать ― всё его. Как часто он служит литургию, это он решает, но каждую неделю в воскресенье это не обсуждается, это естественно само собой. Помимо этого, он может еще две-три службы на неделе совершить, в зависимости от того, сколько там праздников. Когда-то больше, когда-то меньше ― это, во-первых. Во-вторых, в зависимости от условий, в которых находится приход. В-третьих, в зависимости от каких-то других обстоятельств, которые человек со стороны не всегда может увидеть и учесть.

Почему вот именно сейчас служат, а не завтра или вчера? Потому что определенные всякие обстоятельства могут быть. В сельском храме, стоящем в глухой малочисленной деревеньке, священник может назначить и пять литургий в неделю, но туда никто не придет, кроме его одного и его собственной жены. Ну и что ему делать там? То есть понятно, что нужно сместить немножко усилия с богослужения на проповедь. И, может быть, один или два раза в неделю совершать литургию, а остальные дни заниматься тем, что может быть нужно.

Пригласили тебя освятить дом? Ты сходи, пообщайся с ними, сядь, чайку попей, потому что нужно живое общение. Если там четыре человека проживает в твоей деревеньке, то и никто к тебе ходить не будет, если ты с ними общаться не будешь. Понятно, что тебе нужно здесь больше себя применять: с детьми в школе, в детском садике пытаться как-то взаимодействовать, какую-то работу наладить, кого-то обучать чтению на церковно-славянском языке, кого-то к пению подтягивать, упрашивать на клирос, чтобы кто-то встал и спел что-то. Понятно, что много хлопот.

Таким образом, один священник более загружен богослужебной деятельностью, другой ― менее, но зато у него больше проповеднической деятельности. Третий священник занимается строительством храма или даже двух одновременно, и он носится, решает хозяйственные вопросы, весь загруженный, заваленный делами. Такое тоже бывало и бывает. Особенно это было остро в девяностые годы, двухтысячные. Так что обстоятельства разные бывают, везде по-разному.

«Проверяет ли вышестоящее начальство в виде епископов ход богослужений?» В общем-то, нет, не проверяет. Как это проверишь? Это только и будешь заниматься, что проверять. Вся епархия поделена на благочиния, благочинные округа, и в каждом округе есть старший священник, который должен немного присматривать за тем, что и как совершается. Если священник как-то себя неправильно ведет, то обязательно будет недовольство какое-то, ропот. Люди будут нервничать, и слух обязательно дойдет до благочинного, а потом и до владыки, епископа. Поэтому если что-то там не в порядке, то рано или поздно всё вскроется. Нет ничего тайного, что не стало бы явным. Всё откроется, и будут приниматься какие-то меры. Замечание ему сделают, на вид поставят, поговорят с этим священником. Почему он так поступает? Может, там ничего страшного нет на самом деле? Такое тоже сплошь и рядом бывает.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.