Документальная повесть Бориса Фёдоровича Спорова (р.1934) «После войны» - это воспоминания писателя о своём трудном послевоенном детстве.
Рассказ непосредственно о бытовых мелочах, о работе на заводе читается трудновато из-за обилия технических описаний производственного процесса. А вот рассуждения писателя о вере интересны, актуальны и понятны каждому. Об атеизме, например, Споров пишет так:
«Атеизм стал родоначальником вседозволенности. Вседозволенность ведёт к разложению и упадку нравственности. Безнравственность неминуемо приводит нацию к вырождению или к вымиранию. Сегодня русский народ сокращается на один миллион в год. Такова цена безбожия».
И с этим трудно не согласиться.
По мере прочтения повести неприятные, некомфортные чувства усиливаются. Автор обращает наше особое внимание на негативные стороны послевоенной жизни: повальное пьянство на производстве, травматизм из-за несоблюдения техники безопасности и опять же из-за пьянства. Причём это повальное пьянство Споров, вернее, его молодой герой напрямую связывает с последствиями войны:
«Мужики-то все перегоревшие: одни фронт прошли, другие лагеря, а третьи – и фронт, и лагеря, у нас ведь победителей судят; … А все вместе – чтобы забыть светлое прошлое и будущее… А на фронте, думаешь, шуточки – сто граммов в день! Три литра на месяц, тридцать шесть литров в год! Крокодила уморить можно…»
Вот вам оборотная сторона законных фронтовых ста граммов.
Но теперь-то, казалось бы – война закончена, живи да радуйся, ан нет, в мозгу молодого героя роятся совсем невесёлые мысли:
«Зачем такая жизнь, когда кроме рабской работы, ничего другого нет? И лишь одно впереди доподлинно известно – смерть!»
Уже в пятидесятые-начало шестидесятых годов те, кто трезво смотрел на жизнь, начали понимать, что движемся-то куда-то не туда!
«Свобода слова времён Хрущёва – пыль в глаза… Запретили держать скотину в районных городах и посёлках, в деревнях из частных дворов скотину уводят в колхозные дворы – повторение коллективизации; стало быть, уже через год, через два в магазинах не будет ни мяса, ни молочных продуктов. Кремлёвский клоун в открытую разрушает сельское хозяйство – это преступление, всё та же война против народа…»
В открытую выступает герой и против формализма комсомола.
«Комсомол – это политическая муштра, духовное порабощение».
Понятно, что подобное свободомыслие не могло пройти герою даром. Вскоре после разоблачительных выступлений на комсомольском собрании и на товарищеском суде его арестовывают. На этом повесть Бориса Спорова заканчивается. А жаль. Очень хотелось бы узнать, как сложилась его дальнейшая судьба.
Впрочем, если заглянуть в интернет, то дальнейшую судьбу Бориса Фёдоровича проследить можно. В 1957 году он был арестован и осужден за религиозную пропаганду. После освобождения окончил Литературный институт им. Горького. Работал учителем, журналистом. Член Союза писателей СССР. Живёт в Москве.
Повесть же "После войны" была издана в 2005 году. Она выделяется из ряда произведений о послевоенном времени именно своей безысходностью, скептицизмом, неверием в "светлое будущее". Я прочитала её с интересом.
Этот материал ранее был размещён мною здесь.