Найти в Дзене
Немного Историк

Проблемы российского федерализма. Этнофедерация XXI века

Современная модель административно-территориального деления Российской Федерации была заложена еще в 1922 году, при создании Союза Советских Социалистических Республик. Советский Союз с самого начала создавался как ассиметричная федерация, с опорой на идею преодоления асимметрии путем помощи отстающим частям государства со стороны центральной России – авангарда революции. Большевиками была создана модель, которая заложила непреодолимое неравенство субъектов на несколько десятилетий вперед. Изначально модель административно-территориального деления ставила главной задачей выравнивание социально-экономического положения окраин по отношению к центру, но последствия такой политики были не только непредсказуемыми, но и катастрофическими. Благодаря такого рода асимметрии, после распада Советского Союза, Союзные Республики вышли из состава СССР и провозгласили независимость, благодаря отмиранию идеологии в угоду национализму.

Все замечательные республики, выделенные другим цветом (не кроваво-красным), откололись и все-таки унесли свой суверенитет.
Все замечательные республики, выделенные другим цветом (не кроваво-красным), откололись и все-таки унесли свой суверенитет.

Российская Федерация, основанная на базе федеративных договоров 1992 года, закрепленных в Конституции 1993 года, в большей степени базируется на фундаменте старой советской государственности, нежели на собственных основах. При анализе нормативно-правовой базы федеративного устройства Российской Федерации, в глаза бросается ее противоречивость, так как в статье 5, п.2 Конституции РФ говорится, что «республика в составе РФ тоже является государством и «имеет свою конституцию и законодательство»», а в той же статье, только в п. 4 сказано, что «во взаимоотношениях с федеральными органами власти все субъекты РФ между собой равноправны».

Российская Федерация является не просто асимметричной федерацией, а ассиметричной этнофедерацией. Для субъектов со статусом «республика» источником происхождения является государственный суверенитет, реализующий права народов на самоопределение. Другая ситуация с краями и областями, которые функционируют на основе полномочий, переданными им федеральным центром. Из этого следует логичный вывод, что народ, проживающий в республике суверенен, и, следовательно, имеет больше прав, чем народ любого другого субъекта Российской Федерации.

Я и сам, своего рода, республиканец/республинчанин, ведь родился в одной их таких республик. Республиканского языка не знаю, хотя в школе были соответствующие уроки.
Я и сам, своего рода, республиканец/республинчанин, ведь родился в одной их таких республик. Республиканского языка не знаю, хотя в школе были соответствующие уроки.

Как известно, республики образованы по национальному признаку и располагают титульным этносом. В настоящее время более половины российских республик являются квазинациональными, так как явного преобладания той народности, вокруг которой образован субъект, не наблюдается. Так, лишь в четырех республиках титульный этнос составляет более двух третей населения: Чечня, Ингушетия, Тува, Чувашия. В остальных, кроме Северной Осетии и Татарстана меньше половины представителей титульной нации.

Складывается впечатление, что административно-территориальное деление Российской Федерации в теории и на практике выглядит совершенно по-разному. Асимметричность, конечно, присутствует, но в большей степени в экономическом плане, нежели в политическом, так как несмотря на суверенность субъектов со статусом «республика», право на сецессию заблокировано. Единственным исключением в данном случае можно назвать республику Татарстан, с которой был подписан отдельный федеративный договор, который серьезно увеличивал перечень экономических привилегий, а также делал республику де-факто государством в государстве со своим президентом.

Рассуждая о пользе и пагубности асимметрии административно-территориального деления Российской Федерации, хотелось бы выразить определенную тревогу неопределенностью происходящего. Субъекты с разными статусами отличаются не только перечнем формальных политических прав, но и могут потерять самостоятельность при частичном слиянии с более крупным субъектом. Такая ситуация складывается с автономными округами. Периодический передел территорий между разностатусными субъектами также негативно сказывается для государства, выливаясь в бюрократические проволочки, дополняя эффект тотальной неопределенности.

Протесты в Ингушетии против изменения границ в 2018 году.
Протесты в Ингушетии против изменения границ в 2018 году.
-4

Большинство российских регионов являются дотационными и бюджетная система построена так, что Республики Северного Кавказа продолжают получать значительные дотации из федерального бюджета, в отличии от областей центральной России. Кроме дотационной асимметрии есть асимметрия бюджетная, такие республики как Татарстан, Башкортостан, Саха за счет своего политического веса, не без успеха выстраивают с федеральным центром конфедеративные отношения. Это привело к тому, что данные республики обладают собственным бюджетом, позволяющим им самостоятельно осуществлять социально-экономическую и культурную политику на собственной территории, когда остальные регионы полагаются на федеральный бюджет.

Опасность разностатустности субъектов заключается в сепаратистских настроениях отдельных республик, где титульное население преобладает и имеются соответствующие ресурсы для самостоятельного существования. В настоящее время, асимметрия укоренилась до такой степени, что пересмотр административно-территориального деления станет крупной угрозой для целостности Российской Федерации. Собственно говоря, поэтому политическая элита предпочитает оставить все «как есть» и не старается решить этот вопрос, который может сильно осложнить отношения республик с центром недалеком будущем.