Сейчас много говорят и пишут про кПТСР – комплексное посттравматическое стрессовое расстройство. Оно формируется у тех, кто переживает в детстве опыт систематического абьюза.
Мозг «травматика» работает несколько иначе, чем мозг человека, не переживавшего множество психических травм в детстве. Самое большое различие между функционированием мозга травматика и мозгом обычного человека заключается в функции височных долей. Обычно здоровый мозг способен регулировать эмоции и другие функции с помощью височных долей. Мозг травматика запрограммирован на самозащиту и постоянную заботу о безопасности, часто с незначительной функцией височных долей. Мозг травматика "запускается" чувствами страха, тревоги, неуверенности, вины, стыда, мозг активирует реакцию "дерись", "беги" или "замри", отдаёт команду выбросить гормоны в кровь, активирует парасимпатическую нервную систему. Часто это всё приводит к оцепенению или диссоциации, потому что драться или бежать в социуме не принято. Часто закрывают/блокируют любую возможность для принятия правильных решений.
Травматизированный мозг часто у созависимых людей, потому что многие из них «счастливые» обладатели кПТСР. В их привычках бежать от реальности и уходить в грёзы, диссоциируя. Созависимый бесконечно сконцентрирован на потребностях партнёра, на его чувствах. Одновременно он испытывает страх быть покинутым, он боится быть ненужным. Человек с кПТСР практически на каждом шагу натыкается на триггеры, которые напоминают непереносимую обстановку его травмирующего детства. Триггеры встречаются хаотично, мозг к ним всегда готов и активирует программы «выживания». Триггером может быть крик, напоминающий крик матери, избивавшей ребёнка в детстве, или это могут быть интонации в голосе и слова, такие же, как у отца-психопата, который постоянно над ребёнком издевался и унижал. Тот, чьё детство проходило благополучно, не среагирует на эти стимулы, а у травматика они запускают целую цепочку реакций, его мозг помнит, как было опасно и он сконцентрирован на задаче выживания.
Травматик будет саботировать здоровые отношения и оставаться в токсичных, созависимых отношениях гораздо дольше, чем человек, не переживший психические травмы в детстве. Мы все учим, что такое любовь в детстве. Для травматика любовь - это боль.
В чём же эта разница работы мозга заключается?
Переживания влияют на развитие мозга детей. Мозг маленьких детей развивается в ответ на окружающую их среду. Если развивающийся мозг подвергается стрессам, переживаниям опасности и страху, его постоянные задачи – это обеспечение самозащиты и безопасности. Если переживания связаны с любовью, здоровой привязанностью, здоровым отношением воспитывающих лиц, стимулируется подключение областей, которые имеют дело с долгосрочным мышлением и регулированием эмоций.
а) Сканирование мозга типично развивающегося ребенка
показывает высокую активность (красный цвет) в височных долях, которые позволяют регулировать эмоции и другие функции.
б) Мозг при депривации
Сканирование мозга ребенка, эмоциональными потребностями которого пренебрегали. По сравнению с типично развивающимся ребенком височные доли гораздо менее активны.