Отвлечёмся от основных тем канала. Сегодня фотообзор волгоградской музейной экспозиции под открытым небом. Фотографии сделаны в 2019 и 2024 годах.
Пожарный пароход «Гаситель»
На набережной реки Волги в Ворошиловском районе уже более сорока лет находится прекрасный памятник волжским речникам в виде парохода «Гаситель».
Пожарный пароход «Гаситель» был построен на Сормовском судостроительном заводе в 1903 году. До 1926 года он носил имя в «Царев», а качестве пожарного парохода прослужил на Волге до 1966 года.
Пароход участвовал в обороне Царицына в 1918—1920 годах и в Сталинградской битве в 1942 году. Помимо своих прямых обязанностей, обеспечивал выполнение задач командования Красной Армии по переброске войск, доставке грузов, эвакуации. Имел вооружение и обеспечивал охрану водного бассейна.
Не один раз пароход тонул, но ему везло. Каждый раз, спустя некоторое время, его поднимали со дна Волги.
С 6 ноября 1977 года пароход-ветеран несет свою службу в качестве памятника. Автор проекта — народный архитектор СССР Вадим Ефимович Масляев, также создавший внешний облик музея-панорамы «Сталинградская битва».
На обелиске, который расположен рядом с пароходом, есть две надписи. Каждая из них относится к двум разным эпохам, к которым этот пароход имел непосредственное отношение.
С одной стороны слова такие:
«Слава речникам и пожарным волжского бассейна, героям гражданской войны, защитникам Красного Царицына».
А с другой стороны:
«Никогда советский народ не забудет мужественных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград».
Рядом с «Гасителем» с 2018 года расположилась небольшая экспозиция военной техники. Напоминаю, что часть фотографий сделана весной 2019 года с первоначальной расстановкой экспозиции, а другая часть — весной 2024 года. За прошедшие время техника не только перекрашивалась, но и всячески страдала от вандализма. Можно сравнить состояние техники при поступлении и в настоящее время.
9П138 «Град-1»
Автомобиль выставлен всего один. ЗиЛ-131, несущий на себе 122-мм реактивную систему залпового огня 9П138 «Град-1», принятую на вооружение во второй половине 1970-х годов. На грузовой платформе автомобиля установлен станок с пакетом из 36 направляющих (тогда как у более тяжёлой установки БМ-21 на шасси Урал-375 направляющих 40). Залп производится неуправляемыми реактивными снарядами калибра 122 мм.
У автомобиля сохранились заводские таблички. Но если на самой установке она читается отлично, то вот на шасси закрашена.
Насколько могу судить по внешним признакам, шасси ЗиЛ-131 начала 1980-х годов. Кабина с огнями автопоезда (с 1980г.) и двумя люками (до 1983г.), а повторители поворота на боковинах оперения чуть выше крыльев (до 1984г). Пусковая установка находится в походном положении, хотя часто у памятников её приводят в боевое.
На автомобиле установлена резина М-93 размерности 12,00-20. На некоторых покрышках так и написано: для 3ИЛ-131. Не перепутаешь.
Силовой агрегат демонтирован.
Фары и фонари у таких экспонатов в зоне особого риска повреждения.
Неоспоримым достоинством подобных памятников является возможность залезть под машину, чтобы изучить устройство ходовой части, тормозной и выхлопной систем.
Ещё немного фотографий отдельных деталей установки.
БТР-70
Советский бронетранспортёр БТР-70 также серийно выпускался со второй половины 1970-х годов, но сих пор стоит на службе. Вооружение состоит из двух пулемётов калибра 14,5 мм и 7,62 мм.
В 2019 году мне немного удалось заглянуть внутрь. Можно было и пролезть дальше, но для этого была необходима более подходящая одежда.
В настоящее время доступ внутрь закрыт. Но можно просунуть фотоаппарат в бойницы. Заметно больше мусора и наскальной живописи.
На бронетранспортёре установлены два типа резины размерности 340-457 [13,00-18]: КИ-80Н и К-58.
На корпусе обнаружен вот такой набор символов. Любопытно, является ли это заводским номером.
БТР-50П
Ещё один бронетранспортёр, но на этот раз гусеничный БТР-50П, который выпускался с середины 1950-х до 1970 года на базе шасси лёгкого плавающего танка ПТ-76.
Примечательно, что и танк ПТ-76, и модификация бронетранспортёра БТР-50ПК производились не где-нибудь, а на Волгоградском тракторном заводе.
Немного фото ходовой части.
Внутри разруха и мусор.
БРМ-1К
На смену бронетранспортёру БТР-50П в середине 1960-х пришла более совершенная гусеничная боевая машина пехоты БМП-1. А на базе БМП-1 с первой половины 1970-х Курганским машиностроительным заводом изготовлена боевая разведывательная машина БРМ-1К, представленная в экспозиции. Её вооружение состоит из 73-мм пушки и спаренного с ней пулемёта калибра 7,62 мм.
Машина оказалась настолько удачной, что выпускается и модернизируется до сих пор.
2С1 «Гвоздика»
Советская полковая самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика», производившаяся с конца 1960-х по 1991 год.
Основным вооружением является 122-мм гаубица, дальность стрельбы которой при стрельбе фугасным снарядом составляет более 15 километров.
На корпусе есть надписи 5472791 и 27С212. Заводские обозначения?
ЗСУ-23-4 «Шилка»
Советская зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4 «Шилка», серийно выпускавшаяся с середины 1960-х по начало 1980-х годов, применяющаяся для прикрытия наземных войск.
Хотя радиолокационное оборудование уже устаревшее, но с вооружения окончательно снимать «Шилку» не торопятся. Установка оснащена счетверённой автоматической 23-мм пушкой
Детали:
Ходовая часть.
Заводская табличка в наличии, но частично закрашена.
Т-62
Советский средний танк Т-62, выпускавшийся с первой половины 1960-х до середины 1970-х годов, являющийся развитием танка Т-55. Т-62 оснащён т 115-мм гладкоствольной полуавтоматической пушкой и пулемётом калибра 7,62 мм.
Модификации танка Т-62 в мире применяются до сих пор, но этот экземпляр отслужил и занял своё место в музейной экспозиции.
Ходовая часть.
Маркировка на самом видном месте.
Т-80Б
Основной боевой танк Т-80 выпускается со второй половины 1970-х. Он оснащён 125-мм пушкой и пулемётом калибра 7,62 мм.
Танки Т-80 не просто в настоящее время стоят на вооружении, но и активно применяются в зоне специальной военной операции. Ставший знаменитым танк «Алёша» — это Т-80БВ.
АЗП-57
Советская зенитная автоматическая пушка АЗП-57, входящая в зенитно-артиллерийский комплекс С-60. Калибр орудия составляет 57 мм. Выпускалась с 1950 года, но в настоящее время С-60 уступил место более современным комплексам.
На одной из сторон стоят диски, которые ставились на ЗиС-5 с резиной И-63 размерности 34x7.
А вот с другой стороны диски типа ГАЗ-53 с газоновской же резиной «шашкой» ИЯ-112А (размер 220-508).
М-30
А вот этот экспонат уже относится к периоду Великой Отечественной войны. Советская гаубица М-30 выпускалась с конца 1930-х по середину 1950-х годов.
Калибр гаубицы составляет 122 мм, а дальность стрельбы свыше 11 километров.
Немного деталей.
Колёса имеют довольно интересную конструкцию. Используется резина размера 1180x165.
Д-1
Следующий экспонат также касается периода ВОВ. Советская гаубица Д-1, выпускавшаяся с 1943 по 1949 год.
Калибр гаубицы составляет 125 мм, дальность стрельбы свыше 12 километров.
Используются покрышки размерности 1250x200.
Д-44
Дивизионная пушка Д-44 хоть и разрабатывалась в годы ВОВ, но выпускалась уже в послевоенные годы со второй половины 1940-х по первую половину 1950-х годов.
Калибр пушки составляет 85 мм, а максимальная дальность стрельбы практически 16 километров.
Немного деталей.
Повсюду выбиты разные обозначения.
На орудии установлены покрышки модели Я-37 размерностью 6.50-20.
Д-30
Гаубица Д-30, выпускавшаяся с 1960 года, представлена в транспортном положении.
Орудие имеет калибр 122 мм, а максимальная дальность стрельбы свыше 15 километров. Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел.
Гаубица Д-30 остаётся актуальной до настоящего времени, хотя и есть планы по их замене на новые разработки.
На орудии установлены покрышки модели КИ-103 зиловской размерности 260-508 [9.00-20].
И вновь какие-то цифры.
МТ-12 «Рапира»
Противотанковая пушка МТ-12 «Рапира» (или 2А29), выпускающаяся с 1970 года.
Калибр пушки составляет 100 мм, а дальность стрельбы бронебойным снарядом порядка 1900 метров.
«Рапира» находится на вооружении армии и в настоящее время, хотя дальность стрельбы является в современных условиях недостаточной.
И снова огромное количество различных обозначений.
На орудии установлены покрышки модели Я-37А размерности 260-508 [9.00-20].
К посещению рекомендую однозначно. Где ещё в свободном доступе найдёшь столько техники разом.
Спасибо за внимание!
------------
Путеводитель по публикациям канала
------------
В публикации использованы материалы издания Памятники и памятные места Волгограда / Сост. Е. А. Чемякин. — Волгоград, Изд-во «Универсал», 1991. — 112 с.