Подход к написанию книги, организация рабочего места, работа по таймеру или ожидание вдохновения - посты на эти темы в последние дни часто попадаются как у начинающих, так и у маститых авторов, на которых я подписан. Присоединяюсь к тренду:)
Сперва отвечу на вопрос "Где?" – вообще не важно, на самом деле, лишь бы не сильно отвлекали. А отвлечь, скажу я вам, в такие моменты совсем не просто))
За время журналистской работы я научился отлично абстрагироваться от внешних раздражителей и могу сконцентрированно писать даже в переполненном людьми автобусе. Единственное, что как Джек из Тени в одноимённом романе Роджера Желязны я всегда слышу, если меня назвать по имени. Такая отмычка к моей башне из слоновой кости.
Чаще всего пишу дома за компьютерным столиком, сидя на "офисном" стуле с колёсиками. Иногда перебираюсь на пол: сижу на подушке, ноутбук стоит на диване. Начинал писать прямо в телефоне, сейчас оставил этот девайс для записывания внезапных идей, т.к. работать с правками в мобильном не слишком удобно. Если на работе пауза - могу заняться книгой и там, но случается это нечасто. Обычные спутники творческого процесса - музыка в наушниках и чашка растворимого кофе (ложечка кофе "с горкой", ложечка сахара "без горки" - делюсь рецептом волшебного эликсира).
"Как?" - как бог на душу положит, право слово. Благодаря такому же, как я сам, но явно более продвинутому в "матчасти" новичку (канал "Тино пишет книгу", если кому интересно), узнал, что есть даже классификация авторов по методу написания книг – её предложила литературный редактор Эллен Брок.
Вкратце: есть строитель, у которого весь сюжет, вплоть до отдельных сцен и эмоций персонажей распланирован заранее, а также – садовод, выращивающий книгу из зёрнышка-идеи в ветвистое причудливое дерево. Последний, садясь за текст, и сам не знает, что вырастет из этого конкретного семечка.
Эти два типа ещё подразделяются на интуитов и методистов. Соответственно, интуит чувствует, как и что нужно скомпоновать, прописать, какие поставить декорации и как именно отреагирует герой на ту или иную ситуацию, чтобы читатель поверил и ясно увидел происходящее.
Методист не доверяется шестому чувству, а прекрасно разбирается в литературных приёмах и умеет их применять. Какая сцена захватит аудиторию с первых строк, через сколько глав должно выстрелить ружьё из первого акта и в кого именно, каким был характер героя вначале и как он изменится под метеоритным дождём внешних обстоятельств – всё это методист методично и по методичкам вписывает в свою книгу.
При этом квинтэссенцией творческого начала считается садовод-интуит, а его антипод - строитель-методист. Вплоть до того, что люди с проработанным планом порой сами себя называют едва ли не ремесленниками. На мой взгляд, всё это ерунда, и главное – не техническая часть процесса, а результат. Коим должна стать книга, которую хочется читать и перечитывать.
Себя я отнёс бы к отдельному типу - писатель-дилетант, который не пользуется литературными приёмами, потому как не удосужился набраться соответствующих знаний. Проработка плана - ну, как бы тоже. Зачем писать план, если можно сразу писать? Так что по версии Эллен Брок можно отнести себя к садоводам-интуитам.
Вдохновение... Отдельная тема для ломания копий. Скажу так: когда ты без физических и душевных сил, болен, недоспал и т.д. - вдохновение вряд ли придёт. Более того, написанный в такие периоды текст может оказаться откровенно слабым и не пройти собственную критику автора, когда тот посмотрит на содеянное свежим взглядом.
Если просто лень нагружать мозги, то это - не отсутствие вдохновения.
Садись, начинай писать и процесс увлечёт, придут идеи, образы, сюжетные ходы – то самое вдохновение. Как "аппетит приходит во время еды", так и вдохновение приходит во время работы.
Когда можно считать себя писателем? Как минимум, когда вы начали писать) Как максимум - когда уже издали/опубликовали на открытых платформах хотя бы небольшой рассказ на пару страниц. Да, вы ещё новичок, повествование может быть скомканным, даже неинтересным, повторять сотню раз написанное, но, как подтверждают топовые авторы, - научиться писать, как и научиться любому делу, можно только тогда, когда ты этим самым делом занимаешься.
Нельзя однажды утром проснуться писателем и создать бестселлер. К этому нужно планомерно идти, изо дня в день на практике оттачивая своё мастерство.
Понимаю, что я, не закончив первую книгу, вроде как не вправе раздавать советы и поучать кого-либо. С другой стороны, всё же я на шаг впереди тех, кто пока не продвинулся дальше желания писать. Всё познаётся в сравнении))
Спасибо, что дочитали, заглядывайте ещё.