Президент Никарагуа Даниэль Ортега ведёт борьбу с католической церковью. Никарагуанские власти закрыли католический Университет Центральной Америки – самый авторитетный вуз в регионе, благотворительную организацию Матери Терезы, запретили Орден иезуитов, разорвали отношения с Ватиканом и арестовали двух епископов и десятки священников. Около 200 священников и католиков-мирян были высланы в США, Италию и Коста-Рику.
Конфликт, пожалуй, самый жёсткий в Латинской Америке после противостояния Фиделя Кастро с католиками в 1960-е гг., на первый взгляд, вызывает удивление. Не только потому, что никарагуанцы в подавляющем большинстве своём католики, но и из-за роли католической церкви в истории страны, в частности, в сандинистской революции 1979 г.
Братья Эрнесто и Фернандо Карденаль, члены Ордена иезуитов, были в числе лидеров сандинистской революции. Эрнесто Карденаль участвовал в попытке свержения диктатуры клана Сомоса ещё в 1954-м, а в 1966-м создал христианскую коммуну на островах Солентинаме посреди озера Никарагуа, где неграмотные крестьяне учились, рисовали и изучали основы марксизма (братья Карденаль относились к т.н. «теологии освобождения» - левому течению в католицизме, считающем, что Иисус Христос был первым революционером, а марксизм не противоречит христианским ценностям, а дополняет их).
В 1970-е гг. коммуна давала приют повстанцам-сандинистам, из-за чего пострадала -в 1977 г. её разгромили сомосовские гвардейцы. Карденаль укрылся в повстанческом отряде. После победы революции Эрнесто Карденаль занял пост министра культуры в сандинистском правительстве, а его брат Фернандо, активный участник повстанческой войны, стал министром образования.
В сандинистском движении участвовал и священник Мигель д’Эското Брокман, ставший после революции министром иностранных дел. Вообще «теология освобождения» была важной частью сандинистского движения. В 1985 г. Папа Римский Иоанн Павел II в рамках борьбы с «теологией освобождения» лишил сана и запретил в служении братьев Карденаль и д’Эското, но они продолжали считать себя католическими священниками и воспринимались никарагуанцами именно в этом качестве.
Огромную роль в свержении диктатуры Сомосы сыграл Мигель Обандо-и-Браво - архиепископ Манагуа и глава никарагуанской Римско-католической церкви. Он не был сандинистом или сторонником «теологии освобождения», но жёстко бичевал диктатуру за произвол, беззаконие, коррупцию и угнетение бедняков. В 1978 г., когда повстанчество переросло в полномасштабную гражданскую войну, архиепископ открыто требовал ухода Сомосы в отставку. Его авторитет в стране был чрезвычайно высок, и это сыграло большую роль в отпадении колеблющихся никарагуанцев от поддержки Сомосы.
Однако после установления однопартийной сандинистской диктатуры и начала «войны контрас», Обандо-и-Браво, ставший в 1985-м кардиналом, выступил против сандинистов. Он обвинял их в ущемлении свободы, произволе и коррупции, указывая, что они идут по пути Сомосы. К 1988 г. гражданская война в Никарагуа зашла в тупик: ни сандинистская армия, ни «контрас» не могли одержать победу; кроме того, «перестроечный» Советский Союз сообщил сандинистам, что помогать им больше не будет. Тогда кардинал стал посредником в мирных переговорах, результатом которых стали свободные выборы 1990-го, на которых сандинисты потерпели поражение и отдали власть центристскому Национальному союзу оппозиции.
Лидеры Сандинистского фронта братья Даниэль и Умберто Ортеги, а также их ближайшие соратники Ленин Серна и Томас Борхе, ещё находясь у власти, стали настоящими олигархами. В 1990-м пришедшие к власти оппозиционеры не препятствовали «обуржуазиванию» сандинистской верхушки, надеясь на то, что, разбогатев, те оставят политические амбиции. Более того: они сохранили в рукуах сандинистов солидный административный ресурс: так, брат лидера фронта Умберто Ортега сохранил пост министра обороны, и все офицеры-сандинисты сохранили свои должности.
В Никарагуа рассказывают, что в 1995 г., когда Умберто Ортега уходил в отставку, к зданию министерства обороны подъезжали грузовики, в которые грузили различное добро. Сам экс-министр стоял у проходной и наблюдал за процессом. Когда журналист спросил его, нормально ли, что он вывозит из министерства столько имущества, он ответил: а вы что, думали, что я уеду из министерства на велосипеде?
«Мужчины, которые подвергались опасностям в горах, стали получать не только зарплату, но и автомобили, и дома. Парк автомобилей Mercedes-Benz Сомосы перешел в руки командования СФНО. Фронт также забрал себе особняки буржуазии и использовал их не столько для офисов, сколько для резиденций своих лидеров. (…) В последние дни перед тем, как Виолетта Чаморро вступила в должность, правительство СФНО приняло ряд законов, передающих национализированные земли и многие общественные здания лидерам сандинистов в частную собственность. Сандинисты обосновывали это тем, что они будут защищать социальную собственность от захвата правыми, но практически сандинистские лидеры использовали законы, чтобы обогащаться, приобретать дома и другую недвижимость. Многие никарагуанцы убедились в алчности сандинистов» (Дэн Ла Ботц «Даниэль Ортега, выборы в Никарагуа 6 ноября и предательство революции», NewPolitics, 17.10.20). По данным ЦРУ, госсобственность в частные руки получили около 10 тысяч сандинистских функционеров. В 1990 г. ЦРУ утверждало, что на швейцарских счетах Ортеги находилось около $3 миллионов, главы МВД Томаса Борхе - $1 миллион, а министр экономики Байардо Арсе (организатор сандинистской приватизации) славился тем, что носил в качестве украшений целые килограммы золота. При этом официальная зарплата всех троих в то время не превышала $50 в месяц. С годами экономическая мощь семейства Ортега только росла: В 2018 г. газета New York Times, писала, что «дети Ортеги управляют всем, от распределения бензина до телевизионных станций».
Это очень не нравилось многим сандинистам, в т.ч занимавшим высокие посты в сандинистском движении. В 1995 г. Эрнесто Карденаль, героиня революции Дора Мария Тельес, бывший вице-президент Серхио Рамирес, бывший команданте и министр промышленности Луис Каррион Крус, бывшие члены Национального руководства СФНО Генри Руис и Виктор Тирадо и другие видные сандинисты порвали с сандинистским фронтом и создали Движение сандинистского обновления – социал-демократическое и антиолигархическое. Карденаль занимал самые левые позиции в движении: он оставался марксистом. Но не желал терпеть моральное перерождение бывших соратников (Даниэля Ортегу, помимо прочего, приёмная дочь обвиняла в изнасилованиях).
С Даниэлем Ортегой остались разбогатевшие экс-силовики Томас Борхе и Ленин Серна, а также Мигель д’Эското.
Даниэль Ортега решил конвертировать деньги во власть. Демократические правительства 1990-2006 гг. не смогли решить задач социально-экономического развития, и многие никарагуанцы начали ностальгировать по сандинистским годам, когда, хоть и царили бедность и насилие, была надежда на светлое будущее. Но он решил вернуться к власти в новом обличии, демонстрируя преданность католической церкви и демонстративно исполняя католические обряды.
В 2007. Даниэль Ортега вернулся к власти, и с тех пор больше не выпускал её из рук. У сандинистов-обновленцев не хватило авторитета, ресурсов и сплочённости для перехвата власти, а либеральная оппозиция была дискредитирована неудачами 1990-2006 гг.
В 2018 г. по Никарагуа прокатилась волна протестов, вызванная повышением налогов на трудящихся и предпринимателей (включая мелких и мельчайших, а они – основа никарагуанского общества), а также бездействием властей по тушению лесных пожаров, опустошавших страну. Как это обычно бывает, застрельщиками протестов были студенты, в т.ч. иезуитского университета. Ортега отреагировал жёстко: против протестующих бросили не только полицию, но и армию, а также отряды сандинистских активистов – им было роздано оружие. Ортега заявил, что пересмотрит реформы и проведёт переговоры с протестующими, но попытался договориться только с работодателями, а не с трудящимися (что взять с олигарха!).
Беспорядки усилились, и в мае произошли вооружённые столкновения. Погибло 317 человек, включая 21 полицейского. Католическая церковь, с начала противостояния пытавшаяся выступить посредником, осудила жестокое подавление протестов. Так начался конфликт между сандинистскими властями и католической церковью, с тех пор только обостряющийся.
В 2021 г., в преддверии выборов Ортега решил не искушать судьбу и просто приказал арестовать пятерых кандидатов в президенты. Неудивительно, что он вновь победил, получив почти 76% голосов. Но Ортега понимает, что реальная поддержка народом сильно уменьшилась, и продолжает репрессии. Тем более, что постаревший лидер повсюду видит измену, и это неудивительно: даже брат Умберто потребовал от него освободить политзаключённых. В ответ Ортега назвал его «предателем».
Даже первая в истории никарагуанка, победительница конкурса "Мисс Вселенная" Шейннис Паласос объявлена предательницей и не может вернуться на родину: полиция выяснила, что девушка участвовала в протестах 2018 г.
За последние пять лет по политическим мотивам было арестовано около 1800 человек, 300 были лишены гражданства, 222 - депортированы. Деятельность оппозиционных партий и неправительственных организаций парализована. После выборов не менее 250 тысяч никарагуанцев эмигрировали. По данным социологических опросов, половина населения хочет эмигрировать, а 23% предпринимают усилия в этом направлении. А в горах орудуют повстанческие группы «новых контрас»…
Единственной организованной структурой, выступающей против сандинистского режима, остаётся католическая церковь. Ортега помнит, какую роль она сыграла в падении режима Сомосы и в потере власти им самим в 1990-м. И ведёт против неё «холодную войну».
Насколько эта война будет успешной, сказать трудно. Авторитет католической церкви снижается во всей Латинской Америке, и она давно не так сильна в сравнении с тем временем, когда её позиция была если не решающей, то крайне важной в деле отстранения от власти Сомосы. Правда, в Никарагуа ситуация несколько другая: позиции католичества там намного прочнее, чем в соседних Гватемале и Коста-Рике, где католиков теснят протестанты. И кто знает, не придёт ли момент, когда Ортеге придётся вспомнить пророчество Хуана Доминго Перона, сказавшего после отстранения от власти доминиканскому диктатору Рафаэлю Трухильо: делайте что хотите, избавляйтесь от противников, но никогда не ссорьтесь с долгополыми. Они вас уничтожат.