При прочтении книги известного историка Р. Г. Скрынникова "Царство террора" обратил внимание на один занятный комментарий касательно маршрута игумена Филиппа при его переезде из Соловецких островов в Москву.
Но всё по порядку.
...Митрополи́т Фили́пп II (в миру Фёдор Степа́нович Колычёв; 11 февраля 1507, Москва — 23 декабря 1569, Тверь) — епископ Русской церкви, митрополит Московский и всея Руси с 1566 по 1568 год, известный обличением злодейств опричников царя Ивана Грозного...
...После того как кандидат в московские митрополиты казанский архиепископ Герман, выразивший несогласие с политикой Ивана Грозного, попал в опалу, занять престол Московской митрополии предложили соловецкому игумену Филиппу. Иван IV вызвал его в Москву, и на соборе епископов 20 июля 1566 года ему было предложено принять митрополичий сан...
Р. Скрынников даёт комментарий к этому эпизоду (Царство террора, стр. 300, прим 79):
…Отец Филиппа С. И. Колычев был новгородцем по рождению («рождение имея Великаго Новаграда») и владел поместьем в Деревской пятине. Интересно, что Филипп выехал в Москву не прямым путем через опричную Вологду, а кружным через земский Новгород. Жители Новгорода поднесли Филиппу подарки (пряные «зелья», перец, инбирь), дворянин Е. С. Трусов пожертвовал 50 руб. и золоченый крест...
То есть, по мнению автора, чтобы заехать в Великий Новгород Филиппу необходимо было сделать крюк с основного маршрута с Соловецких островов.
Автор оправдывает такое решение игумена Филиппа тем, что Великий Новгород в то время входил в состав земщины, а Вологда была в опричнине. Соответственно, игумен Филипп, как противник опричнины и сторонник земщины, не захотел ехать через опричные территории.
Маршрут игумена Филиппа с заездом в нынешний Новгород на р. Волхов автор не приводит.
Зададимся вопросом: какие в то время существовали маршруты между центром Руси и Соловецкими островами? Ответ дает журнал «Православный паломник»:
...До 1897 г., когда началась эксплуатация железной дороги до Архангельска, основной путь из Москвы на Соловецкий архипелаг выглядел следующим образом:
- Столбовая дорога через Сергиев Посад, Переславль, Ростов, Ярославль вела до Вологды;
- В Вологде путешественники садились на речные судна и шли по рекам Вологде, Сухоне через Тотьму до Великого Устюга, где после слияния с рекой Юг, рождалась Северная Двина;
- 744 км. предстояло проплыть вниз по Северной Двине чтобы достичь Архангельска;
- В Архангельске люди пересаживались на морские суда, по одному из рукавов Двины выходили в Двинскую губу Белого моря и более 300 км. (около суток) шли по открытому морю до пристани Соловецкого монастыря…
Но это же известный древний торговый путь между Европой и Русью, проходивший через Ярославль.
…Ярославль оказался на пути из Москвы к Белому морю, который смыкался с Волжским путем. Во второй половине XVI века в городе находилось подворье английских купцов, шла бойкая торговля иноземными товарами
... Ярославль играл большую роль во внешней торговле России, был крупным складочным местом. Это способствовало его превращению в важнейший торговый центр...
... В начале XVIII века с перемещением торгового пути из Архангельска в Петербург Ярославль навсегда потерял свое значение во внешней торговле, но ... продолжал сохранять заметную роль во внутренней торговле…
А существовал ли другой маршрут на Соловки и обратно? Да, существовал, но он был крайне тяжел и опасен. «Православный паломник» продолжает:
...Также известен 90-километровый морской путь из Сумского посада, расположенного в устье реки Сума. Это наиболее древний страннический маршрут, начинавшийся в заонежском городке Повенец, до которого в свою очередь добирались на водном транспорте по Онежскому озеру. До 1879 г., когда здесь была устроена почтовая дорога, путь к Белому морю выглядел так: «Путь сей сопряжен со многими трудностями:
- от Повенца идут они пешком 10 верст до Ромбацкой пристани;
- от сей пристани 18 верст едут озерами;
- проехав озера пять верст пешешествуют Масельскою горою… до деревни Масельги;
- от сей деревни 9 верст плывут Маткозером;
- из Маткозера переходят одну версту сухим путем до деревни Телекиной;
- при Телекиной садятся в лодки и 40 верст едут рекою Телекиной до Выгозера;
- сим озером 20 верст водоходствуют до деревни Койкиниц;
- отсюда через две версты паки едут Выгозером;
- тут следует Черный волок, 30 верст протяжения имеющий, которым пробираются до деревни Воренжи;
- за сею деревнею приходит Сум-озеро, которым едут через 10 верст до дер. Сумострова;
- от Сумострова пять верст паки Сумозером до его берега;
- от берега 10 верст идут пешком до дер. Лапиной;
- от Лапиной 5 верст плывут озерами;
- от озер остается им сухого пути 15 верст до Сумского острога, где садятся на суда и Белым морем ездят на Соловецкий остров, откуда теми же дорогами в Повенец возвращаются».
Существовали вариации этого маршрута с изменением направления на Кемь, Сороки через порожистую реку Выг, а также на Северную Двину через Сию.
В любом из вариантов это было крайне сложное, если не сказать – экстремальное – путешествие, на которое решались немногие смельчаки...
Повторю вывод, который делает журнал «Православный паломник» по альтернативному маршруту на Соловки и обратно:
…это было крайне сложное, если не сказать – экстремальное – путешествие, на которое решались немногие смельчаки…
Посещал Соловки и Петр I:
…В истории Пертоминского монастыря большой след оставило посещение его императором Петром Великим. 2 июня 1694 г. Петр, застигнутый бурей во время путешествия из Архангельска в Соловки, принужден был высадиться на берег возле обители, в которой и пробыл несколько дней со всею своею свитою…
Обратим внимание, что Петр I добирался до Соловков тоже по основному маршруту через Архангельск.
Возвращаясь к обсуждаемому комментарию Р. Скрынникова, выходит, что игумен Соловецкого монастыря и будущий митрополит Московский и Всея Руси свернул с основного, надёжного, проверенного временем маршрута и сделал крюк в 500 км. по неизвестным, безлюдным и опасным дорогам только затем, чтобы выразить своё отношение к опричнине Ивана Грозного.
Честно говоря, поступок, граничащий с безумием.
Но все встаёт на свои места, если принять гипотезу Новой Хронологии А.Т. Фоменко и Г.В. Носовского о том, что истинным Великим Новгородом Руси являлся Ярославль. В этом случае никакого 500-километрового крюка по пути из Соловков в Москву игумену Филиппу делать не требуется. Двигаясь по основному маршруту, он автоматически попадал в Ярославль, то есть Великий Новгород по версии Новой Хронологии.
Вывод: вероятнее всего, путь игумена Филиппа при его переезде из Соловецких островов в Москву лежал через Ярославль – древний Великий Новгород. Никаких 500-километровых заездов по опасным и неизвестным дорогам в нынешний Новгород на р. Волхов игумен Филипп не делал.