Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) – монументальная фигура в мировой литературе.
Его романы и повести уже второе столетие во всех списках “величайших” и “лучших” не только у нас на родине, но во всем мире. Однако же и он, как в известном выражении, “стоял на плечах гигантов”. Кем эти гиганты были, кто оказал на Достоевского влияние и чему мы можем научиться, читая названия на его книжной полке?
Начало литературной Одиссеи
Чтение Достоевский полюбил с детских лет – в его доме была семейная традиция вечерних чтений. Садились семьей за стол и читали вслух книги. Его вкус к литературе сформировали Пушкин, Жуковский и Шекспир. Детскую литературу писатель не принимал. Когда его во взрослом возрасте просили рекомендовать для детей, отвечал, что стоит читать Скотта, Диккенса, Мольера, Гоголя, Пушкина.
Кроме русской литературы, в юности Федор Михайлович зачитывался готическими романами. Читал книги Данте, Гофмана, Диккенса, более всего в те годы любил Шиллера.
Стоя на плечах гигантов
Достоевский был отлично знаком как с бывшей, так и с современной ему популярной литературой из Европы. Свою собственную карьеру писателя он начал с перевода “Евгения Гранде” Бальзака.
Прослывший убежденным “славянофилом”, считавшим, что у России в общем и русской литературы в частности есть собственный, третий путь, повести, романы он всё же богащал общими для европейской литературы сюжетами и ходами. Сам Достоевский объяснял такое влияние очень просто: литературная преемственность. Шекспир брал чужие сюжеты из прошлого и перерабатывал их, подобно тому, как от народа к народу всю историю кочевали легенды, изменяясь и становясь частью культуры.
Журналист и критик
Перечень книг в личной библиотеке Достоевского свидетельствует, что тот читал все: теологические труды, философские, научные, художественные, публицистику, брошюры для народа и каталоги терракотовых изделий Эрмитажа.
Все это читалось не только от природной любопытности и ремесла писателя, но также в качестве критика и публициста. Федор Михайлович был в курсе литературных веяний времени, как отечественных, так и зарубежных. Читал новинки и писал на них рецензии. Все это сформировало не только глубокое понимание литературы, но позволяло увидеть общую картину настоящего: увидеть заботы, переживания и чаяния целых социальных классов и даже народов.
Его главным советом начинающим писателям: учиться на примерах других и читать “серьезные книги” – это и его собственный путь к тому, что его имя не будет забыто историей.
Литературные титаны
Превыше всего Достоевский почитал А.С. Пушкина. Среди его кумиров были также Гоголь, Шиллер, Шекспир, Гофман, Жорж Санд. Особое место в его сердце занимал "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский" Сервантеса, книга такого уровня, которую по собственному заявлению Достоевского, “мы получаем по одной раз в пару сотен лет”.
“Отверженные” Виктора Гюго, как и рассказы Жорж Санд, также пленили Достоевского. Он оценил их значимость выше своего “Преступления и наказания”.
После тюремного заключения и ссылки, а также в поздние годы жизни, фундаментальное значение для Достоевского имело Евангелие. Оно сыграло важную роль не только в его жизни (священное писание было единственной книгой, которую Достоевский читал в годы ссылки), но также повлияло на характеры и сюжеты его произведений.
Книга, по мнению Федора Михайловича, важнейший источник впечатлений и размышлений. Писатель всю жизнь был страстным читателем, склонным к сентиментальным произведениям и романтическим историям. Однако же он читал все: заметки об общении с духами мертвых, историческую литературу, медицинские исследования, доказательства теоремы Пифагора..
Все это формировало в Достоевском не только широту взглядов, но и его мастерство, с которым он писал собственные тексты.
Если Вам понравилась статья, ставьте лайк 👍 - это поможет каналу выжить. Подписывайтесь на канал, смело комментируйте, делайте репосты в соцсети.