Писатели выпускают на страницы своих книг сотни персонажей, вдохновленных знакомыми и друзьями, недругами и известными в их окружении личностями. И нередко, конечно же, используют «свой образ» – в прямом, пародийном и может быть даже приукрашенном виде.
Говоря о вымышленных писателях, одним из первых в качестве примера приходит в голову Мастер из произведения “Мастер и Маргарита”. Но помимо автора великого романа о Понтие Пилате, в книге Булгакова есть еще один персонаж из мира литературы.
Им является Михаил Берлиоз, критик и председатель Московской ассоциации литераторов (или же МАССОЛИТ) и редактор не названного Булгаковым «толстого художественного журнала». Писатель не сообщает нам, что именно написал Михаил Берлиз, зато последние минуты его жизни и посмертные приключения в его квартире очень красочно представлены в романе.
Вроде бы второстепенный персонаж, однако он и его сущности объединяют разные сюжетные и смысловые линии.
Он появляется в самом начале романа. Вместе с поэтом Иваном Бездомным присели выпить в жару водички и поговорить об антирелигиозной поэме. К ним присоединяются Воланд со свитой, который предсказывает скорую гибель безбожника Берлиоза. А также рассказывает присутствующим про Берлиоза: обладает отменным здоровьем, удачлив в делах (развил торговлю), несчастен в браке, - жена сбежала от него с балетмейстером, не имеет детей. Дальше все помнят: Аннушка разлила масло, Берлиоз подскользнулся, попал под трамвай, - и лишился головы. Но потом оказывается, что Воланд поселился, и вскоре провел Бал сатаны именно в квартире покойного Берлиоза. Михаил Александрович Берлиоз проживал в трёх комнатах в квартире по адресу Большая Садовая, 302 бис., кв. 50. Собственно эта коммунальная квартира становится сценой различных несуразностей и смешных историй и получает титул "нехорошей квартирой". Позже кот Бегемот из свиты Воланда устраивает в ней пожар, из-за чего сгорает дом. Но квартира знаменита по сей день, - в ней располагается музей писателя.
А потом, на балу сатаны, Воланд пьёт вино из головы Берлиоза, превратившейся в чашу из-за его неверия в Бога и в бессмертие.
Также понятно, что Булгаков взял фамилию Берлиоз от Гектора Берлиоза, - известного французского композитора и дирижера, выступавшего в России. Причем всегда с аншлагами, поэтому и писал после завершения выступлений: «И ты моя спасительница, Россия!» .
Ну а с кого Булгаков списывал Берлиоза? Говорят, что такими могли быть два человека: Леопольд Авербах и Демьян Бедный. Леопольд Леонидович Авербах (при рождении Исер-Лейб Меер-Шоломович Авербах, 1903-1937) - литературный критик, член Российской ассоциации пролетарских писателей (известной как РАПП), был редактором журнала "На литературном посту", активно разрабатывал философию пролетарской литературы. Ну а Демьян Бедный (Ефим Алексеевич Придворов, 1883 — 1945) - известный пролетарский поэт, активный пропагандист безбожия, написал в том числе такие строки на снос Храма Христа Спасителя в Москве:
Нет и помину —
Исчез неизвестно куда!
Вот это темпы, да!
Нам — радость, а старому — драма
От такого, сказать с позволения, храма,
Мусорный след.
А ведь строился столько лет!..
Нынче от этого чуда
Осталася груда
Мусору и кирпичей,
Мухомор не мозолит нам больше очей.
В романе Берлиоз изображен в образе типичного "советского литератора". Ему не важно искусство в целом или свобода творческого выражения. Его основной целью является выполнение указаний руководства и партийных решений. Когда он сталкивается с загадочным, он отвергает новую реальность, не желая принимать изменений.
А каких писателей, живущих на страницах книг, помните вы? Пишите в комментариях.