Найти тему
Нина Лаврова

Крестины в старину.

По рождении младенца приглашался священник, который за дверями роженицы читал известные молитвы о младенце. Нарекши ему имя он возвращался домой. После этого младенца приносили в храм и крестили, т.е погружали в купель и он помазуетяся крестообразно миром (которое освящается в шестой день седмицы, предшествующей Пасхе) чело,очи, ноздри, уста, уши, перси, ноги, руки, произнося при каждом помазании: "Печать дара Духа Святого, аминь", потом помазуется миррой (специально приготовленное и освящённое ароматическое масло). Затем священник обрезал у младенца волосы, смешивал их с воском и клал в храме на определенном месте. Часто их пускали в купель, если волосы потонут, то ребенок не жилец на этом свете(это уже из области поверий, да и не всегда у новорожденных бывают волосы).

Воду после Крещения освящали для каждого младенца и после таинства выливали в яму, специально для этого приготовленную. Восприемники младенца отвечали священнику столько раз на его вопросы: "
Отрекся ли младенец от диавола?"-столько раз плевали на землю.
По окончании крестин, священник, помыв руки, спрашивал у кумы полотенце руки вытирать.

Все садились за стол, на котором были приготовлены всякие кушания, которые подавали на стол или мать, или свекровь: холодец, лапша, курочка жареная. В конце застолья на стол ставили горшок каши, которую подавала повитуха и накрывала, подаренным ей полотенцем, на которое гости ей клали деньги.

Повивальная бабка обычно клала возле горшка две ложки и говорила, что одна ложка ее, а вторая -роженицы. По обычаю в Калужской губернии в ложку роженицы восприемник клал десять копеек, а бабке -повитухе-три копейки, все присутствующие гости клали в ложку родильнице-три копейки, а повитухе-две. После этого повитуха деньги из своей ложки забирала себе, а из ложки роженицы отдавала ей, затем снимала полотенце и покрывшись им, произносила :
"Слава Богу, напряла за одну дочку!"

Через трое суток повитуха навещала роженицу, наливала водичку в чашечку, (наверняка нашептывала что-то над ней), умывалась сама и умывала роженицу, затем брызгала веничком на стены, с этого веничка уже подогретой водой на младенца.