Найти в Дзене
Логобот

Цифровая транспортация: из бумажного прошлого в электронное будущее

Об успехах в цифровизации на транспорте отчитались руководители государственных структур и крупного бизнеса.

19 декабря 2023 года в кластере «Ломоносов» в Москве прошел международный форум «Цифровая транспортация», посвященный развитию цифровых сервисов в сфере транспорта и логистики в России.

Кластер "Ломонсов". Фото ОТК "ЮниТранс"
Кластер "Ломонсов". Фото ОТК "ЮниТранс"

Мероприятие объединило на одной площадке представителей правительства, профильного бизнеса и экспертов из России и дружественных стран. Форум открылся видеообращением вице-премьера Правительства Дмитрия Чернышенко, в котором сенатор напомнил, что цифровая трансформация – одна из пяти национальных целей развития страны до 2030 года, а также отметил, что сферы транспорта и логистики сегодня – в числе лидеров цифровизации.

Это подтверждается результатами исследования ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» (ЦТЛ), согласно которым транспортно-логистическая отрасль демонстрирует наибольшие темпы цифровой трансформации после отраслей с объективно высокой цифровой составляющей – финансов, телекоммуникаций и ритейла.

Тренды цифровой трансформации бизнеса (исследование ЦТЛ)
Тренды цифровой трансформации бизнеса (исследование ЦТЛ)

Эксперты ЦТЛ выделили 27 трендов цифровой трансформации транспортно-логистической отрасли Российской Федерации в 2022–2023 годах, из них 6 трендов относятся непосредственно к грузоперевозкам, и еще 9 являются общими для  грузовых и пассажирских перевозок. Среди выделенных трендов – развитие ЭДО и грузовых торговых площадок, беспилотного движения, цифровизация грузовых терминалов, кибербезопасность, импортозамещение и другие. Подробнее с исследованием можно ознакомиться в документе по ссылке.

Максут Шадаев, министр цифрового развития России, в своем выступлении подчеркнул, что транспортно-логистическая отрасль занимает лидирующие позиции по цифровизации не только в части импортозамещения, но и в части передовых разработок. В прошлом году запущены Индустриальные центры компетенций, призванные объединить бизнес и разработчиков индустриальных решений. Поддержку Минтранса в центрах получили 18 проектов на общую сумму 19 млрд рублей.

Особо министр отметил внедренный проект Транспортной группы FESCO – цифровой двойник порта, который оптимизирует процессы на территории Владивостокского морского торгового порта, включая взаимодействие с контрольными органами, и позволяет организовать максимально быстрый пропуск грузов.

Не обошли спикеры вниманием и беспилотный транспорт: по заверению М.Шадаева, сразу при строительстве дорог теперь планируется закладывать «умную» инфраструктуру, позволяющую в перспективе обеспечить запуск беспилотного движения. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, к 2030 году общая протяженность беспилотных транспортных коридоров в России должна составить не менее 19,5 тысяч км.

Заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов, последние 2 года курирующий цифровые проекты в транспортной отрасли, подчеркнул, что «если мы хотим видеть насквозь прослеживаемость грузов, понимать ценообразование, понимать, какие товарные группы куда перемещаются, нам необходимо полностью отказаться от бумаги в транспортном документообороте».

Он напомнил, что прошлом году запущена государственная информационная система электронно-перевозочных документов (ГИС ЭПД). Первый документ, который был в ней размещен – это транспортная накладная, в этом году к ней добавились путевые листы. По оценке Сбера, в электронном виде сейчас оформляется 8,6 млн документов ежегодно, по цифровым путевым листам лидирует ГУП «Мосгортранс», а по электронным транспортным накладным – Х5 и ПЭК. Тем не менее, реализацию проекта необходимо расширять, поскольку, учитывая, что транспортных накладных в год оформляется порядка 3 млрд, а путевых листов – более 1 млрд, процент цифровых документов на транспорте пока крайне мал.

Дмитрий Баканов: нам необходимо полностью отказаться от бумаги в транспортном документообороте. Фото ОТК «ЮниТранс»
Дмитрий Баканов: нам необходимо полностью отказаться от бумаги в транспортном документообороте. Фото ОТК «ЮниТранс»

Минтранс видит своей задачей обеспечение кроссотраслевого ЭДО на транспорте. Начиналась работа с внедрения ЭДО в автоперевозках, в настоящее время ведутся работы по бережной интеграции в систему ГИС ЭПД железнодорожных перевозок, которые сейчас оформляются в системе ЭТРАН (порядка 5 млн документов ежегодно), а с сентября следующего года в ГИС ЭПД добавится возможность оформления морских и речных перевозок в электронном виде.

Глава Федерального дорожного агентства Роман Новиков рассказал, что в ведомстве в настоящее время ведется работа по переводу услуг, предоставляемых ведомством, в электронный формат, в частности, по выдаче специальных разрешений на проезд по автодорогам негабаритных и тяжеловесных транспортных средств. В настоящий момент процедура выдачи ускорилась с 15 до 9 дней, и в перспективе этот срок будет сокращаться. Для сравнения, за 2021 год было выдано 400 спецразрешений на такие перевозки, за 2023 год перевозчики получили уже 900 разрешений – это свидетельствует об упрощении процедуры и ее большей доступности для клиентов.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин отметил успехи в обеспечении мультимодальности грузовых перевозок, а также запуск цифровых перевозочных платформ. Первая из них – РЖД Маркет, на которой уже представлено более 2000 компаний. За 11 месяцев 2023 года при помощи этого сервиса было перевезено на четверть больше грузов из Китая и в Китай по сравнению с прошлым годом.

Другой проект – платформа Оператор товарных поставок (ОТП), запущенный во взаимодействии с Санкт-петербургской товарно-сырьевой биржей. На данный момент к сервису ОТП ТЭК подключены все участники нефтегазового сектора, идет работа по созданию аналогичных операторов для перевозок леса и угля. Сервис ОТП оформляет за своих клиентов первичные учетные документы по сделкам, осуществляемым на биржевых торгах, что позволяет продавцу и покупателю не взаимодействовать не только при оформлении договора купли-продажи товара, но и при оформлении его исполнения.

Виктор Басаргин: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта – один из основных потребителей цифровых данных, генерируемых при перевозках. Фото ОТК «ЮниТранс»
Виктор Басаргин: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта – один из основных потребителей цифровых данных, генерируемых при перевозках. Фото ОТК «ЮниТранс»

На площадке Форума Министерством транспорта РФ, Ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика», Национальным союзом экспертов в сфере транспорта и логистики, ООО «С7 КАРГО», ПАО «ДВМП», ЗАО «Рустранс-спедишн», ООО «ДелоТех», АО «ОТЛК ЕРА» и АО «Евросиб СПБ» было подписано соглашение об участии в разработке и создании Национальной цифровой платформы для грузоперевозок (НЦТЛП), которая поможет сделать процесс оформления грузоперевозок более быстрым и удобным. Ввод сервисов НЦТЛП в эксплуатацию намечен на 2027 год.

Основные сервисы экосистемы НЦТЛП. Фото ОТК «ЮниТранс»
Основные сервисы экосистемы НЦТЛП. Фото ОТК «ЮниТранс»

Темы, освещаемые на Форуме, привлекли внимание порядка 2500 посетителей, включая представителей отраслевых структур, студентов профильных ВУЗов и СМИ.

Подписывайтесь на нас в Телеграм, чтобы не пропустить новые статьи

Еще о цифровизации в логистике на канале Логобот:

Центр по управлению цепями поставок Microsoft: уйти, чтобы вернуться
Логобот20 октября 2023
В Китае запущен крупнейший в мире умный логистический парк
Логобот23 июня 2023

Источник: www.multiral.ru

Больше актуальных новостей транспорта и логистики - в блоге ОТК "ЮниТранс".

Читайте, подписывайтесь и комментируйте - доброе слово и Логоботу приятно!