Найти в Дзене

Кенигсбергский Devau - первый в Европе аэродром

Первый самолет с пассажирами на борту поднялся со взлетной полосы Девау более 100 лет назад, в начале ноября 1919 года. Самолет выполнял рейс Кенигсберг - Берлин. Тогда Девау представлял собой закрытую авиационную базу созданную на месте бывшего плаца, где когда то проводились военные парады.

Официальной датой открытия воздушных ворот Кенигсберга считается 8 ноября 1922 года - день открытия первого в Европе и одного из первых в Мире гражданского аэропортового комплекса Девау.

Этому активно содействовало германско-русское общество воздушных сообщений "Дерулюфт" (Deutsch-Russische Luftverkehrgesellschaft или DERULUFT) возникшее в начале 1920-х годов по инициативе Советской России. Совместное предприятие с уставным капиталом 250 тысяч золотых рублей являлось самым успешным и самым продолжительным проектом Германии и России до начала Второй Мировой войны.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Сегодня на этом месте проходит срединная часть улицы Гагарина современного Калининграда. Первое упоминание о нем как об имении королевской семьи. Название местности происходило от прусско-литовского слова «Deywis» - «Бог».

В 1717 году земля была передана городу, а в 1798 по приказу короля Фридриха Вильгельма III здесь создается армейский полигон - Девауское поле. Полигон передается военным, расположенным в соседнем районе Кальтхоф. Со временем Девау становится местом проведения военных сборов и парадов, на которых присутствуют короли. В 1808 году на этом плацу осмотр своих войск проводит Наполеон. В упоминании в поземельном кадастре 1883 года значилось, что в качестве военного плаца Девау использовался более более полутора века.

В годы Первой мировой войны плац Девау становится площадкой для посадки военных самолетов. Рядом построили казармы и здание Школы воздушных наблюдателей. После наложенных Версальским мирным договором запретом Германии на использовании военной авиации было принято решение организовать на этом месте первый не только в Германии, но и в Европе гражданский аэропорт.

-2

11 ноября 1919 года, тогда еще закрытая экспериментальная авиабаза принимает первый самолет из Берлина. 1 апреля 1020 года открыто авиасообщение Кенигсберг - Тильзит (ныне Советск), Кенигсберг - Данциг (ныне Гданьск, Польша) и Кенигсберг - Мемель (ныне Клайпеда). В том же году линии были продлены до Риги и Таллина и открылись новые направления на Стокгольм и Каунас. Первые полёты осуществлялись на открытых двухместных самолётах типа «Альбатрос» и «Румплер С-1».

В 1921 году на территории авиационной базы начинает работу первая в мире стационарная авиационная метеослужба. Учрежденное в ноябре 1921 года немецко-русское общество воздушных сообщений “Дерулюфт” (”Deruluft”) начинает осуществление регулярных воздушных рейсов.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Спустя год появляется здание аэровокзала с залом ожидания, кассами, командно диспетчерским пунктом управления полетами и зоной посадки. Здание в три этажа было построено из красного клинкерного кирпича с элементами готики.

На территории авиационной базы находилась взлетно-посадочная полоса длинной 800 метров из бетонных плит, рулежная дорожка, стоянка для самолетов, система заправки топливом и емкости для его хранения. По бокам от главного здания располагались два больших ангара с куполообразной крышей. Ангары были изготовлены на местном городском заводе «Union» («Унион»). В каждом ангаре размещались 12-15 самолётов. В 1923 году в них разместились ремонтные мастерские немецкой авиастроительной компании «Junkers» («Юнкерс»), которые, помимо ремонта и обслуживания самолетов, еще и производили тут их сборку.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

30 апреля 1922 года с аэропорта Девау взял курс первый самолет рейса Кенигсберг - Москва. Самолет совершал посадки в Каунасе и Смоленске. Пилотировал самолет немецкий летчик Юст. По продолжительности рейс занимал около 8 с половиной часов. Регулярные авиарейсы совершали два раза в неделю. В начале использовались 10 самолетов “Фоккер FIII”.

Линия Москва - Кенигсберг - Берлин являлась самой длинной авиационной трассой в Европе. Одним из первых в Кенигсберг этим рейсом прилетели поэт Сергей Есенин и американская танцовщица Айседора Дункан. А Владимир Маяковский под впечатлениями от полета написал стихотворение «Москва-Кенигсберг». Число рейсов со временем увеличилось: летать стали ежедневно и даже по ночам.

Первые в Европе посадочные огни так же появятся здесь на взлетно-посадочной полосе аэропорта Девау. Это произошло в 1926 году, после чего стали возможны ночные рейсы. Их осуществляла компания “Люфтганза” на самолётах “Юнкерс G-24”. С 1927 года регулярно действует почтовый авиарейс
Кёнигсберг-Рига-Москва.

Фото с открытых источников
Фото с открытых источников

В 1929 году обербургомистр Ганс Ломайер подписал приказ об образовании общества «Аэропорт Кёнигсберг», став его председателем. К середине 1930-ых годов из аэропорта Девау самолёты летали в 36 городов Европы.

24 августа 1930 года на территории аэропорта Девау приземлился легендарный дирижабль “Граф Цеппелин”. Это было яркое событие в истории аэропорта и города Кенигсберга. Повторно этот дирижабль приземлился на этой земле 29 августа 1939 года.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Во второй половине 1930 -х годов здание аэропорта перестраивается по проекту архитектора Ганса Хоппа, становится более функциональным и современным. Обновленным здание предстает в модном по тем временам стиле “баухаус”. На крыше появляется ветроуказатель и ограничитель высоты полета. в зале появляется стойка для регистрации пассажиров, пункты таможенного и паспортного контроля, комнаты отдыха пассажиров и персонала, багажное отделение, частный дорогой ресторан, артезианская скважина для обеспечения питьевой водой, почтовое отделение, воздушная полиция. При аэропорте начинает работу Школа подготовки пилотов.

Увеличена взлетно-посадочная полоса до размеров 1350 на 900 метров. Возведено новое высокое здание диспетчерского пункта, авиационный пост наблюдения лётного поля, при котором функционирует аварийно-спасательная служба и полиция, оборудован посадочный маяк. Новое топливохранилище из нескольких емкостей расположено под землей.

В 1936 году аэропорту Девау совершил посадку АНТ - 25 с легендарным экипажем на борту - Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков. Всего через несколько месяцев этот экипаж совершит первый в мире полет по маршруту
Москва-Северный полюс – Америка.К 1937 году через аэропорт Девау прошли более 80 тысяч пассажиров. К тому времени аэропорт в Кенигсберге принимал самолеты не только из Москвы, но и из Ленинграда. Этот маршрут назывался «Балтийским экспрессом» и пролегал через Таллин, Ригу и Тильзит (Ныне Советск).

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

В 1937 году из-за разногласий между советской и немецкой сторонами «Дерулюфт» фактически прекратил существование. Как следствие были прекращены рейсы в Москву. В совместном предприятии ни Германия, ни Советский союз больше не были заинтересованы, самолеты распределили между «Люфтганзой» и набиравшим силу «Аэрофлотом». Авиалиния «Москва-Берлин» была закрыта, при этом Девау продолжал оставаться важнейшим внутренним аэропортом для Германии. После подписания пакта Молотова-Риббентропа в 1940-м полеты по этому маршруту возобновились и осуществлялись до нападения нацистской Германии на Советский Союз.

Во время Второй Мировой войны аэропорт Девау становится стратегически военным объектом Люфтваффе. На Девау неоднократно лично прилетали и Адольф Гитлер и рейхсминистр Йозеф Геббельс. Бывали здесь и другие высокопоставленные чиновники и министры Третьего рейха.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

В 1944 году после налета английской авиации почти все здания аэропорта Девау были разрушены. 27 января 1945 года с аэродрома был выполнен последний рейс, к Кенигсбергу подошли войска Красной Армии.

После войны аэропорт был частично восстановлен силами советских рабочих и военнопленных. Первый рейс по маршруту Кенигсберг - Москва был вылетел 8 октября 1945 года. Регулярные гражданские полеты возобновились в 1950 -х годах.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

После открытия в 1962 году пассажирского аэропорта Калининград - Храброво Девау стал использоваться лишь на местных маршрутах. К 70-м годам упразднили и их. Гражданская авиация СССР к тому времени перешла на реактивные самолеты, а принимать их взлетная полоса Девау не могла чисто технически. Так первый в Европе аэропорт потерял статус пассажирского. Во второй половине 80-х на базе Девау организовали местный аэроклуб ДОСААФ, какое-то время здесь бурно развивались парашютный спорт и малая авиация.

После распада Советского Союза финансирование аэроклуба сокращается а территория аэродрома пришла в упадок. Машины не на что было обслуживать и ремонтировать, снижается число прыжков с парашютами.

В 90-е и 2000-е годы территорию аэропорта используют больше как коммерческую площадку для концертов, фестивалей, автогонок.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Постановлением ПравительстваКалининградской областиот 23 марта 2007 года № 132 комплекс сооружений аэродрома "Девау" получил статус объекта культурного наследия регионального значения. В настоящее время Девау действительно больше напоминает музей авиатехники под открытым небом, чьи экспонаты ржавеют и разрушаются от времени.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Приглашаю подписаться на мой канал