Андрей Ефремов, серия «История Бессмертного» (завершенный в 2022 году цикл, 9 книг, источник)
8/10
После не особо восхитившего меня «Симбиоза» взялся читать «Историю Бессмертного» с изрядной долей скепсиса, который только усиливался первые страниц сто. Обиженный на весь мир «второсортный инженер»-оператор станции слежения принимает осмысленный сигнал из космоса. Вместо того, чтобы «свистать всех наверх» он вызывает брата, и они вместе садятся думать о том, как бы воспользоваться открытием и не дать «заплывшим бюрократам от науки» присвоить себе все лавры. Я тут заглянул в обзоры-комментарии коллег-читателей и понял, что за такую увертюру автора ругает каждый если не первый, то второй точно. Поэтому не будем подробно останавливаться на откровенной лаже и перейдем к важному. А важно то, что где-то странице на 100-той автора наконец-то посещает вдохновение и практически не отпускает до конца 9 тома.
Вернемся к сюжету. Итак, не желая отдавать лавры, специалист Роскосмоса сам вступает в контакт с внеземными цивилизациями. Выясняется, что жизнь на Земле – это игровая симуляция противостояния четырех рас (люди, орки, эльфы, драконы), которая длится от древних времен и до момента выхода кого-то из участников в космос. Люди победили, «всем спасибо, все свободны». Теперь население планеты будет стерто (т.к. победители не настоящие люди, а клоны с ограничениями в «прошивке»). Земля будет перезапущена и высокоразвитые цивилизации продолжат наблюдать за следующим сезоном любимого сериала. Находится лазейка «как всех спасти» - необходимо силами человечества победить в еще одном межгалактическом развлечении – виртуальной игре «Альфа». Вот, собственно, с момента попадания ГГ в «Альфу» заканчивается процесс не очень умелого натягивания совы на глобус и начинается неплохая фантастика.
Перед нами не одна история, а по-хорошему три. Первая – классическая LitRPG в лучших традициях Руса и Маханенко, вторая – в принципе тоже, но уже не совсем виртуальность, третья – совсем не виртуальность, но логика построения миров сохраняется: классы, навыки, способности. В каждой из «фаз» девятитомника (5+2+2) герои будут фактически начинать свою «прокачку» с самого начала в новых условиях, поэтому заскучать от неимоверной крутости ГГ автор не даст. Ну почти. Только, вроде, разобрались со всеми текущими проблемами, узнали о ситуации чуть больше, и вперед к новым свершениям. Все, что воспринималось серьезной угрозой, на деле окажется лишь мелким проявлением какой-то более глобальной задницы, от которой срочно надо спасать сначала Землю, потом… опять Землю, но по-другому, и, наконец, ни много ни мало – всю вселенную.
Примечателен размах. В какой-то момент герои, как и многие их коллеги LitRPG-шной гвардии, дойдут до божественного уровня. Многие авторы на этой стадии сворачивают историю и делают вид, что вот он Happy End. У Ефремова с логикой лучше, он понимает, что «большие силы – большая ответственность» и «чем дальше в лес, тем толще партизаны», поэтому достижение ГГ божественности становится не ответом на все вопросы, а шагом, после которого на него начинают валиться какие-то совсем глобальные проблемы, которые он бросается решать. При чем прописана такая себе любопытная и непротиворечивая модель вселенной со своими рамками, своей политикой, экономикой и прочими тонкостями, но уже на уровне демиургов и их окружения. Интересное и незатасканное направление, что в LitRPG, как мы все понимаем, редкость.
Вообще, автор очень удачно прописывает миры и сеттинги, окружающие повествование. Те части, где герой только-только раскрывает секреты мира, «въезжает» в происходящее вокруг и ищет какие-то нестандартные формы приложения своих навыков и умений, показались лично мне наиболее интересными. Наверное, даже хотелось бы несколько «притормозить» процесс становления героя и его клана, поскольку все довольно быстро выходит на противостояние с очередной вселенской проблемой, которая решается не столько креативом и сообразительностью, сколько альянсами и внезапными рояльными «озарениями», а это скучнее.
В целом не самым удачным образом автор отработал с темпом и ритмом повествования. При желании можно попенять на слабоватую редактуру, откровенно детские описания некоторых эмоциональных проявлений. Можно ехидничать на тему героя и его окружения (уж больно они все правильные и «бронзовые»). НО. Цикл состоит из девяти томов, и все эти тома заполнены событиями, концентрированным экшеном, который толкает историю дальше и дальше, не давая ей провисать. История очень большая, очень длинная, и рассказывается она на нескольких уровнях, а в какой-то момент возникнут еще и игры со временем. Так вот, в рамках этой большой истории автор не оставил без объяснения ни одного события. Все арки закрылись, все ружья, висящие на стене, выстрелили. И даже идиотское начало получило кое-какое объяснение. Не идеальное, но все же.
И за вот такое вот бережное отношение автора к истории, за действительно яркую фантазию и, что важно, системность и логику повествования, я как читатель вполне готов простить и «падающих на землю от хохота» героев, и прорывающиеся на страницы книги обиды на «золотую молодежь» и «больших начальников», и «дюжину», которая в какой-то момент стала равна 10, и многое другое. В конце концов это один из первых девятитомников, под конец которого я не ловил себя на мысли «когда ж вы все уже победите наконец-то, надоели до жути».
Резюме. Любителям LitRPG читать однозначно. Нелюбителям LitRPG тоже может быть любопытно, т.к. цифрами-статами автор не изводит, а виртуальность быстро окажется не совсем виртуальной. Главное прорвитесь через первые 100 страниц, дальше все будет хорошо!