Найти в Дзене
Толдот

Краткая история Палестины

Кипящие споры по поводу принадлежности этой земли не утихают уже почти столетие. В глазах неосведомленного обывателя дело было так: жили-были себе мирные пaлecтинцы на своей исторической родине, но тут случилась 2-я мировая, после которой ни с того, ни с сего к ним начали валить уцелевшие европейские евреи. Пaлecтинцы по доброте душевной их приняли, обогрели, накормили и уложили спать. А те вдруг взяли и начали геноцидить хозяев, выгоняя их из собственных домов, убивая детей, стариков и женщин (другого населения в этом народе не предусмотрено, хотя на кадрах из Газы во время митингов и похорон на улицах носятся сплошь молодые мужчины) и объявили всю землю своей собственностью. Любой здравомыслящий человек ужаснется от такой несправедливости и сразу пойдет кричать про речку и море, не особенно понимая, на самом деле, о какой речке и о каком море идет речь.

А теперь давайте посмотрим, что было на самом деле.

Согласно Торе (вы можете не принимать ее в качестве религиозного учения, но в качестве исторического документа вам придется ее принять — она, несомненно, была написана задолго до возникновения Христианства с его Библией и еще более задолго до Ислама с его Кораном), евреи пришли на эту землю 3290 лет назад, вытеснив живущие на ней кнаанские народы. Тут наш собеседник вскакивает и кричит: «Вот! Захватчики!» Но не надо торопиться. Мы готовы говорить с их представителями (призеями, евусеями, гиргашами и прочими). А? Они уже тысячи лет назад исчезли? Ну, извините. Не срослось. Пусть остальные страны сядут за стол переговоров с древними римлянами, скифами и прочими половцами и печенегами.

Еще во времена Авраама на южном побережье Израиля жили Филистимляне. Они прибыли с эгейских островов, говорили на эллинском диалекте (то есть — были не семитами, как евреи, и не семито-хамитами, как арабы, и не хамитами, как остальные кнаанцы, а яфитами) и имели 5 городов-государств. Их самоназвание нам неизвестно, евреи называли их «Плиштим» (от слова «плиша» — вторжение, захват), то есть, из всех народов, населяющих Кнаан, они были как раз некоренные. Через пару сотен лет они тоже исчезли, не оставив по себе никакой памяти, кроме нескольких развалин на побережье (там нашли еще монеты, посуду и бронзовое оружие).

Евреи постепенно обжили землю, построили города, царь Давид купил (за деньги) у одного из оставшихся коренных жителей Иерусалим, и основал там столицу. Его сын, Шломо, построил там Храм, который простоял 410 лет, после чего был разрушен вавилонским царем Навуходнецаром, угнавшим евреев в Вавилон. Через 70 лет евреи под руководством Эзры вернулись из Вавилона, отстроили второй Храм, и восстановили государственность. Еще через пару сотен лет (после смерти Александра Македонского) страну захватили Греки-селевкиды, получили по морде восстанием Хашмонаим и убрались обратно в Грецию. На трон взошли коэны (семья Хашмонаим), после чего бывший нееврейский раб Ордус (в русской транскрипции — Ирод) вырезал всех Хашмонаим и сам сел на трон. Потом нагрянули римляне, и начали продвигать свои порядки, на первых порах не лишая, тем не менее, Израиль какой-то степени самостоятельности. Позже, убедившись в том, что евреи не ассимилируются, они ужесточили порядки и получили в ответ восстание Бар-Кохбы. С большим трудом восстание подавили, разрушили второй Храм, простоявший 420 лет (оставив, как и Навуходнецар, Западную стену, так называемую «Стену Плача»), и выгнали большинство населения из страны. Небольшое количество евреев оставалось в Иерусалиме, Цфате, и некоторых других городах на протяжении всего изгнания, их потомки живут здесь до сегодняшнего дня. Желая стереть память о непокорных евреях, римляне переименовали страну в «Сирия Пaлecтина», по имени народа, исчезнувшего за семьсот лет до того (подробнее можно почитать здесь). С тех пор всех, кто жил на этой территории (евреи, самаритяне, друзы, черкесы, армяне и т.д.) стали называть Пaлecтинцами.

После римлян тут были: Византийцы, Сассаниды, Умайады, Фатимиды, крестоносцы, Аюбиды, Мамлюки и Оттоманы. Все, кроме «Пaлecтинского государства» (кстати, спросите у «пaлecтинцев», кто был их руководителем до Арафата, или в прошлом веке, или в средние века? Они не назовут ни одного имени, но не надо этому удивляться, потому что нельзя придумать историю придуманному народу). На протяжении всего еврейского изгнания на этой территории не было создано ни одного самостоятельного государства, каждый раз это была заброшенная провинция какой-то иностранной империи.

Первые арабы начали появляться в этих местах примерно в 7-м веке общепринятого летоисчисления, через 600 с лишним лет после изгнания евреев, когда начались арабские завоевания (до этого они тихо-мирно воевали только между собой на своем родном аравийском полуострове). Они захватили огромные территории в Азии, Африке и Европе: страны Ближнего Востока, Среднюю Азию, северо-западную Индию, Северную Африку, часть Кавказа, Испанию, Южную Италию, Сицилию, Мальту, Родос, Крит (простите, кто тут оккупант?). Но даже в те времена их не сильно интересовала земля Израиля. Это была выжженная солнцем пустыня, на просторах которой худые бедуинские козы доедали последнюю растительность. Какое-то количество арабов все же поселилось здесь и, тем самым, тоже стали «пaлecтинцами», как и все остальные местные жители.

После первой мировой войны проигравшая сторона, к которой относилась и Османская империя, потеряла часть своих земель. Эту территорию, по решению Лиги Наций (тогдашняя ООН) получила Великобритания, под обещание создать условия для образования здесь еврейского государства. Британцы поняли это по-своему, и поделили все то, что к ним попало, на две неравные части (по руслу реки Иордан): 75 процентов на востоке должны были отойти пaлecтинским арабам, а 25 процентов на западе — пaлecтинским евреям. Европейские евреи не обиделись и начали потихоньку присоединяться к пaлecтинским евреям, которые жили на той части, которую им выделили англичане. Они покупали у арабов земли (за деньги), основывали сельскохозяйственные поселения, открывали бизнесы и создавали рабочие места. Арабы из соседних Египта, Сирии и Иордании потянулись наниматься на работу. Их количество увеличивалось и со временем они и их потомки стали теми, кого в начале 60-х обозвали «пaлecтинским народом». В какой-то момент арабы, по древней национальной традиции, занялись еврейскими погромами, причем это не было протестом против притеснений сионистов, т, к, никакого государства у сионистов тогда еще не было, и они просто не успели никого притеснить, и да, все эти погромы происходили в вакууме (Гутерриш, привет!). Это были просто погромы, бессмысленные и беспощадные, как это обычно и бывает. Ешива «Хеврон» находится не в Хевроне, а в Иерусалиме. Почему же она не называется «Иерусалим?» А потому что изначально эта ешива была в Хевроне, но после жесточайшего погрома 1929 года, жертвами которого стали многие сотни евреев, им пришлось перебраться в столицу. Убегать от жестоких погромов пришлось и еврейским жителям Газы, и других городов. Такое себе «гостеприимство».

Напряжение нарастало, и британцам это не нравилось. Они приняли решение перекрыть поток евреев в подмандатную Пaлecтину (т.н. «Белая Книга»). Теперь уже против них ополчились не только арабы, но и евреи.

Всю эту идиллию прервала вторая мировая война.

Пaлecтинские (и отчасти европейские) евреи присоединились к британской армии (в ее составе были сформированы специальные еврейские батальоны), а пaлecтинские арабы встали на сторону нацистов. Амин Аль-Хуссейни, иерусалимский муфтий, очень сблизился с фюрером, и они решили заиметь совместные планы по окончательному решению еврейского вопроса. Были созданы даже специальные арабские подразделения Ваффен-СС.

Англичане не сильно впечатлились тем, что происходило с евреями в Европе, и почти наглухо закрыли въезд для европейских евреев. Так они поучаствовали в цифре шесть миллионов…

После второй мировой войны Лига Наций была разогнана, и на ее теплое место села ООН. В какой-то момент там решили продолжить обсуждение еврейского государства (и вообще-то это обсуждение не прекращается до сих пор). По причине сильного снижения количества оставшихся в мире евреев, или по какой-то другой причине, выделенную для них часть Пaлecтины к западу от реки Иордан (те самые 25 процентов) они снова решили поделить, но в этот раз уже «по-честному»: почти пополам. И евреи снова не обиделись. В 1948 году, после окончания Британского мандата на выделенной ООН территории было провозглашено государство Израиль. Но в тот же день коалиция из семи арабских государств (Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен), не согласных с решением ООН, напали на Израиль. В первые часы вторжения лидеры коалиции призвали пaлecтинских арабов временно покинуть территорию, чтобы не путались под ногами, пока «мы тут евреев мочим». Ушли примерно от 600 до 800 тысяч человек. До сегодняшнего дня их потомки, которых стало уже несколько миллионов, считаются беженцами (уже четвертое-пятое поколение), и для них при ООН создали специальную организацию (UNRWA), отдельную от организации, помогающей всем остальным беженцам мира (UNHCR). В это же самое время из арабских стран было насильно выселено от 800 тысяч до миллиона евреев, которые, потеряв все свое имущество, были приняты в воюющем Израиле, и никакими беженцами никем признаны не были. Нет, что вы, это не этнические чистки, это другое. Просто «обмен населением». Разница в том, что арабы ушли добровольно, а евреев просто выселили. И от арабских стран, выгнавших евреев, живших там тысячелетиями, никто никакого «возвращения беженцев» и «выплаты компенсаций» не требует. И при ООН никакую организацию не создали. Это же Организация Объединенных Наций, при чем тут евреи?

Напавшая «семерка» получила по башке и потеряла часть территорий, предназначенных для создания арабского государства. Потому что есть правило: нефиг начинать войны и проигрывать. Если начал — побеждай, а если не можешь — потеряешь кусок земли. Так Германия после первой мировой потеряла Эльзас и Лотарингию, после второй — Кенигсберг, Судеты и что-то там еще, Османская империя по итогам ПМВ, как уже было сказано, потеряла Пaлecтину, а Венгрия осталась без Трансильвании. И никто не говорит о возврате к «границам 38 года». Потому что, если бы не нападали — остались бы в своих границах, а если напали и проиграли, вернуть все взад уже не получится. Есть в истории, правда, одно исключение: после шестидневной войны Израиль вернул Египту Синайский полуостров в обмен на мир (да, эти агрессоры такие агрессивные, что отдают все, что захочешь, в обмен на мир), при этом, как Израиль ни упрашивал, Египет и Иордания категорически отказались брать обратно территории, населенные «пaлecтинцами» — сектор Газа и Иудею и Самарию (т.н."западный берег») соответственно. Они, кстати, как и все остальные арабские страны, и сейчас ни в коем случае не хотят принимать у себя несчастных соплеменников, потому что хорошо помнят, как эти «обездоленные беженцы» развязали гражданскую войну, разрушившую некогда цветущий Ливан, попытались свергнуть короля Иордании и устроить переворот в Египте..

После этого наши непримиримые соседи еще несколько раз пытались уничтожить Израиль, но каждый раз, начав войну, они ее проигрывали и теряли еще кусок территорий, и, в конце концов, Израиль приобрел свои нынешние границы. Кстати, совсем неплохой размен для арабов: если бы проиграл Израиль, то он перестал бы существовать, а когда проиграли арабы — они всего-навсего лишились незначительных огрызков «своей» территории: Иудея, Самария, Газа, Голанские высоты и восточный Иерусалим. Причем потом Иудея и Самария были переданы под управление местной администрации, а из Газы в 2005 году сам Израиль силой выселил всех евреев и вывел всю армию, до последнего солдата. Опять же — «в обмен на мир». На тот самый «мир», который мы с тех пор имели себе на голову раз в пару лет, и который бахнул нам по башке 7 октября этого года.

Обратите внимание на одну интересную деталь: все то время, когда т. н. «пaлecтинские территории» находились под контролем Иордании и Египта (до 1967 года), никто не поднимал вопрос о создании пaлecтинского государства. Потому что никакого отдельного пaлecтинского народа тогда еще не было. Были просто арабы, проживающие на этих территориях. А потом вдруг — раз! И родился «древний пaлecтинский народ, всегда проживавший на всей этой территории».

И вот теперь самые «гуманные» представители международного сообщества предлагают вернуться к границам 1967 года («а давайте представим, что они на вас не нападали, и просто провернем весь фарш назад»), а менее гуманные — вообще «от реки до моря», то есть: освободите от своего присутствия всю территорию, включающую выделенные вам резолюцией ООН 1947 года земли (потому что считаются только те резолюции, которые нравятся нам) плюс то, что вы отобрали в оборонительных войнах и убирайтесь, откуда приехали. Нет, мы в Европе вас тоже не хотим. Тогда самоубейтесь, или мы вам поможем. Не, это не геноцид, и не призывы к нему. Это модное течение вроде борьбы с потеплением, борьбы за права ЛГБТ и БЛМ, ничего страшного.

Вспомнил, как в Базеле, Швейцария, к нам подскочил какой-то мигрант и на плохом немецком потребовал убираться в свой Израиль, а когда мы ему сообщили, что мы там живем, начал орать: «Вон из Пaлecтины!» Никакого противоречия в своих словах он не заметил.

Гади ПОЛЛАК