Легко сказать: откажись. - раздражается на мои слова о важности уметь отказывать, подружка. - Ты руководителю выдаешь свое нет, а он тебя за ворота или, на собрании такое при всех наговорит, что год не отмоешься. А ты: «Нет надо уметь говорить», - передразнила она меня и безнадежно махнула рукой.
И если разбираться, то действительно, не такой уж это и легкий навык и, откровенно говоря, дело часто вовсе не в неумении убедительно произнести отказ, а в том, что стоит за нежеланием отказываться.
К примеру, ваш начальник, по вашему мнению, самодур и сущий чёрт. Способен вас публично опозорить, устроить неприятности, финансово наказать и т.д. И, допустим, в вашем коллективе он это проплывал уже не однократно. И вот, он говорит, что вам нужно сделать то, что и в ваши обязанности не входит, и делать, если честно, не очень хочется. Тут нужно понимать, что страх, побуждающий согласиться, во избежание унижения, оскорблений, экономического вреда и других негативных последствий, в общем, является здоровым. Умение сказать нет любой ценой не является самоцелью. И, в подобных ситуациях, повторюсь, если начальник -тиран недоговороспособный, вопрос не в умении сказать нет, а в том, почему вы в принципе работаете в таком месте, где подвергаетесь унижениям, оскорблениям и угрозам.
И снова много нюансов всплывает. Если в больших городах, где смена работы не такая уж и проблема, этот выбор больше говорит о неумении человека о себе позаботиться, то в маленьких: и о тяжелой экономической ситуации, и о стратегии выживания человека и его семьи. И поменять в таком случае условия работы не то, чтобы невозможно, но, сделать это гораздо сложнее. И нужно это осознавать.
Следующее, с чем может столкнуться человек, решивший отстроить свои личные границы - это детские травмы. Если ребенок много лет сталкивался с разными формами наказания на его «не хочу» и «не буду», то этот травмирующий опыт длительного отвержения для него настолько болезненен, что человек готов пойти на очень многое, если не на все, чтобы не сталкиваться с ним снова. И тут простых советов, по типу: а ты ему так скажи или, эдак сделай, — это просто сотрясение воздуха, ровно до тех пор, пока человек не проработает свои детские травмы.
Ну и конечно, не забываем о внутренних (неосозноваемых) выгодах. Если человек всегда и всем идет на встречу, всем помогает, всех выручает, то, он получается кто? Правильно, он: молодец! Работник года! Лучший друг и т.д. Правда, длиться это восхваление, чаще всего, ровно до тех пор, пока у человека хватает ресурсов быть незаменимым и безотказным. А потом мы слышим горькие истории, как, к примеру, заболев, потеряв деньги или попав в неприятности, человек не видит от окружающих такой же готовности помогать ему, как он помогал всем.
Но, пока ресурсы есть, человек получает так необходимые ему теплые слова и социальное одобрение дорогой ценой безотказности. И снова, просто проговорив, что это не идет ему на пользу, что нужно менять поведение, никто ничего не станет делать. Потому что мы снова сталкиваемся лицом к лицу с детскими травмами и установками, которые легко не меняются.
Есть ли другие причины «безотказного» поведения на работе? Разумеется, да, но, как и вышеописанные, чаще всего, такие причины не лежат на поверхности и, для того, чтобы что-то поменять, человек проходит серьезный путь работы над собой.
Приглашаю Вас на свои консультации. Запись: kvashninoi@yandex.by