В репертуаре Pink Floyd полно интересных песен: самобытных, по-своему уникальных и совершенно непохожих друг на друга – даже несмотря на некоторые общие «стилистические штрихи», которые, собственно, и стали визитной карточкой бэнда. К таким трекам можно смело причислить и «Have a Cigar» – композиция, которую трудно назвать хитом, но которая явно не страдает от недостатка внимания со стороны меломанов.
Достойное украшение альбома «Wish You Were Here» – эта песня примечательна по ряду причин: сильный посыл, красивая лирическая составляющая и... ведущий вокал чужака! Почему же «Флойды» пригласили для записи другого вокалиста, и кто из участников остался недоволен результатом? Давайте узнаем.
Лицемерие и жадность в музыкальном бизнесе, или «крик души» Роджера Уотерса
Музыка и текст – заслуга Роджера Уотерса, который, по всей видимости, уже не мог сдерживать крик души. Песня критикует лицемерие и жадность в музыкальном бизнесе, с которыми приходилось сталкиваться самим «Флойдам». Всё повествование идёт от лица шефа лейбла, как будто артист вообще не имеет права голоса в этом вопросе. «Иди сюда, дорогой мальчик, выкури сигару, ты далеко пойдёшь», – начинает он с ослепительных обещаний и одновременно унижает музыканта снисходительным «мальчишеским» обращением. Обещания выходят далеко за рамки того, что он – шеф – на самом деле может выполнить («Ты никогда не умрёшь»), но его лесть помогает продать сделку («Ну, я всегда испытывал глубокое уважение, и я совершенно искренен»).
«Have a Cigar» – это пародия на руководителя любой звукозаписывающей компании. Pink Floyd ненавидели звукозаписывающую индустрию и были особенно раздражены, когда их лейбл продолжал требовать от них продолжения их альбома Dark Side of the Moon. Уотерс часто подразумевал, что это продолжение «Money» с полным иронии и клише текстом, отражающим требования руководителя звукозаписи после безудержного успеха «Тёмной стороны Луны». Песня отражает опыт Pink Floyd в коммерческой сфере индустрии. Само название «Выкури сигару» символично. Сигара часто ассоциируется с праздником или заключением сделки, но она также сопровождается дымом – возможно, это метафора дымовой завесы, которую ставят руководители. Она говорит об изъянах музыкальной индустрии, о погоне за деньгами, не оставляющей места для творчества.
В этой песне также есть такая интересная строчка, как «Ах да, кстати, кто из вас Пинк?». Возникла она не на пустом месте. В своём интервью Дэвид Гилмор рассказывал:
«Были люди, которые говорили про нас: «Какой из них Пинк?» и всё такое. Было очень много людей, которые думали, что Pink Floyd – это имя вокалиста!»
Необычный опыт Гилмора
Песня более прямолинейно ориентирована на рок, чем остальная часть альбома, и является единственной на нём, которая начинается резко (остальные ибо нарастают, либо служат как бы продолжением предыдущей песни). Она начинается с бурлящего риффа, сыгранного на электрогитаре и басу, и постепенно обрастает дополнительными партиями гитары, электропианино и синтезатора. Настоящий фейерверк звуков, который стал залогом интересной текстуры...
Запись «Have a Cigar» стала интересным опытом для Дэвида Гилмора. В своём интервью он рассказывал об этом следующим образом:
«Здесь я использовал одновременно гитару и клавишные. Это было интересно, довольно очаровывающий опыт...»
Но ключевым элементом песни конечно же стал вокал. И как уже могли заметить многие поклонники Pink Floyd – принадлежит он не Гилмору, и даже не Уотерсу... Кто же исполнил этот антикоммерческий гимн?
Уотерс остался раздражён присутствием чужака
В качестве вокалиста на запись был приглашён Рой Харпер, который по стечению обстоятельств работал в одном из соседних помещений студии «Эбби Роуд» над своим собственным альбомом. На самом деле участие Харпера в записи было обусловлено далеко не тёплой дружбой, а неудовлетворенностью, которую Уотерс и Гилмор испытывали из-за своих собственных попыток спеть главную вокальную партию. Попробовав её как по отдельности, так и дуэтом, они обратились к коллеге в соседней студии. Харпер согласился спеть эту партию в качестве оплаты Гилмору, который ранее предоставил ему несколько гитарных партий. Поэтому данное сотрудничество оказалось выгодным для всех. Но вот эмоции у всех остались разные...
Как выяснилось, Гилмор не особо хотел исполнять «Have a Cigar», так как не разделял позицию Уотерса про «страшную и ужасную музыкальную индустрию». Ну а сам Уотерс никак не мог добиться нужного эффекта от своего голоса. Тем не менее, его не устроил и конечный результат с Харпером на вокале: он неоднократно говорил, что версия Роя ему «не нравится».
«Мне бы хотелось, чтобы песня звучала менее цинично и более эмоционально... Версия Харпера кажется пародийной»
Гилмор же напротив – похвалил исполнение Роя, назвав его «идеальным повествованием».
«Роджер попробовал спеть эту песню, но никому это не понравилось. Затем попросили меня попробовать. Я так и сделал, но мне было некомфортно. Возможно, диапазон и интенсивность не подходили моему голосу. Я отчетливо помню, как Рой опирался на стену возле студии, пока мы курили и болтали, и, спустя какое-то время, прорычал: «Давай, дай мне попробовать!». Мы все сказали: «Заткнись, Рой». Но в конце концов мы сказали: «Давай, Рой, давай, чёрт побери, за тобой как раз должок». Большинству из нас понравилась его версия, хотя я не думаю, что Роджер когда-либо разделял это...»
Сам Харпер рассказывал, что данный опыт был свободной интерпретацией:
«Никто не давал мне советов и не говорил, как надо, а как нет. Я перевёл песню на свой язык, исполнил её так, как чувствовал...»
А нравится ли исполнение «Have a Cigar» вам, и с кем из «Флойдов» вы согласны: с Гилмором или Уотерсом?
→ ПРОДОЛЖЕНИЕ
Рекомендуем также:
От автора:
Будем признательны, если вы подпишитесь на канал!
Так вы сможете читать нас чуть чаще