В этой главе я полностью отойду от канвы Монтеня, мне совсем неинтересно описание и особенности битвы при Дрё. Уверен, что это не очень зайдет и моим читателям. У нас своё время и своя битва. Правда, в «Опытах» есть интересное замечание, что частные боевые успехи всегда должны быть в подчинении у главной задачи окончательной победы. И, никогда ценность первых не перевесит нужды второй. С этими мыслями и подумаем о текущем столкновении с Западом.
Сейчас, у России донельзя странные отношения с западным миром. С допетровских времен, на Запад лезли без мыла, прорубали туда «окна», перенимали оттуда идеи и технологии. Завидовали, заискивали, мечтали устроить «парадиз» на западный манер или уйти на покой «евроинтегрировавшись» частным порядком. Прекрасно помню модную некогда идею «скинуться за счет ЗВР» на наем Маргарэт Тэтчер, чтоб она тут порулила на наше благо. И эта мысль – просто калька с раннего – выписать «английскага мастерового» или хотя бы его изделия. Подумать о том, что нанятый будет работать исключительно в своих интересах, почему-то нанимателям не хочется. Равно как и сообразить, что Запад преисполнен высокомерия и самого обыкновенного расизма. При этом, прежде чем обвинять а низкопоклонстве государство, гражданам неплохо поглядеть в зеркало. К экзистенцальному конфликту с Западом ни российские власти, ни общество готовы не были.
Столкнувшись с тем, что США полностью утратили страх перед российским ядерным ударом и, получив на Украине ситуацию планомерного, методичного и успешного «переваривания» русских в нечто враждебное, российские власти решились на упреждающий удар. В Крыму он удался превосходно. Полуостров был возвращен России быстро, почти бескровно, а последующие санкции смотрелись больше забавно, чем серьезно.
А вот произошедшие одновременно события в Донбассе оказались тактическим успехом, смазавшим всю стратегию. Противник не только получил возможность перевооружения, переподготовки и чистки армии, но и начал масштабную зачистку пророссийского влияния. Всем стало предельно ясно, что Крымом ничего не кончилось. Полудохлое НАТО получило импульс для реанимации. Донбасс стал для Украины полигоном для всесторонней обкатки армии. Впрочем, совершено нет уверенности, что если бы, в нужные моменты, у донбасского ополчения не оказались бы ресурсы, оружие и «северный ветер», то все не стало бы намного хуже. Зато нет никакого сомнения, что добивать Украину в 2014 году был категорически нельзя. Даже в случае крайне сомнительной полной и безоговорочной победы, России достался бы некроз, который бы она никак бы не осилила. И, сейчас в присоединенных областях много враждебной публики, с которой нужна масса квалифицированной работы.
СВО 2022 г, по внешне видимому замыслу, было похоже на Крым и принуждение к миру Грузии в 2008 г. И, если верить показанным документам стамбульских переговоров, успех был достигнут. Правда, его тотчас дезавуировали по указанию наших заклятых друзей из Англии. И тут, тактический успех обернулся рядом неудач – существующий наряд сил, годный для принуждения Украины к российским условиям, стал категорически недостаточен для удержания ситуации. Прошлось срочно перегруппировываться, неся потери в людях, технике и репутации. И, тут уже у противника голова закружилась от успехов. Он вообразил, что с помощью западной помощи может нанести России такой урон, чтобы она пошла на уступки. Не очень верится, что на Украине всерьез рассчитывали изгнать Россию к «границам 1991», но чрезмерная публичность сыграла с неприятелем такую же дурную шутку, как чрезмерная закрытость российских властей с россиянами. Пресловутый «наступ» превратился в избиение наступающих группировок в предполье российской обороны, достигнутые успехи как раз опять тактические. Причем, нивелированные неблагоприятной разменой потерь людей, техники и территорий. Инициатива вновь перешла к России и этот факт подтверждается украинскими заявлениями о стратегической обороне.
Неприятности настигли «небратьев» не только на поле боя. Некстати для них вновь полыхнуло в Израиле. И пусть проблемы коснулись только смещения медийного внимания и ограничения возможностей финансирования, на войне не бывает мелочей. Затевающаяся возня в Аравийском море, где хуситы решили поиграть в морскую блокаду, также отвлекает большие средства: военно-морская операция, штука дорогая.
Но проблемы врага пусть остаются с ним. У России намного более суровая ситуация. Победа над Украиной не получается полной и безоговорочной. Хуже того, даже такая победа приносит последствия, справиться с которыми будет крайне непросто. Та же самая ерунда с Западом. Его хозяева вполне недвусмысленно работают над расчленением и уничтожением России, которая все равно считает себя его частью. Ситуация, конечно, не безнадежная, и уж точно, в отечественной истории не раз было и намного хуже. Но менее тревожно не становится.