Нюше очень нравился дом, где она жила. Дом был большой, с красивой крышей и светлыми окнами. Ещё было высокое крылечко, и Нюша любила сидеть на самой верхней ступеньке: отсюда хорошо видно всё, что происходит во дворе.
У Нюши было своё блюдце, куда хозяйка, Машенька, наливала молочко или накладывала густую и вкусную сметанку.
Раньше у Нюши была другая хозяйка, совсем неласковая и крикливая. Однажды хозяйка подхватила Нюшу и ещё двоих рыжих, с белыми лапками, котят, положила их в коробку и куда-то понесла. В коробке притихшие котята прижались друг к дружке, а Нюша выглянула на дорогу и увидела, что мама кошка растерянно бежит за хозяйкой. Хозяйка оглянулась, махнула рукой, злобно топнула, и мама кошка осталась сидеть на дороге.
Коробку с котятами хозяйка оставила в траве, далеко-далеко от дома, – на другом конце посёлка. Сначала котята горестно дремали, – ждали, когда придёт мама кошка. Потом стало холодно, и очень захотелось молочка...
Котята тихонько плакали, когда над коробкой склонились две девочки: одна – юпостарше, другая – совсем малышка. Та, что постарше, взяла из коробки одного котёнка, погладила его, а маленькая радостно рассмеялась. И они ушли, – вместе с котёнком.
Потом к коробке подошли мама с сыночком. Мальчишка тоже бережно взял на руки рыженького котёнка, взглянул на маму… И мама согласилась:
- Нам как раз нужен кот.
И Нюша осталась одна. Уже темнело, и ей было очень страшно. Нюша выбралась из коробки и решила, что надо найти дом и маму кошку... Но всё здесь было незнакомым, и она заблудилась. Стал накрапывать дождь, – Нюша раньше не знала, что он бывает таким холодным и колючим. Спрятаться было негде, и она просто шла по заросшей травой тропинке, – пока не пришла к какой-то калитке. А у калитки, под густыми кустами сирени, стояла скамейка. Нюша забралась на скамейку и стала ждать утра, хотя ей казалось, что теперь всегда будет темно и холодно… и такой колючий мелкий дождь тоже всегда будет.
И тут её подхватили чьи-то руки. Нюша оказалась в больших и сильных ладонях. Сразу стало тепло и очень уютно, и Нюша подумала: хорошо бы так… чтоб назад, на скамейку, не посадили меня…
А Нюшу принесли в дом.
-Смотри, Машенька, кто к нам пришёл. Она хочет жить у нас.
И Нюша оказалась в других ладонях, – маленьких, но тоже тёплых и очень ласковых. И тогда, в этих ладонях, впервые услышала, что зовут её Нюшей… и что она – красавица.
А Машенька радовалась:
- Ой, Серёженька!.. Мне так хотелось, чтоб у нас была такая кошка, – трёхцветная!
Во дворе было много интересного. Недавно у самого забора расцвёл пахучий подсолнечник – золотисто-жёлтый и весёлый, как солнышко. Разноцветные яркие бабочки так и думали, что это солнышко, и целый день порхали над ним. А ещё прилетал жук – большущий, с блестящими зелёными крыльями.
А за колодцем, в зарослях мяты, Нюша часто видела весёлого лягушонка. С лягушонком они даже играли вместе: лягушонок прыгал по дорожке, а Нюша догоняла его.
Высоко-высоко, под самой крышей, жили ласточки. Осенью они исчезали, и целую зиму их не было, а весной, заметила Нюша, ласточки снова появлялись во дворе, усаживались на тоненькую яблоневую веточку, подолгу щебетали о каких-то своих делах, а потом принимались строить гнёздышко. У ласточек были тоненькие, красиво изогнутые и быстрые крылышки, и Нюша очень любила наблюдать за их стремительным полётом.
А ещё ей очень хотелось добраться к их гнёздышку: там точно происходило что-то важное. Быстрокрылые ласточки целый день мелькали во дворе, что-то приносили в клювиках к гнезду. Взволнованно проносились над Нюшиной головой, – словно предупреждали кошку, чтоб она даже не думала подбираться к гнезду. Нюша помахивала хвостом: больно надо!.. Да и как станешь лезть в такую вышину, – по ровной и гладкой белёной стене! А яблонька была ещё совсем молодая, и её тоненькие веточки и близко не доставали до крыши.
А больше всего Нюше нравилось, когда старательные и неутомимые ласточки снова усаживались на яблоневую ветку, а из гнезда вылетали другие ласточки, – точно такие же, как и уже знакомые Нюше. Правда, полёт у них получался не таким лёгким и стремительным, – летали они несмело и чуть испуганно, но всё равно очень счастливо…
…А на следующее лето Нюша, как обычно, дожидалась, когда из гнезда вылетят молодые ласточки… Во дворе вдруг запахло гарью. Тревожный запах этот накатывал из степи. Мимо дома ехали тяжёлые машины, и Нюша пряталась в доме. Сергей – теперь он был не в полурасстёгнутой рубашке и потёртых рабочих брюках, а в камуфляжной форме – поцеловал Машеньку, склонился к её заметно покруглевшему животику, – будто к чему-то прислушался… и ушёл.
Однажды Нюша испугалась какого-то громкого свиста. Свист этот был не похож ни на один звук, – Нюша никогда такого не слышала. Кошка в испуге заметалась по двору, от страха не помнила, как бежала в степь, – туда, где возвышался террикон, как спряталась под придорожные лопухи. Осторожно выглядывала из-под широких листьев и вместо неба видела чёрный дым…И пахло не пресной и чистой угольной свежестью… не чабрецом и ромашками, а этой тревожной и чёрной гарью…
Только на рассвете Нюша решилась вернуться во двор... Красивую крышу дома и большие светлые окна разбили осколки от снарядов. Нюша поискала Машеньку, но её нигде не было, – ни в доме, ни во дворе, ни в саду…
От высокого крылечка осталась груда разбитых кирпичей. На остром обломке пригорюнилась ласточка. Не взлетела, когда к ней подошла Нюша, – лишь чуть заметно и горестно встрепенулись её лёгкие крылышки…
Рядом с разбитым крыльцом лежало гнёздышко.
Нюша заглянула в гнездо: в нём неподвижно… как-то очень безнадёжно, лежали крошечные птенцы, совсем не похожие на быстрокрылых ласточек. Конечно, такие птенцы ещё не умеют летать, – догадалась Нюша…
Кошка уселась рядом с ласточкой, – будто хотела… и не знала, как утешить её в безысходном горе…
Около калитки остановилась большая военная машина. Молодой боец забежал во двор, набрал ведро воды из колодца. Удивлённо присел у разбитого крыльца, оглянулся на машину, помахал рукой:
- Мужики, видели такое?.. Кошка сидит рядом с ласточкой.
Боец, чуть постарше, похожий на Сергея, подошёл к ним, вздохнул. Объяснил:
- А горе у них общее. Потому и сидят рядышком. Бери, Саня, кошку, – одна, видно, осталась… Что ж ей, одной-то, здесь.
Саня, совсем мальчишка, обрадованно взял Нюшу на руки:
- А что?.. Нам в хозяйстве пригодится: мышей вон сколько! К кабелям уже добираются.
Нюша увидела, как ласточка непривычно тяжело взмахнула крылышками и взлетела на яблоневую ветку…
Навигация по каналу «Полевые цветы»