Найти тему

Глубина корпуса vs. глубина баса. Тест плоских автомобильных сабвуферных динамиков Morel Ultimo PowerSlim: PS104D и PS124D

Вот и добрались наконец-то до меня эти сабвуферы. Плоские динамики у Morel появились давно, а вот сабы с малой глубиной были представлены только в этом году. Причём 12-дюймовая версия даже получила премию EISA «Лучший автомобильный сабвуфер 2023-2024» (кстати, примечательно, что в этот раз именно «двенашка», а не 10-дюймовая, как обычно). Забегая вперёд, в работе сабы получились просто чумовыми, но лучше обо всём по порядку.

Cразу для понимания уровня. В модельной линейке Morel серия PowerSlim поставлена на одну ступень с Ultimo Titanium SC. Цены на момент теста: 69990 рублей за 10-дюймовый Morel PS104D и 74990 рублей за 12-дюймовый Morel PS124D.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО, КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Первым делом, про калибры. У Morel они не совсем стандартные: внешние диаметры фланцев – 26,3 и 30,5 см у 10- и 12-дюймовой модели, соответственно. Глубина установки – 8 и 8,6 см.

-2
-3

В магнитных системах довольно крупные осевые каналы, так что будете делать корпус – к глубине динамика накиньте хотя бы пару-тройку сантиметров, чтобы канал «дышал». Его перекрытие заметно «зажмёт» динамик при работе.

-4

Корзины у обоих калибров схожие по конструкции, их фирменное название – Uniflow. А вот моторы (они, получается, находятся внутри корзины) по своим габаритам и вовсе одинаковы. Про внутреннее строение моторов не скажу, но если косвенно судить по заявленным параметрам, то внутри они всё же разные.

-5
-6

Моторы, как вы наверняка обратили внимание, обращённой конструкции. Но для Morel конструкции EVC (External Voice Coil) с огромными катушками – обычное дело. В данном случае их диаметр – 5,1 дюймов.

Каркасы катушек – алюминиевые. Сам намоточный провод – фирменный «морелевский» Hexatech (тоже алюминиевый) с шестигранным сечением для более плотной укладки. Внешне это рассмотреть непросто, но постарался сделать фото покрупнее:

-7

Центрирующие шайбы крайне интересные – они крепятся не к нижнему фланцу корзины, а к верхнему, т. е., фактически, имеют общие с верхним подвесом периметры. В итоге плоский диффузор и рабочая часть шайбы по высоте получились разнесёнными где-то на 2,5-3 см, и при этом ограничения хода в этой части – в принципе нет.

-8
-9

Диффузор – не просто карбоновый «блин», а довольно непростой композит. В описаниях фигурируют названия HexaCore и Flat Honeyсomb – это 4-слойный материал с внутренней объёмной сотовой фактурой. Её видно чуть лучше, если слегка оттянуть резиновый подвес:

-10

Ну и пока не перешли к циферкам и графикам, коротко упомяну, что в комплектацию к обеим моделям PowerSlim входят знакомые «морелевские» грили, отштампованные из толстого стального листа:

-11
-12

ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ И ХАРАКТЕРИСТИК

У 12-дюймовой модели параметры близки к заявке (плюс-минус, но главное, что сама концепция сохранена). А вот у 10-дюймового из существенных различий – более лёгкая подвижка. Как результат, и резонанс выше заявленного. Хотя 37 Гц для 10-дюймового саба – не так уж высоко, согласитесь. Да и вообще, резонансные частоты тут непривычно низкие: у 12-дюймового – вообще 24 Гц, часто вы видали такое?

-13

Заявленные/фактические параметры Morel Ultimo PowerSlim PS104D:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 29 Гц / 37 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 25 л / 21 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,60 / 4,12
  • Qes (электрическая добротность) – 0,90 / 0,67
  • Qts (полная добротность) – 0,70 / 0,57
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 203 г / 161 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 8,1 Тл м* / 18,5 Тл м**
  • Re (сопротивление постоянному току) – 1,6 Ом* / 6,0 Ом**
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 82,0 дБ / 83,8 дБ
-14

Заявленные/фактические параметры Morel Ultimo PowerSlim PS124D:

  • Fs (собственная резонансная частота) – 24 Гц / 24 Гц
  • Vas (эквивалентный объем) – 49 л / 44 л
  • Qms (механическая добротность) – 3,60 / 4,51
  • Qes (электрическая добротность) – 0,70 / 0,79
  • Qts (полная добротность) – 0,60 / 0,67
  • Mms (эффективная масса подвижной системы) – 252 г / 248 г
  • BL (коэффициент электромеханической связи) – 9,1 Тл м* / 17,3 Тл м**
  • Re (сопротивление постоянному току) – 1,6 Ом* / 6,0 Ом**
  • dBspl (опорная чувствительность, 1 м, 1 Вт) – 83,0 дБ / 82,1 дБ

* - при параллельном включении катушек

** - при последовательном включении катушек

Как обычно, оценил, что происходит в подвижной системе динамиков. Для этого использовал одну из методик измерения в ближнем поле. Микрофон – 2 см от диффузора. Мощность от усилителя – чтобы максимальный ход диффузора получался около 1-1,5 см (при снижении частоты, как обычно, ход растёт). Этого уже достаточно, чтобы смоделировать работу на не самой низкой громкости.

По фазовым характеристикам обычно хорошо прослеживаются резонансы – на каких частотах диффузор начинает «отставать» от подаваемого сигнала, а на каких частотах начинаются резонансы материалов.

Здесь, в принципе, ничего такого, к чему можно всерьёз прицепиться: либо совсем мелочи, либо слишком далеко от рабочего диапазона. Предварительный вывод – можно не опасаться «подмешивания» к басу механических призвуков, дающих ненужные окрасы.

-15
-16

По той же методике измерений в ближнем поле снимаются характеристики собственных искажений динамиков на разных частотах. И вот тут PowerSlim показали себя неожиданно.

Да, со снижением частоты КГИ растёт, но у 10-дюймового динамика даже ниже 30 Гц ещё всё в пределах разумного, а 12-дюймовый – и вовсе чуть ли не в инфрабас умеет залезать, не давая при этом значимых собственных искажений. Короче, сабы умеют играть не просто низко, но и делать это чисто.

-17
-18

РАСЧЁТ АКУСТИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ И ПРОБА В ДЕЛЕ

Описание предлагает для 10-дюймового PS104D только ЗЯ объёмом 12,7 литров (не то, чтобы такая точность нужна, просто это ровно 0,5 кубических фута), а для 12-дюймового PS124D – ЗЯ объёмом 22,7 литра (0,8 кубофута).

Чтобы понять, что имел ввиду производитель, моделирую такие оформления с учётом заявленных параметров:

-19
-20

Теперь смотрим, что получается со снятыми фактическими параметрами:

-21
-22

Если коротко, варианты ЗЯ из описания можно рассматривать, скорее, не как жёсткую рекомендацию, а как минимальные объёмы, в которых сабы могут работать.

Но и сильно увеличивать объёмы корпусов – тоже смысла нет. Если для 10-дюймовой модели за разумный вариант можно спокойно принять 20-литровый ЗЯ, то раздувать корпус для «двенашки» точно не нужно – чем больше объём, тем сильнее весь «пар» начинает уходить в инфразвук.

ПРОБА В ДЕЛЕ

Поскольку являюсь владельцем 12-дюймового Morel Ultimo (пусть и старой генерации, даже ещё не Titanium), в голове уже сложилась точка отсчёта, с которой можно сравнить новые плоские PowerSlim.

Перекидываю динамики и… первое, что сходу ясно – моего 50-литрового (ну, может, чуть поменьше) корпуса явно с избытком. Закидываю объём кусками пенопласта – бас заметно собирается. Да, плоской «двенашке» больше 30 литров точно не нужно.

Итак, что похожего между новыми плоскими PowerSlim и олдовой Ultimo. Во-первых, способность забираться в бас неожиданно глубоко. Да чего уж там, для плоского саба – беспрецедентно глубоко (даже в сравнении с другими плоскими сабами из «высшей лиги», ну вы поняли, про кого я). Во-вторых, требовательность к усилителю. С дохлыми моноблоками к PowerSlim можете даже не подходить: эти сабы любят мощность и, главное, контроль пожёстче.

Теперь в чём принципиальная разница. Полноразмерный Ultimo ближе к классическому пониманию SQ – он старается дать не просто низкий «дышащий» бас, но и при наличии должного усилителя подробней проработать фактуру. Плоский PowerSlim – старается дать больше эмоций, произвести впечатление, сильнее показать весомость баса.

Да, характер Ultimo на самом деле тоже узнаётся, просто PowerSlim как бы уплотняет бас что ли, из-за чего лично мне особо кайфово было слушать электронную музыку – она даёт более сильные эмоции. Важно, что басовых «хвостов» при этом не тянется, так что бодрый современный рокешник – тоже заходит. Хотя, как по мне, для рока и метала логично выбрать всё же 10-дюймовую модель.

МЫСЛИ ПО ПОВОДУ. КОНЦЕПЦИЯ, РАЗМЕН ПЛЮСОВ НА МИНУСЫ

Итак, что имеем в плюсах. Загибаем пальцы, считаем. Нехилое акустическое усиление в салоне – это раз. При этом никакой потери глубины баса – это два. И всё это – в смешных компактных корпусах – это три. Проще говоря, бомбить сабы умеют неожиданно глубоко и яростно, при этом оставаясь компактными. Нормальное сочетание, да?

Но у всего есть своя цена. Во-первых, высокое значение результирующей добротности Qtc. Она хоть порой и накладывает жанровые ограничения, но в данном случае – неизбежность, физику не обманешь.

Во-вторых, если вернуться к параметрам, то опорная чувствительность не так уж и высока – мало мощности для этих сабов не бывает (вернее, тут важнее не столько мощность, сколько контроль усилителя, но это отдельная тема). С другой стороны, посмотрите на акустическое усиление готового саба в салоне – оно щедро накидывает децибел сверху, так что всё не так уж и критично. Тем не менее, выдам базу – саб этого уровня достоин нормального усилителя.

В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЫБИРАТЬ

Собственно, ответ на вопрос очевиден, PowerSlim – для тех случаев, когда стоит задача получить максимум глубокого, весомого, «мясного» баса, не делая саб в полбагажника. И это, заметьте, будет не дуделка на одной частоте с растягиванием гудящих басовых «хвостов», а очень плотный бас, с могучей энергетикой, способный ощутимо пробивать в грудную клетку и уверенно забираться вниз по частоте.

Плюсы:

  • Способность работать в очень компактных корпусах
  • Пожалуй, самый весомый бас, который можно получить в малом объёме
  • Способность спокойно переваривать высокие мощности

Минусы:

  • Требовательность к мощности и контролю усилителя