«Мятежная Луна» — фантастический боевик Зака Снайдера, разбитый на две части. Первая часть с подзаголовком «Дитя Огня» на днях вышла на Netflix.
Ранее заявлялось, что это будет своеобразный ответ на «Звёздные войны», взрослая версия популярной фантастической киносаги. Однако пока можно увидеть лишь красивую, но как будто совсем непродуманную космооперу, в которой много заимствований и которая работает, кажется, не так, как задумывалось.
Предлагаю разобраться, что в фильме не так, что получилось хорошо и почему ему срочно нужно продолжение.
Спасибо за «лайк» и подписку — дальше будет ещё интереснее! А в Telegram-канале «Сай-фай ревью» ещё больше вкусностей, новостей и халявы!
История «Мятежной Луны» разворачивается далёкой-далёкой галактике в условном будущем милитаристской космической империи под названием Праматерь (я смотрел с таким переводом, в ориг. Motherworld).
Империя долгие годы вела захватнические войны, штурмуя и покоряя мир за миром, планету за планетой. Из-за этого аппетиты Праматери лишь росли, требовались новые ресурсы.
Незадолго до коронации новой императрицы Иссы и смены курса империи вся монаршая семья погибает. Власть узурпирует бывший сенатор Балисариус, провозглашающий себя регентом. Хищническая внешняя политика Праматери приобретает ещё более угрожающие масштабы.
Фильм начинается с небольшой луны Вельд, где находится мирная колония земледельцев, честных трудяг, облагородивших кусочек дикого мира. Туда прибывает адмирал имперских войск Ноубл. Он угрожает местным жителям, требуя от земледельцев из крохотной и абсурдно примитивной деревни отдать практически весь их урожай, и оставляет небольшую группу солдат, чтобы проследить за выполнением его указаний.
Солдаты не отличаются благородством и уже вскоре пытаются снасильничать юную водоноску. За неё вступается Кора — местная жительница, которая оказывается дезертиром, бывшим элитным солдатом сил Праматери, которая за свои заслуги когда-то была удостоена чести охранять Иссу.
После она сбежала и прибилась к фермерам, но прошлое настигло её. Перебирая варианты, Кора и местные жители не придумывают ничего лучше, как обратиться к повстанцам и другим выдающимся воинам, чтобы призвать их на защиту маленькой луны от огромной армии Праматери.
После этого «Мятежная Луна» обращается к классическому фильму Акиры Куросавы «Семь самураев». Кора с понемногу увеличивающимся отрядом обращается к необычным солдатам, так или иначе имеющим счёты с империей. Это и легендарный генерал, проводящий отставку в местном Колизее, и киборг Немезида, спасающая детей, и проч.
К сожалению, фильм фактически заканчивается на самом «интересном», не поставив точку: отряд собран, выиграна небольшая битва, но не война. Однако Снайдер делает паузу на несколько месяцев, пока не выйдет вторая часть фильма с подзаголовком «Дарующая Шрамы».
То есть, на мой взгляд, одна из самых критичных проблем фильма — он не является хоть насколько-то законченной историей. При этом «Дитя Огня» не работает как пролог к истории. Нам показывают несколько планет, предположительно, сильно отличающихся друг от друга. Однако обычно мы видим лишь титр с названием планеты да улочку/площадку, где разворачиваются следующие несколько сцен. Мы крайне мало узнаём об этом мире, что, конечно же, отражается на погружении.
Кроме того, главные герои, в том числе великие воины, к которым обращается за помощью Кора, смотрятся просто картонными фигурами. У них не то что нет развития, им практически не дали слов и действия для раскрытия. Создатели пытались что-то сделать, устроив несколько внезапных душеизлияний, но смотрелось притянуто.
Сама же София Бутелла, на мой взгляд, не сильна в драматической части, но внешне вполне справляется с ролью элитного солдата. Однако и тут создатели фильма перегибают. К примеру, в одной из сцен именно она ввязывается в драку в баре, защищая спутника от настойчивых ухаживаний. Выглядит нелепо.
Заслуживает критики и сам поход за повстанцами ради защиты деревни. Стоит всё-таки соотносить масштаб: у Куросавы была деревня против банды разбойников, а в истории Снайдера деревня против империи с космическими крейсерами и возможностью устраивать орбитальные бомбардировки. В конце фильма появляются несколько кораблей ополчения, однако масштаб их сил неизвестен, а всё остальное экранное время уделено именно отдельным воинам.
Сценаристы, конечно, уравнивали шансы как могли: когда надо, у противников в полной мере срабатывает эффект штурмовика, позволяя главным героям слишком много. К примеру, рукопашную атаку (!) на боевой корабль. Выглядит эффектно, это же Снайдер, но меру надо знать.
В «Мятежной Луне» рисуется нелепый образ повстанцев, наивных, но благородных и отважных. Даже «Звёздные войны» переросли этот момент, показав, к примеру, в «Изгой-один» морально неоднозначных персонажей, в том числе Кассиана Андора, хладнокровно убивающего неудобного человека, или экстремиста Со Герреру.
Из-за такой наивности правильных ребят в «Мятежной Луне» единственный «внезапный» сюжетный поворот легко предугадывается, к сожалению.
Зато фильм Снайдера повторяет некоторые ошибки «Звёздных войн».
К примеру, в «Новой надежде» боевая станция «Звезда Смерти» уничтожает планету Альдераан. Это чудовищное преступление, которое должно было продемонстрировать кровожадность и мощь Галактической Империи. Однако оно не работает как нужно, ведь мы до этого ничего не знали о планете, это самое начало фильма. Нам не знакомы её обитатели, мы не смотрели на их идиллический быт, мы не видели их прекрасных городов, не наслаждались культурой альдераанцев и проч.
Вот и в «Мятежной Луне» есть похожий эпизод, когда представители кровожадной империи уничтожают планету, но это никак не отражается на отношении зрителей. Ведь до этого нам показали лишь краешек этого мира: несколько высоток, над которыми пролетал корабль главных героев, да десяток представителей планеты, которые вскоре навсегда исчезнут. Это никак не трогает, несмотря на кажущийся масштаб трагедии.
Однако фильм я посмотрел и даже получил некоторое удовольствие. Всё ли в нём плохо? Нет, не всё.
На мой взгляд, удалась картинка. Фильм Снайдера яркий, но снят в характерном низком ключе, таким образом тёмная тональность подчёркивает мрачное настроение истории. При этом спецэффекты на уровне, разве что иногда, когда действие разворачивается якобы на открытом пространстве, всё равно чувствуется павильон и зелёный экран.
Постарались и специалисты по костюмам, особенно это видно по армии Праматери: форма плохих парней, боевые доспехи космопехоты, айдентика — всё получилось строго и милитаристично. Кажется, что «во мрачной тьме далекого будущего есть только война».
Кроме шуток: если докрутить ещё пафоса, то я охотно поверю, что речь идёт об экранизации «Сороковника» (ну, или его нелицензионного брата). Думаю, я знаю, на кого Amazon может обратить внимание, готовя экранизацию Warhammer 40K. Тем более Снайдер уже работал с Генри Кавиллом.
В фильме несколько зрелищных схваток, снятых со вкусом и обилием слоу-мо (замедление, впрочем, есть не только в экшн-сценах).
Полагаю, огромная проблема фильма с блёклыми героями в том, что их раскрытие оставили на потом. По идее, в продолжении, а также гипотетическом третьем фильме нам расскажут, зачем кому-то в будущем, полном космических сражений, уметь объезжать грифона, или почему генерал Тит называется «гениальным стратегом», и проч. Туда же и крайне слабый сценарий. Не верится, что на продумывание проекта ушли годы.
Из забавного: Снайдер «сталкивает» в фильме героев Эда Скрейна и Михила Хёйсмана. А ведь когда-то последний «увёл» роль Даарио Нахариса в «Игре престолов» в перерыве между сезонами.
Я считаю, что стоит дать шанс второй части, чтобы оценить задумку Снайдера полностью. Несмотря на то, что я написал, что фильм не работает как пролог и изобилует притянутыми за уши ходами, смотрится бодро. В этот мир, я уверен, ещё можно вдохнуть жизнь.
Мне кажется, «Мятежной Луне» пошёл бы на пользу выход в виде мини-сериала. Тогда бы зрителям не пришлось ждать несколько месяцев, чтобы увидеть запланированную концовку истории, а хронометраж при этом сохранился бы.
Критики фильм, конечно, почти втоптали в пыль — 23% свежести на Rotten Tomatoes. Однако рядовые зрители, полагаю, всё же оценили примерно как и я (а я ещё и придирался местами), зрительская оценка на том же ресурсе 67%, что не так уж и плохо.
Поэтому, я думаю, что поставлю окончательную оценку «Мятежной Луне» после просмотра «Дарующей Шрамы», когда удастся в полной мере оценить работу Снайдера. Потому что пока это лишь красивый кусок чего-то с кучей несуразностей, который могут как вытянуть эпичной концовкой, так и похоронить нелепым финалом.
Пока новые «Звёздные войны» не получаются. Но нужно ли?
Выход продолжения назначен на 19 апреля.