В фондах Российской Национальной библиотеки находится альбом фотографий Новодевичьего монастыря и кладбища в С.-Петербурге (1881 - 1917).
Альбом включает в себя 22 фотографии.
Почти все фотографии сделаны на территории Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге.
6 фотографий внутренних интерьеров приделов Воскресенского собора,
15 фотографий кладбища при монастыре.
Первые фотографии альбома, изображают пять приделов Воскресенского собора Новодевичьего монастыря (строился в 1849-1861 годах).
Главный придел в честь Воскресения Христова, правый в честь Успения Пресвятой Богородицы, левый во имя Архангела Михаила, правый на хорах во имя Всех Святых, левый во имя Николая Чудотворца.
На фотографии №6 изображен нижний придел Воскресенского собора монастыря.
В 1874-1875 годах по проекту архитектора Г. И. Карпова в подвале собора был построен ещё один придел, освящённый во имя св. Феодосии Константинопольской и Григория Нисского. Придел построен на средства и по желанию потомственного почетного гражданина Григория Михайловича Петрова. Освящен, 11 мая 1874 года.
Григорий Михайлович потомственный почетный гражданин и его супруга Феодосия Ивановна проживали в С.-Петербурге на Гороховой ул. 59 (это дом, имеющий дворовой флигель круглой формы).
Петровы были большими благотворителями.
На средства этой купеческой четы, в 1861 году построена известная Часовня Христа Спасителя Гуслицкого Спасо-Преображенского мужского монастыря Московской епархии у Гостиного двора (Невский пр., 33Б). За сооружение этой часовни Петров Г.М. награжден орденом Св. Анны 3-й степени.
Григорий Михайлович умер 18 (30) ноября 1881г., на 87 г. жизни. Его супруга Феодосия Ивановна, скончалась ранее, 16 июня 1875г. По смерти, Петров Г.М. завещал 25 тысяч рублей на строящуюся в то время, на Каменноостровском проспекте богадельню Ф.М. Садовникова и С.Г. Герасимова.
35 тысяч рублей Петров завещал Обществу вспоможения бедным в приходе Введенской Лейб-гвардии Семеновского полка церкви, на приобретение собственного дома для приюта и богадельни.
Три тысячи рублей было роздано беднякам в день похорон Петрова.
Григорий Михайлович еще при жизни много благотворительствовал Воскресенскому женскому монастырю.
Петровым было завещано 10.000р этому монастырю, которые пошли на проведение водопровода.
Известно, что в этом же приделе св. Григория Нисского, в 1895 году был похоронен и известный «водочный король» Василий Егорович Петров, племянник Григория Михайловича.
На фото №6, как раз можно видеть этот придел Св. Феодосии и Св. Григория. Беломраморный иконостас и две надгробные плиты в полу. После небольшой корректировки фотоизображения можно прочитать на плитах имена благотворителей Петровых.
На момент создания нового придела (1875г)в Воскресенском храме, в нижнем подвальном этаже уже были захоронения. Среди похороненных находились представители известных фамилий: Трубецких, Шаховских, Демидовых, Жомини.
Вернемся к фотографиям альбома.
На обороте некоторых из них проставлены печати.
Одна из них печать библиотеки Совета народного хозяйства Северного района.
Этот Совет, созданный в 1918 году, являлся экономическим отделом Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов и регулировал все народное хозяйство в пределах Северного промышленного района. В Северный район входили Петроградская, Олонецкая, не оккупированные уезды Лифляндской , Новгородская, Псковская, Эстляндская, Архангельская губернии. Адрес СНХ СР на 1918 год, Тучкова наб. 2б.
Так же на некоторых фотографиях стоит печать строительно-слесарной мастерской К. Винклера с адресом, Васильевский Остров 13 линия № 60/9.
Из этого можно сделать предположение, что в альбоме представлены фотографии работ мастерской Карла Винклера- художественных металлических решеток на могилах и металлических украшения церковных приделов.
Мастерская Карла Ивановича Винклера, была очень известна в Петербурге. Многие произведения этого художественно-строительно-слесарного производства до сих пор украшают наш город. Можно упомянуть о таких объектах, как рисовальная школа барона Штиглица, дом фирмы Штоль и Шмит на Большой Морской, дворец на Исаакиевской площади князя фон Лейхтенбергского (Мариинский дворец), ворота в здании Императорских конюшен, решетки к памятникам на кладбищах Петербурга.
После смерти Карла Винклера в 1900г, наследники продолжили славную деятельность предприятия. И сегодня мы можем видеть прекрасные металлические украшения в наружной и внутренней отделке магазина Елисеева на Невском проспекте, дома Зингера на Невском проспекте, дома Управления страхового общества России, в великолепном здании дома Фаберже и т.д.
Почти на всем протяжении своей деятельности фирма К. Винклер изготовляла металлические украшения для памятников на кладбищах Петербурга.
Вероятно, фотографии в рассматриваемом альбоме выполнены в рекламных целях. Своего рода портфолио некоторых работ мастерской К. Винклер в Новодевичьем монастыре (Воскресенском соборе и на кладбище).
Судя по адресу на печати, можно предположить, что фотографии сделаны в период конца 1880-х до 1892 года т.к. позже адрес мастерской К. Винклер меняется, В.О. 13 линия д. 76.
Фотограф, выполняя задание заказчика (Винклера), сосредотачивался на фиксации ажурных металлических решеток на могилах кладбища.
Благодаря этой сохранившейся заказной фотофиксации, мы можем увидеть, как выглядело кладбище Новодевичьего монастыря в конце 19 века.
Время и известные события не пощадили это место и сейчас практически ничего не осталось от того былого архитектурно-художественного великолепия.
Так же на некоторых фотографиях можно разобрать надписи определяющие принадлежность отдельных памятников.
Так на фото № 10 можно видеть памятник на могиле, Якова Петровича Бакланова выполненный в виде огромной каменной глыбы увенчанной казацкой папахой и буркой, лежащими на знамени, так называемом «Баклановском значке». Интересна история этого «значка». В начале 1851 года герою Кавказской войны командиру Донского 17-го казачьего полка Якову Петровичу Бакланову почтовым обозом доставлена была неизвестно от кого и откуда посылка. В ней оказался черный значок, на котором была вышита адамова голова с двумя перекрещенными костями под нею и круговая надпись из "Символа веры": «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». Яков Петрович закрепил ткань на древке, превратив её в личное знамя. Значок был очень популярен среди казаков донцов.
В 1867 г. Яков Петрович Бакланов вышел в отставку и поселился в Санкт-Петербурге. После тяжёлой и продолжительной болезни умер в бедности 18 октября 1873 года, похороны состоялись на кладбище петербургского Новодевичьего монастыря за счёт Донского казачьего войска.
В 1911 году прах Якова Петровича был торжественно перезахоронен в усыпальнице Вознесенского собора Новочеркасска. Но на плане кладбища Воскресенского Новодевичьего монастыря, помещенном в адресной книге 1914 года, все еще указывалось место захоронения Я.П. Бакланова.
За памятником Бакланову виден белый крест с венком, с читаемой надписью- Іон Іонович Шатов, полковник + 23 октября 1873 (так записано в Петербургском Некрополе т4). Из Сенатских Ведомостей, удалось узнать, что в августе 1872 года капитана гвардейской конно-артиллерийской бригады Иона Шатова наградили орденом Св. равноапостольного кн. Владимира 4-й ст. Тот ли это Иона Шатов или это его тезка?
Правее могилы Шатова можно увидеть надпись на памятнике Анисимову Михаилу Ивановичу, Анисимов М.И.-тайный советник (+ 2 сентября 1875, на 59 г.) - русский государственный деятель, занимал должности Смоленского вице-губернатора, Санкт-Петербургского вице-губернатора, Симбирского гражданского губернатора.
На противоположной стороне дорожки судя по плану кладбища из Адресной книги, должна была находится могила известной оперной певицы Нимфодоры Семеновны Семеновой (1787-1876).
Ее прах был перенесён в 1936 с Новодевичьего кладбища на Литераторские мостки с установкой нового памятника.
На фото №11 кладбищенская дорожка по направлению к церкви Св. Илии Пророка построенной Л.Н. Бенуа, усыпальнице известного лесопромышленника и благотворителя Ильи Федоровича Громова, умершего в 1882 году. Церковь освящена 26 сентября 1888 года и следовательно можно заключить, что фотографии в альбоме сделаны с осени 1888 по 1892 год.
На переднем плане фото можно увидеть простой белый крест с плохо читаемой надписью -Мария Яковлевна Юрьева. Вдова ротмистра, скончавшаяся 2 августа 1877г.
На этом же фото, слева по дорожке можно разобрать надпись на памятнике Галлер Шарлотты Ипполитовны, вдовы коллежского секретаря, урожденной Де-Грассен, (р. 1831- 18 мая 1882). Похоронена с Н. А. Галлер.
Галлер Николай Александрович, колл. асс. (р. 7 августа 1823-21 сентября 1875).
По правой стороне дорожки за могилой Галлер, можно рассмотреть крест с иконой вероятно Св. Николая. Памятник, Генерального штаба генерал-майора Николая Николаевича Таскина (1808-1883).
По правой стороне дорожки виден большой каменный склеп готической архитектуры, на котором установлена табличка с плохо читаемой надписью. Есть предположение, что это усыпальница семейства баронов фон-Клопман.
На фото №16-памятник Н.А. Некрасову. Скончался Николай Алексеевич 27 декабря 1877 года, и был похоронен в Санкт-Петербурге, на Новодевичьем кладбище.
13 сентября 1881 года состоялось открытие памятника на могиле Н.А. Некрасова.
Автор памятника на могиле скульптор М.А. Чижов. Бюст Некрасова отливался на заводе Адольфа Морана. Металлические украшения на памятнике, ныне частично утрачены. Утрачены четыре венка положенные по углам памятника. Так их описывала в те времена пресса: «Все четыре венка были сделаны по разным моделям. Так венок от русских женщин был сделан из цветков камелий и других изысканных комнатных цветов; от студентов СПб университета из лилий (азиатский крокус). Этот цветок замечателен тем, что Рафаэль изобразил ангела с этим цветком на картине «Благовещение»; в особенности хорош венок «печальнику горя народного». Этот венок сделан из маргариток (перл, жемчужин) богородицких слезок». Также отмечалось, что гранит на памятник, был взят из остатков гранита на памятник Императрице Екатерине II (1872г). Памятник Некрасову выполнен по проекту архитектора В.А. Шрейбера и изготовлен в гранитной мастерской Ефимова.
Возможно, решетка памятника была выполнена в мастерской Карла Винклера. На тот момент его мастерская находилась на Вознесенском 55 и была малоизвестна и не нашла отражения в прессе. Памятник сохранился до наших дней. Находиться недалеко от входа на кладбище. Как писал сам Николай Алексеевич -«Чтоб крест было видно с дороги, чтоб солнце играло кругом…».
На той же фотографии, за Некрасовым, далее по дорожке виден памятник Крутикову Павлу Ивановичу, почетному гражданину, (10 февраля 1826 -7 февраля 1875). Рядом с ним был похоронен купец Афанасий Григорьевич Борисов, +1879 году, тесть Павла Ивановича, чей памятник с белым мраморным крестом виден на фотографии № 14, снимок того же места но немного другого ракурса.
Крутиковы известный и один из старейших Петербургских купеческих родов (известен с 1793г.). Крутиковы купцы торговавшие овощным и мучным товаром на Никольском рынке. Проживали в собственном доме №34 по Б. Подьяческой ул.
На переднем плане фото слева два простых деревянных белых креста. На одном плохо читаемая надпись. Возможно, Вера Безсонова + 1885г, дочь титулярного советника. Второй крест предположительно Надежды Безсоновой +1880г., дочери того же Тит. Сов.
Напротив Некрасова был похоронен литератор Валентин Федорович Корш (1828-1883). На фото №14 видна только решетка его могилы с двумя большими венками.
За могилой Корша должна была находится могила Циммерамна Аполлона Эрнестовича (1825-1884)- генерал-лейтенант, военный деятель.
За Циммерманом, по той же правой стороне, виден интересный памятник на могиле вице-адмирала Павла Яковлевича Шкота, участника Севастопольской обороны. Памятник сохранился, только теперь все уникальная металлическая воинская арматура, украшавшая его, утрачена. На фото можно рассмотреть, некоторые утраченные детали: морские якоря, цепи, ядра, знамена. Памятник немного перестраивался в 1902 году, когда к адмиралу подхоронили его вдову Варвару Павловну. Металлические детали с памятника исчезли в известные времена.
На фотографии №8 видим большой металлический павильон (произведение мастерской Винклера), неопознанное захоронение. За ним различима надпись на памятнике
Гротенфельда Ивана Адамовича (Адольфовича) (1803 – 31.08.1882)- генерал-лейтенант.
На фотографии №12, вид с дорожки в направлении церкви иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость", иначе «карамзинской».
Карамзинская церковь была возведена по проекту архитектора Э. И. Жибера над склепом, в который перенесли прах Андрея Николаевича Карамзина, младшего сына знаменитого историка Н.М. Карамзина. Андрей Николаевич героически погиб в бою с турками под Калафатом на Дунае в 1854 году. Церковь была выстроена на деньги его вдовы Авроры Карловны Карамзиной.
Последняя фотография в альбоме, совершенно другого плана. На ней изображен настольный чернильный прибор (?) выполненный из металла. Предметы прибора декорированы под орудия и предметы экипировки пожарного. На передней части прибора эмблема- щит с монограммой (перекрещенные инициалы АКП (?)) под дворянской короной. Надпись по борту прибора, то, что видно,- НАЧАЛЬНИКУ …ХОТНИ… ПРИЗНАТЕЛЬНОСТИ. Из «подсказок» для атрибуции, герб на пожарной каске венчающей крышку чернильницы. Герб не совсем четкий, но можно определить на нем изображение животного. Рассмотрев фотографию, я пришел к выводу, что это герб, Псковской губернии. На гербе изображен барс- символ храбрости, отваги, мужества, а в верхней части благословляющая правая длань (десница) означающая покровительство небесных сил. В пользу того, что это герб губернии, говорит императорская корона, венчающая герб на каске.
Памятная книжка Псковской губернии помогла привнести немного ясности в понимании дарственной надписи. Стало понятно, что чернильный прибор был подарен некоему НАЧАЛЬНИКУ ОХОТНИКОВ. Так называли добровольцев, по своей «охоте» идущих на борьбу с огнем. Из таких охотников составляли добровольные пожарные дружины.
Как версия, исходя из монограммы (АКП) на приборе, такой подарок могли сделать «признательные» граждане, Алексею Константиновичу Подчекаеву- коллежскому советнику, из потомственных дворян, окружному надзирателю акцизного управления, состоявшему в попечительском совета псковоградской Георгиевской церкви (храм вмч. Георгия Победоносца со Взвоза). Алексей Константинович так же являлся одним из создателей Опочецкого вольного пожарного Общества (г. Опочка). Участвовал в создании Устава этого Общества, открытого 28 июля 1874 года.
Но, был ли Подчекаев К.А. начальником охотников, как написано на приборе?
Еще один претендент это Ахмылов Константин Иванович. Тот действительно был несколько лет начальником опоченских охотников, но в этом случае не полное совпадение инициалов стоящих на приборе. АКИ вместо АКП.
Вопрос о принадлежности чернильного прибора пока остается открытым.
Источники:
Новодевичий монастырь и кладбище в С.-Петербурге, альбом фотографий, 1883-1892г
Справочная книга СПб купечества, 1873-1916г
Адресная книга Весь Петербург, 1892-1917г.
Газеты: Новое Время, Петербургский листок, Новая Петербургская газета. (1880-1898)
Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси: С.-Петербургская епархия. Спб., 1909.
С.-Петербургский первоклассный общежительный женский монастырь : История и описание : В 3 ч. Ч. 1-3 / По подлин. документам сост. София Снессорева. История и описание зданий и учреждений Воскресенского женского монастыря, СПб, 1887
Петербургский некрополь : Т. 1-4 / Изд. вел. кн. Николай Михайлович СПб , 1912-1913