Едва ли закончился скандал с «Большеуковским домом детства», где детей окунали головой в унитаз и закрывали «на лечение» в психушке, как новый разразился вокруг кировской школы-интерната в Сосновке.
Детей в интернате в Сосновке (Кировская область) кормили, не пойми чем, из железных мисок, водили в душ раз в неделю, а тем, кто посмел пожаловаться, старшие товарищи давали оплеух. Власти при проверке нарушений не нашли.
Воспитательная дедовщина
За защитой к юристу и правозащитнику Никите Сорокину обратились дети из этой школы. Ученики больше не в силах терпеть побои «в воспитательных целях» от старших товарищей — заангажированных карателей, которые за поблажки со стороны администрации избивали и запугивали младших.
Нередко в детдом с этой целью захаживали и бывшие воспитанники. Выпускники кулаками «наставляли на путь истинный» подрастающее поколение.
Воспитатели в конфликты детей не вмешивались, рассказывает Никита Сорокин. Дети же решали споры, как могли. Разбитые носы в детдоме стали обыденностью.
«Дети начинают говорить о проблемах в интернате, когда уже не в силах терпеть. Основным катализатором таких обращений выступает конфликт. Пока он не произошел, дети будут молчать», — рассказал «Новым известиям» Никита Сорокин.
Когда стали разбираться с побоями, вскрылись и другие проблемы в интернате. Дети рассказали, что мыться им позволяют всего раз в неделю. Из-за этого у детей вши. Унитазы постоянно ломаются, из-за чего мальчишкам приходится бегать в женский туалет, а девчонкам периодически ходить в мужской. Окна продуваются. Спать детям приходится на тонких матрасах: фактически, как в тюрьме, лежат на железных решетках, из-за чего потом болят спины. Едят из железной посуды, а пьют — из ржавых чашек. Когда приходит проверка, посуду все же меняют на новую. Но только контролеры за порог, как администрация учреждения снова насыпает кашу в ржавые миски.
Все это ложь и провокация: почему за детдом вступились бывшие воспитанники
Правозащитников администрация детдома встретила нерадостно. О плачевном состоянии интерната молчат до последнего. О побоях и дедовщине, которую сами же и устроили, — знать не знают.
Скрыть нарушения помогают воспитанники, близкие к руководству, считает Никита Сорокин. К ситуации подключились и выпускники. Они начали запугивать детей, угрожая им расправой и местью за то, что ребята начали рассказывать правду о жизни в интернате. Одного из воспитанников даже «пообещали прирезать», если заговорит.
«Все выпускники писали, что никаких нарушений-то в интернате и нет. Топили за него до последнего. Думаю, это Стокгольмский синдром — желание защитить своего мучителя», — рассказывает Никита Сорокин.
Проверка нарушений не нашла, но замечания устранили
Правительство Кировской области созвало комиссию и отправилось в сосновский интернат. Нарушений не нашли.
«Состояние здоровья воспитанников хорошее, все санитарно-гигиенические требования соблюдаются. Учреждение обеспечено горячей и холодной водой, сантехническое оборудование исправно», — говорится в ответе правительства.
Прокуратура тоже не заметила «грубых нарушений прав детей», но подтвердила, что матрасы продавлены, а «условия для ежедневного купания детей в интернате не созданы». Следственный комитет начал проверку в отношении директора учреждения по статьям о злоупотреблении и превышении должностных полномочий.
Из бюджета, тем временем, выделили деньги на устранение нарушений. «Матрасы уже заменили. Сейчас меняют окна. Осталось заменить одно в туалете и ванной. Надеюсь, сделают, так как средства на эти цели выделены», — говорит Никита Сорокин.
К самой проверке грязную посуду убрали. Дети надеются больше не увидеть ее на столах. Санузлы обещают отремонтировать к лету. Проблему с гигиеной тоже решили — дети будут мыться чаще. Троих воспитанников перевели в другие учреждения, а для одного ребенка даже нашли приемную семью. Таковы итоги огласки ситуации в кировском интернате.
«С этой точки зрения представители власти свою работу выполнили. Несмотря на то, что не признали ошибки, они их исправили», — отмечает правозащитник.
Круговая порука: почему детей отбирают у родителей и помещают в еще худшие условия
Во всей этой ситуации правозащитника беспокоит одно: почему органы опеки забирают детей из семей с ненадлежащими условиями и помещают в детдома, где условия содержания, порой, еще хуже. Следственный комитет заинтересовался, почему интернат оказался в столь плачевном состоянии, если деньги на его содержание выделялись каждый год, причем немалые.
«Куда смотрит прокуратура во время регулярных проверок, и куда смотрят органы опеки, которые изымают детей у родителей, стоя на защите интересов несовершеннолетних, но при этом совершенно не смотрят в сторону госучреждений. Это очень важный вопрос. Почему на интернаты опека не реагирует, а у родных родителей детей забирает. Получается, что семьи трогать можно, а интернаты нельзя. Кто установил такую избирательность?» — говорит Никита Сорокин.
Происходит это потому, что и интернаты, и органы опеки заинтересованы в том, чтобы все койко-места в детдомах были заняты. А кем, порой, не важно, считает правозащитник. «Если в интернате будут пустовать койки-места, то такой интернат не получит финансирование в полном объеме. В конце концов, такое учреждение закроется, директор потеряет работу» — добавляет он.
Правозащитник отмечает, что там, где дети обращают внимание на проблемы, происходят изменения. В том же Большеуковском доме детства сегодня у детей появилась новая обувь. А раньше ходили в дырявых ботинках с промокшими ногами. Сменилось руководство. Появились игрушки, пылесос и стиральные машины. В интернате добавили должность психолога.
Сейчас Никита Сорокин работает по обращению из еще одного интерната. Пока собирают информацию. Но ситуация везде примерно одинаковая.
Психушка как наказание за проступки: что на самом деле происходит в омском детдоме
Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-12-23/stokgolmskiy-sindrom-pochemu-vypuskniki-tak-ryano-zaschischayut-kirovskiy-internat-425498