Найти тему
Читаю понемногу

Эдуард Веркин «Снарк. Снарк» – первые триста страниц вчитаться тяжело, а потом – не оторваться

Когда я начала читать «Чагинск» – первый том романа «Снарк. Снарк» Веркина, то очень сильно недоумевала, как эта безумное и бессмысленное произведение попало в шорт-лист премии «Большая книга».

Две огромные книги!
Две огромные книги!

Несколько раз хотела бросить чтение, потому что не имею привычки дочитывать книги, которые мне не нравятся. Обычно стараюсь соблюдать правило 50-ти страниц и, если за это время история не заинтересовала, то не трачу время на дочитывание. Но «Чагинск» заинтересовал, хотя и вызывал некое отторжение: герои раздражали, обстановка вызывала брезгливое недоумение...

Из уважения к автору, ведь «Облачный полк» Веркина мне в своё время понравился, решила домучить хотя бы первый том «Снарк. Снарк».

А потом вдруг как будто переключилось что-то в голове. В тот момент, когда Хазин стишок прочёл про станцию мир. Причем, стих дурацкий и гротескный – как и всё в этом романе. И в этом стишке единственное нелитературное слово за всю дилогию. И хотя я очень не одобряю обсценную лексику в художественных текст, тут было так ярко, так в тему...

Вот он этот стишок.)
Вот он этот стишок.)

А потом пьяные пляски со шпагой, и дурацкость как-то гармонизировать. И случилась магия – потому что дальше я читала с восторгом и упоением. И первый том, и второй проглотила буквально за неделю и читала бы дальше и дальше, если бы было продолжение ещё в пяти томах. Но увы.

В общем, сейчас недоумеваю, почему Веркину не дали первое место в «Большой книге». «Снарк. Снарк» – это же шедевр! Жуткий, но такой уютный. Безумный, но такой простой. Многослойный и несочетаемый, как торт с капустой и шоколадом, но при этом вкусный невероятно.

Брала в библиотеке, но теперь хочу в свою коллекцию книг
Брала в библиотеке, но теперь хочу в свою коллекцию книг

Детектив без сюжета и развязки. Ужастик без монстров и злодеев. История про несчастных людей, которым доступно счастье гармонии и телевизора. Про умирающий провинциальный городок, который будет стоять, даже когда мир разрушится. Про чудовище, которого может быть и нет, а может быть и есть, потому что это неважно, страшны не чудовища, а страх, который становится культом.

Сюжет простой:

Писатель-неудачник взялся написать книгу про городок, в котором когда-то жила его бабушка, а он провёл детство. Он собирает или, вернее, придумывает материал, участвует в подготовке к празднику День города. Писатель презирает всех, пьёт и вспоминает детство. Но ему плевать, что у девушки, в которую он был влюблен, пропал сын, а в поиски вписывается лишь под влиянием сентиментального приятеля.

Много рассуждений о литературе, её смысле, много точных заметок о жизни и людях, очень много гротеска, сатиры и обречённого юмора. «Главная задача зла – убедить нас, что его не существует».

История с исчезновением детей мрачная, трагическая, но не воспринимается всерьёз. Вроде бы, да, грустно, страшно, любопытно, куда делись, но читателю, как и герою, на них совершенно плевать, ведь, пить, грустить и думать о себе, куда интереснее.

Второй том такой же гигантский как первый, но это уже радовало, а не пугало.)
Второй том такой же гигантский как первый, но это уже радовало, а не пугало.)

Вторая часть – «Снег Энцелада» – ещё более безумная, бессмысленная и увлекательная. И к этой части я, наконец, поняла, зачем здесь отсылки к «Алисе в стране чудес»:

Писатель стал успешным бизнесменом, бросил пить и увлекся ЗОЖ, но в городок возвращается, встречается с компанией из первого тома и поиски детей возобновляются. Тоже не активно, а как бы между прочим, главное – переживания, осмысления, открытия и жизнь вопреки всему. Ведь никакая мистика не может быть страшнее реальности, и никакое чудовище не затмит чудовищности самых обычных людей.

Город побеждает героя или герой подчиняет себе город, или о чём вообще эта история на тысячу страниц – остаётся для размышления читателю. Ответов автор никаких не даёт, он просто ведёт долгой извилистой дорогой непонятно куда. И этот путь прекрасен, он дарит множество открытий о самом себе и мире. «Мы все не удивляемся, мы все серьёзны и терпеливы».

В этом году много чага-сочетаний.)
В этом году много чага-сочетаний.)

Читать Веркина – это как будто бы идти по тенистой аллеи и наблюдать, как колышутся ветви деревьев на фоне неба. Он прекрасен. «Снарк. Снарк» – книга, которую я обязательно буду перечитывать.