Найти в Дзене
Светлана Горячева

Зачем учиться рисовать на пенсии

Натюрморт, который мы ставили в студии вместе с нашей старшей группой.
Натюрморт, который мы ставили в студии вместе с нашей старшей группой.

Обещала подписчикам немного рассказать о своих взрослых ученицах.

Это будет такой мотивирующий текст - для тех, кто всю жизнь мечтал о художественном образовании, но не собрался попробовать.

И текст, в основном, для девочек самого разного возраста.

Потому что у мальчиков всё намного проще. Если мужчина вдруг решает, что ему надо заниматься искусством - то его ничто не остановит. Я лично знаю кучу народа, уехавшего учиться в питерскую Академию несмотря на семью с малолетними детьми, оставшуюся в родном городе. Да и в истории таких примеров хватает - стоит, например, почитать биографию Гогена.

А дамы обычно не могут себе позволить. Причём причины и бытовые, и чисто психологические. И до того момента, когда я начала давать частные уроки живописи в маленькой собственной студии, я даже не догадывалась о масштабах проблемы. Очень многие люди проносят через всю жизнь именно этот образ Несбывшегося - художественная школа, в которую почему-то отговорили поступать, талант, который не удалось развить, ощущение счастья от рисунков, которые начали получаться.

А ведь это действительно счастье. Не случайно великий психолог Эрих Фромм приводил работу художника в качестве примера самой здоровой и гармоничной для человеческой личности деятельности. Однако вокруг этой деятельности сложилось много разных мифов.

Первый, и самый вредный - это то, что художнику нужен какой-то особенный талант. Вы знаете - нет. По моему глубокому убеждению, сформированному многолетним опытом - рисовать может каждый.

Конечно, каждый первый не сможет стать великим гением и виртуозом кисти вроде Веласкеса - тут нужны как врождённые задатки, особые свойства нервной системы, так и благоприятно сложившиеся обстоятельства для развития способностей. Но научиться рисовать на очень приличном уровне может любой желающий. Как говорится, нет ничего невозможного для человека с интеллектом. Если взглянуть на досуг отечественной аристократии девятнадцатого века - рисовали все поголовно. Члены императорской семьи в том числе - причём получше многих нынешних выпускников художественно-графических факультетов. Потому что изобразительное искусство входило в обязательную образовательную программу благородного человека.

Акварель Великой княгини Ольги Александровны Романовой, фото из поиска.
Акварель Великой княгини Ольги Александровны Романовой, фото из поиска.
Живопись Михаила Юрьевича Лермонтова, фото из поиска.
Живопись Михаила Юрьевича Лермонтова, фото из поиска.
А это гравюра, выполненная по собственному рисунку императором Николаем I
А это гравюра, выполненная по собственному рисунку императором Николаем I

Современная аристократия - там, где она ещё сохранилась - тоже не отстаёт.

Можно, наверное, не подписывать имя художника? Фото из поиска.
Можно, наверное, не подписывать имя художника? Фото из поиска.

И аристократы знают, что делают - ничто так не тренирует пространственное воображение, мелкую моторику и глазомер, как занятия рисунком и живописью. Знаете ли вы, что практически все художники довольно метко стреляют? Тоже ведь нужен глазомер)

"Теперь уже поздно" - ещё одно вредное заблуждение.

Рисование, в отличие от фигурного катания, например, допускает старт практически в любом возрасте.

Знаменитая американская художница бабушка Мозес начала рисовать в 76 лет. Картинка из поиска.
Знаменитая американская художница бабушка Мозес начала рисовать в 76 лет. Картинка из поиска.
Примерно такая же история произошла с русской бабушкой Любовью Майковой. Конечно, это наивное, далеко не академическое искусство - но, можно подумать, другое современное искусство всё сплошь академично. Никогда ещё живопись не знала такой свободы самовыражения. Однако учиться рисовать тоже никогда не поздно. Картинка из поиска.
Примерно такая же история произошла с русской бабушкой Любовью Майковой. Конечно, это наивное, далеко не академическое искусство - но, можно подумать, другое современное искусство всё сплошь академично. Никогда ещё живопись не знала такой свободы самовыражения. Однако учиться рисовать тоже никогда не поздно. Картинка из поиска.

Из моих учениц примерно половина - дамы вполне элегантного возраста. И вот что они сами говорят о том, зачем им это надо:

Первое - освоение новой сферы деятельности тренирует умственные способности и является отличной профилактикой возрастных изменений. Тут, мне кажется, девушки немного кокетничают - сам факт интереса к искусству уже означает, что личность активна, любознательна и вообще находится весьма в хорошей форме.

Второе - занятия любимым делом в группе единомышленников - лучший вид досуга и идеальная социальная среда, доставляющая массу положительных эмоций. А если люди ещё хвалят и подбадривают друг друга, делятся любопытной информацией - с таким выходом в свет вообще мало что сравнится.

Чуть ниже покажу картины с букетами.
Чуть ниже покажу картины с букетами.

Третье - всегда можно украсить интерьеры картинами на свой собственный вкус - и ещё в качестве бонуса получить восхищение родственников и знакомых. Начинали мы с моих любимых натюрмортов - но потом творческой мысли стало тесно в заданных преподавателем рамках - и чего только мы с народом не перерисовали. Иногда мне кажется, что отдельное удовольствие у людей - озадачить Светлану Николаевну какой-нибудь небывалой и экстравагантной задумкой.

Четвёртое - это отличный способ перевести фокус внимания с выросших детей, которым становится в тягость прежний объём и накал материнской заботливости - на какое-нибудь собственное дело. Рисование замечательно помогает справиться с некоторой растерянностью, которую испытывают родители, когда птенцы вылетают из гнезда.

Пятое - это повышает статус женщины внутри семьи. Она не просто хозяюшка, она художник и вообще творческая личность. Бывает, в начале близкие немного посмеиваются - но потом обязательно проникаются. Часто женщины даже удивляются - до чего, оказывается, трепетно относятся к их картинам мужья.

Шестое - в принципе, картина - это ещё и материальная ценность. Её можно продать. Если близкие не возражают - а то, бывает, не хотят расставаться)

Весь дом Раисы - в её работах.
Весь дом Раисы - в её работах.
Алла говорит, что ей три раза заказывали повтор картины с букетиком, написанной в нашей студии.
Алла говорит, что ей три раза заказывали повтор картины с букетиком, написанной в нашей студии.

Седьмое - ещё это лучший подарок - особенно если художник учтёт пожелания одаряемого.

Чем не подарок на 23 февраля?
Чем не подарок на 23 февраля?

Восьмое - рисование здорово помогает наладить контакт с младшими поколениями в семье. Бабушкины пирожки - это, конечно, замечательно - но когда бабушка может написать твой портрет или картину с любимым анимешным сюжетом - это особенный повод для гордости и восхищения. Плюс, всегда можно посоветоваться как художник с художником)

Девятое - в живописи можно выразить самые сильные и важные чувства и волнующие темы. Можно копировать любимых художников, фиксировать впечатления от путешествий, запечатлевать образы близких людей и красоту окружающего мира. Было дело, у нас даже патриотичную подводную лодку и военный самолёт с десантом изображали)

А ещё можно вырастить цветы в своём саду - а потом нарисовать.
А ещё можно вырастить цветы в своём саду - а потом нарисовать.

Как правило, маслом мои взрослые ученицы начинают писать в нашей студии, практически с нуля. Типичный путь в студию - попробовали посещать вечерние взрослые группы художественной школы, разочаровались в медленной и поначалу не слишком-то увлекательной традиционной программе обучения - с построением кубиков, акварельными натюрмортами с кувшинами и драпировками - изучали мастер-классы в интернете, перепробовали разные частные занятия. А потом остались у нас. Могу рассказать, почему)

Главное - я предлагаю масляную живопись, которой обычно не учат в художках. Ей вообще мало где учат нормально - а ведь только с её помощью проще всего передать многообразие материального мира во всём его правдоподобии.

И ещё - я очень много показываю на практике. Объяснять живопись на пальцах - практически бесполезно, надо брать палитру и кисточку.

Иногда это выглядит так)
Иногда это выглядит так)

Причём не столько пишу образец для подражания - сколько показываю на на работах учеников, каким приёмом и где можно воспользоваться - и куда двигаться дальше. Отдельные граждане, которые очень серьёзно относятся к своему неповторимому авторскому стилю, в таком режиме работать не могут - но, как показывает практика, это самый эффективный метод. Собственно, это тот метод, который использовали в обучении старые мастера - например, когда молодой Ван Дейк учился в мастерской Рубенса, все его картины правил и подписывал учитель - и, лишь всему научившись, молодой художник завёл свою мастерскую и собственных учеников)

Впрочем, ничью творческую индивидуальность у нас не подавляют - напротив, чем выше становится уровень мастерства у автора - тем проще ей раскрыться. Плюс я подстраиваюсь, конечно, под особенности манеры и достигнутый уровень - задача не написать всё за автора, а лишь показать, как сделать следующий шаг вперёд.

Но в маленькой студии с маленькими группами мы можем себе позволить всю эту роскошь - индивидуальный подход. А также индивидуальный график визитов - для многих это тоже важно.

Ещё иногда сама пишу те же букеты, что и ученики - и делаю "раскладушки" из поэтапных фотографий процесса работы. Можно их посмотреть в моей подборке с мастер-классами.

Например, этот букет пионов с фотографии натюрморта в начале статьи - потом только пироженку на картину добавила)
Например, этот букет пионов с фотографии натюрморта в начале статьи - потом только пироженку на картину добавила)

А вот мастер-класс по похожей работе:

Приятно потом смотреть на результаты)

У нас довольно-таки мобильные дамы - многие живут на два города, а то и на две страны - и очень радует, что они всегда возвращаются. Впрочем, вот Лена из нашей старшей группы недавно с семьёй перебралась в Москву - и поступила в Строгановское училище. И на вступительном собеседовании работы из студии ей очень пригодились. Теперь мы радуемся её успехам - а она говорит, что знания, полученные в студии, очень помогают в учёбе)