Ответ на такой вопрос кажется очевидным любому христианину – реагировать на злобу нужно со смирением, не проявляя злобы в ответ. В теории вроде бы все просто, но на практике это может оказаться намного труднее.
Л. Н. Толстой, великий русский классик, придерживался принципа непротивления злу насилием, который заключался в отказе от насилия в любом его проявлении, независимо от целей. Он считал, что подобное не лечится подобным, поэтому нельзя огнем тушить огонь, а злом противостоять злу.
Такой принцип поддерживает не только христианство. Например, одним из идеологов ненасилия является Махатма Ганди – индийский политический и общественный деятель, который даже разработал свою собственную тактику ненасильственной борьбы, называемую "сатьяграха". Использовал он ее в период английского правления в Индии. Идеей тактики было воздействовать на соперника не через угрозы и насилие, а посредством обращения к совести. Тактику характеризовали отказ от насилия и готовность переносить страдания.
«Злых людей нет на свете, есть люди несчастливые», – говорил Иешуа Га-Ноцри, персонаж романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Позиция Иешуа близка к позиции Христа (который был прототипом при создании образа Иешуа, но между ними все же существуют различия). Иисус также по-доброму и с искренним сочувствием относился к каждому человеку, даже к тому, кто причинял ему зло. Этому он и учил народ:
«Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас».
Более того, когда римские воины и иудеи издевались над Христом, которого распяли на кресте, и когда делили Его одежду, Сын Божий молился за них словами «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
Агрессивные и творящие зло люди должны вызывать в душе христианина не гнев и негодование, а искреннее сочувствие и желание помочь. Пробудить в себе подобные чувства и реакции на происходящее зло может быть легче, если попытаться понять причины человеческого поведения. Никакие эмоции не возникают из ниоткуда, а всегда имеют под собой основание. Например, причинами агрессивного и грубого поведения может быть низкая самооценка, когда человек пытается самоутвердиться за счет унижения окружающих; либо же это может быть следствием воспитания окружающей среды, когда ребенок растет в семье, где грубое и неуважительное общение является нормой.
Понять можно каждого человека (не оправдать поступок, а именно понять причины), а это, в свою очередь, поможет научиться принимать людей такими, какие они есть: не осуждая, а пытаясь помочь. А спокойная и добродушная реакция на злобу вряд ли не оставит след в душе человека. Возможно, своим примером мы покажем ему верный путь.
Злоба от людей в наш адрес может помочь не только научиться понимать людей и сочувствовать каждому из них, но также может стать испытанием и помощью на пути к воспитанию в себе смирения. Как мы знаем, принимать от Бога с благодарностью и смирением следует не только доброе, но и злое, ведь каждая неприятная и болезненная ситуация учит нас чему-то; благодаря испытаниям мы растем. Страдания очищают душу и приближают ее к Богу.
Таким образом, можем подвести итог: на злобу нужно реагировать, конечно, со смирением, не проявляя злобы в ответ. Но одного "нужно" мало. Вряд ли будет полезным заставлять себя молчать в ответ на злобные высказывания, при этом, тая обиду и непроявленную злость. Лучше будет начать с работы над собой и своими реакциями, над восприятием людей и принятием их, способностью сочувствовать. А упорная работа над собой, возможно, не сразу, но обязательно принесет свои плоды.