Примерами типовых проектов жилых домов довоенного времени, имевших всесоюзное распространение, являются проекты домов для железнодорожников.
В 1935 году в Наркомате путей сообщения была проведена существенная реорганизация, в ходе которой был создан единый орган управления железнодорожным строительством – «Цужелдорстрой». В его подчинении было создано Всесоюзные проектно-изыскательное объединение «Союзтранспроект».
В первый год работы Союзтранспроекта в него входил трест «Трансгражданпроект», занимавшийся проектированием гражданского строительства на железных дорогах. А в 1936 году вместо Трансгражданпроекта была создана Архитектурная мастерская, которой с 1 августа 1936 года перешла работа над типовыми проектами, в том числе и начатыми ранее [1].
На протяжении более чем десяти лет эта проектная организация постоянно разрабатывала типовые проекты жилых домов. Преемственность архитектурно-планировочных решений в них может вызывать существенные затруднения при опознании домов по внешним признакам: слишком уж похожи друг на друга проекты разных лет. Поэтому имеется необходимость внимательно рассмотреть как можно больше проектов.
В этой статье речь пойдёт только о 2-этажных домах.
Проекты Трансгражданпроекта 1935–1936 гг.
В 1936 году был утверждён целый набор типовых проектов, разработанных Трансгражданпроектом.
Номенклатура включала 14 проектов как одно-, так и двухэтажных домов, получивших номера с 1 по 18 (проекты 7, 15 и 16, по-видимому, не были утверждены). Каждые два проекта образуют пару — каменный и деревянный варианты с одним планом этажа и одинаковыми квартирами.
Особенностью этих проектов является их чёткое разделение в соответствии со статусом жильцов: так, часть проектов предназначена для начальства. И это нисколько не скрывалось.
Из выпусков № 16–17 (1936 г.), 13 (1937 г.), 18–19 и 2–3 (1938 г.) Сводного каталога ЦБСП известны шифры ЦБСП почти всех этих проектов.
Проект № 1:
Проект № 2 (ЦБСП № 16918):
Проект № 3 (ЦБСП № 16920):
Проект № 4 (ЦБСП № 16924):
Проекты № 3 и 4 были рекомендованы ВСКХ на 1937 год в качестве одного проекта с двумя вариантами стеновых материалов под номером 11-37 (ЦБСП уч. № 4344). Это означает, что он мог строится совершенно любым ведомством, а не только железной дорогой.
Проект № 17 (ЦБСП № 16925):
Проект № 18 (ЦБСП № 16919):
См. фото в группе «Современная типовая архитектура»: https://vk.com/photo-1618109_407783745и https://vk.com/photo-1618109_407783777
***
Однако к проектам возникло много претензий.
Судя по всему, ниже представлены фасады и планы после переработки 1937 года:
Проект № 4 (ЦБСП № 16924) на 1938 г.:
Проект № 3 на 1938 г.:
По каталогу № 2–3 1938 года, он получил новый номер ЦБСП – 18434. Но в каталоге № 18–19 того же 1938 года именно под этим шифром указан проект ЦБСП уч. № 4344. Однако приведённый там же фасад явно несёт следы переработки.
Подозрительно выглядят данные каталога 2–3 о том, что проекты № 4 и 17 (о последнем см. далее) после изменений сохранил номера 16924 и 16925 соответственно. Но столь же подозрительны сведения каталога 18–19 в целом. Так что для меня непонятно, где именно ошибка и как правильно всё это понимать.
Проект № 17 (ЦБСП № 16925) на 1938 г.:
Последний проект был переработан в Гушосдоре НКВД СССР архитектором Немечек и утверждён в феврале 1938 года. По поступлении в ЦБСП он получил номер 22025. Таким образом, этот проект (также, как и ЦБСП уч. № 4344) мог строится и в тех местах, где железных дорог не было в принципе.
***
Но всё равно недостатки не были устранены (как видно в том числе из текста в каталоге выше). И, видимо, в итоге было решено разработать новую линейку типовых домов.
Кадровый, голод, недостаточная квалификация сотрудников и текучесть персонала, нехватка бумаги и прочие проблемы, с которыми сталкивалась мастерская [2], похоже, затормозили разработку более чем на год.
Проекты Союзтранспроекта 1939–1940 гг.
В 1939 году явно на замену проекту № 18 архитектор М.А. Готлиб завершил проект, получивший внутри мастерской номер Р-7303:
В отличие от домов 1935–1936 гг., каменный аналог для строительства не предлагался. Зато архитектором Деевым был разработан несколько похожий проект, который включал также 1-комнатные квартиры:
Эти два проекты были утверждены 17 февраля 1939 года. А 27 марта 1940 года к ним были добавлены следующие проекты:
Р-7305, определённо, спроектированный Готлибом на основе проекта № 18:
См. фото: https://vk.com/photo-1618109_456257860и https://vk.com/photo-1618109_456257862
Но более массовым предполагались 1-секционные дома на 8 квартир:
Также были разработаны брусчатые дома Р-0245 и Р-7567 с характеристиками, очень схожими с перечисленными выше домами на 8 квартир. Но ни фасады, ни планы в каталогах не приводились.
***
Два проекта были переработаны Наркомстроем и утверждены в качестве типовых для всего Советского Союза:
На основе Р-7740 разработали проект № 20:
А на основе 7742 – проект № 21:
Похоже, проекты Союзтранспроекта перерабатывались также и различными другими архитектурными мастерскими с учётом потребностей своих ведомств.
Проекты Союзтранспроекта 1942–1943 гг.
Михаил Абрамович Готлиб в 1942 г. разработал ещё два проекта (по сути, один проект: с одним и тем же планом этажа, с идентичными фасадами, но, как и в 1935–1936 гг., в двух вариантах стен).
Р-1056 – брусчатый дом:
Р-1057 – каменный дом:
***
Также в 1943 г. был утверждён 8-квартирный дом Р-1018. Его внешний вид найти не удалось.
В то же время и все проекты 1939–1940 гг. был включены в каталог НКПС, а значит, могли активно строится по всей стране.
Проекты Союзтранспроекта 1945–1946 гг.
В 1945 году была разработана новая серия на замену всем предыдущим проектам. Она была одобрена Комитетом по делам архитектуры 23 апреля 1946 года. В неё вошли пять каменных (из кирпича или шлакоблоков) проектов архитектора Готлиба и инженера Филинова.
Проект № 11 (Инвентарный № Союзтранспроекта 2040; ЦБСП № 6599) – 2-этажный 1-секционный 8-квартирный дом. Основой при его разработке явно послужил проект Р-7740.
Проект № 12 (2041; ЦБСП № 6600) – 2-этажный 2-секционный 8-квартирный дом. Очень похоже, что при его разработке Готлиб обратился к своему более раннему проекту – Р-7305.
Проект № 13 – 2-этажный 8-квартирный дом. Во внутренней нумерации проектов Союзтранспроекта он был пропущен: после 2041 (проект № 12) идёт 2042 (проект № 14). Но интересно, что этот проект был допущен комитетом для строительства в 1946 году. Однако в каталоги он не включался, и больше информации по нему нет.
Проекты № 14 (2042; ЦБСП № 6601) – 2-этажный 2-секционный 8-квартирный дом. От проекта № 12 отличается в первую очередь набором квартир: 3-3 против 2-3.
Проект № 15 (2043; ЦБСП № 6602) – 2-этажный 2-секционный 12-квартирный дом:
Все они были включены в каталог Министерства путей сообщения, выпущенный в 1946 году. Однако в общесоюзный каталог, издававшейся Комитетом по делам архитектуры, они не были включены. Дело в том, комитет посчитал, что в плане архитектуры проекты Союзтранспроекта были довольно низкого качества. И для пролонгации на 1947 год требовалось значительное их улучшение.
После переработки фасадов проекты № 11, 12 и 14 были утверждены комитетом 17 марта 1948 года. Проект № 15 остался за бортом. Но и теперь комитет не включил дома железнодорожников в свой каталог.
Тем же решением были утверждены проекты брусковых 2-этажных 8-квартирных домов № 16 (2188) и 17 (2189). Друг от друга они отличаются главным образом квартирографией.
Проект № 16 (2188):
Проект № 17 (2189):
Последний раз проекты № 11 – 17 появляются в каталоге МПС на 1948–1950 гг. В 1950 году все они не прошли пересмотр проектов и не были рекомендованы на 1951 год. В результате от них отказались в пользу других серий.
***
И в заключение наглядное сравнение похожих проектов.
Кирпичные и шлакоблочные:
Деревянные:
___________
[1] Шурыгина О.С. К истории организации проектирования в СССР: деятельность Архитектурной мастерской «Союзтранспроекта» Наркомата путей сообщения (1936–1951) // Academia. Архитектура и строительство. 2023. № 2. С. 67.
[2] Там же.
____________
Сергей Волков
ВК: https://vk.com/soviet_housing
____________
Дополнения:
8.05.24: добавлен рис. 19А