Найти в Дзене
Типовая уникальность

Типовые проекты жилых домов Союзтранспроекта

Оглавление

Примерами типовых проектов жилых домов довоенного времени, имевших всесоюзное распространение, являются проекты домов для железнодорожников.

В 1935 году в Наркомате путей сообщения была проведена существенная реорганизация, в ходе которой был создан единый орган управления железнодорожным строительством – «Цужелдорстрой». В его подчинении было создано Всесоюзные проектно-изыскательное объединение «Союзтранспроект».

В первый год работы Союзтранспроекта в него входил трест «Трансгражданпроект», занимавшийся проектированием гражданского строительства на железных дорогах. А в 1936 году вместо Трансгражданпроекта была создана Архитектурная мастерская, которой с 1 августа 1936 года перешла работа над типовыми проектами, в том числе и начатыми ранее [1].

На протяжении более чем десяти лет эта проектная организация постоянно разрабатывала типовые проекты жилых домов. Преемственность архитектурно-планировочных решений в них может вызывать существенные затруднения при опознании домов по внешним признакам: слишком уж похожи друг на друга проекты разных лет. Поэтому имеется необходимость внимательно рассмотреть как можно больше проектов.

В этой статье речь пойдёт только о 2-этажных домах.

Проекты Трансгражданпроекта 1935–1936 гг.

В 1936 году был утверждён целый набор типовых проектов, разработанных Трансгражданпроектом.

Номенклатура включала 14 проектов как одно-, так и двухэтажных домов, получивших номера с 1 по 18 (проекты 7, 15 и 16, по-видимому, не были утверждены). Каждые два проекта образуют пару — каменный и деревянный варианты с одним планом этажа и одинаковыми квартирами.

Особенностью этих проектов является их чёткое разделение в соответствии со статусом жильцов: так, часть проектов предназначена для начальства. И это нисколько не скрывалось.

Из выпусков № 16–17 (1936 г.), 13 (1937 г.), 18–19 и 2–3 (1938 г.) Сводного каталога ЦБСП известны шифры ЦБСП почти всех этих проектов.

Проект № 1:

Рис. 1. Проект № 1
Рис. 1. Проект № 1

Проект № 2 (ЦБСП № 16918):

Рис. 2. Проект № 2
Рис. 2. Проект № 2

Проект № 3 (ЦБСП № 16920):

Рис. 3
Рис. 3
Рис. 4. Фасад и план
Рис. 4. Фасад и план

Проект № 4 (ЦБСП № 16924):

Рис. 5
Рис. 5

Проекты № 3 и 4 были рекомендованы ВСКХ на 1937 год в качестве одного проекта с двумя вариантами стеновых материалов под номером 11-37 (ЦБСП уч. № 4344). Это означает, что он мог строится совершенно любым ведомством, а не только железной дорогой.

Проект № 17 (ЦБСП № 16925):

Рис. 6
Рис. 6
Рис. 7. Дворовой фасад. Петрозаводск, улица Крупской, 52. Автор фото: Беляев Данил. Лицензия: BY-ND. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/161710/
Рис. 7. Дворовой фасад. Петрозаводск, улица Крупской, 52. Автор фото: Беляев Данил. Лицензия: BY-ND. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/161710/
Рис. 8. Главный фасад. Тот же дом. Автор фото: Сергей Nemtsev. Лицензия: BY. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/240365/
Рис. 8. Главный фасад. Тот же дом. Автор фото: Сергей Nemtsev. Лицензия: BY. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/240365/

Проект № 18 (ЦБСП № 16919):

Рис. 9
Рис. 9

См. фото в группе «Современная типовая архитектура»: https://vk.com/photo-1618109_407783745и https://vk.com/photo-1618109_407783777

***

Однако к проектам возникло много претензий.

Судя по всему, ниже представлены фасады и планы после переработки 1937 года:

Проект № 4 (ЦБСП № 16924) на 1938 г.:

Рис. 10
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 11

Проект № 3 на 1938 г.:

Рис. 12
Рис. 12

По каталогу № 2–3 1938 года, он получил новый номер ЦБСП – 18434. Но в каталоге № 18–19 того же 1938 года именно под этим шифром указан проект ЦБСП уч. № 4344. Однако приведённый там же фасад явно несёт следы переработки.

Подозрительно выглядят данные каталога 2–3 о том, что проекты № 4 и 17 (о последнем см. далее) после изменений сохранил номера 16924 и 16925 соответственно. Но столь же подозрительны сведения каталога 18–19 в целом. Так что для меня непонятно, где именно ошибка и как правильно всё это понимать.

Проект № 17 (ЦБСП № 16925) на 1938 г.:

Рис. 13
Рис. 13

Последний проект был переработан в Гушосдоре НКВД СССР архитектором Немечек и утверждён в феврале 1938 года. По поступлении в ЦБСП он получил номер 22025. Таким образом, этот проект (также, как и ЦБСП уч. № 4344) мог строится и в тех местах, где железных дорог не было в принципе.

Рис. 14. ЦБСП № 22025
Рис. 14. ЦБСП № 22025

***

Но всё равно недостатки не были устранены (как видно в том числе из текста в каталоге выше). И, видимо, в итоге было решено разработать новую линейку типовых домов.

Кадровый, голод, недостаточная квалификация сотрудников и текучесть персонала, нехватка бумаги и прочие проблемы, с которыми сталкивалась мастерская [2], похоже, затормозили разработку более чем на год.

Проекты Союзтранспроекта 1939–1940 гг.

В 1939 году явно на замену проекту № 18 архитектор М.А. Готлиб завершил проект, получивший внутри мастерской номер Р-7303:

Рис. 15. Р-7303
Рис. 15. Р-7303

В отличие от домов 1935–1936 гг., каменный аналог для строительства не предлагался. Зато архитектором Деевым был разработан несколько похожий проект, который включал также 1-комнатные квартиры:

Рис. 16. Р-7308
Рис. 16. Р-7308

Эти два проекты были утверждены 17 февраля 1939 года. А 27 марта 1940 года к ним были добавлены следующие проекты:

Р-7305, определённо, спроектированный Готлибом на основе проекта № 18:

Рис. 17. Р-7305
Рис. 17. Р-7305

См. фото: https://vk.com/photo-1618109_456257860и https://vk.com/photo-1618109_456257862

Но более массовым предполагались 1-секционные дома на 8 квартир:

Рис. 18. Р-0005. Брусчатый дом. Арх. Невская
Рис. 18. Р-0005. Брусчатый дом. Арх. Невская
Рис. 19. Р-7742. Шлакобетонный дом. Арх. Мхитарян и Волошинов
Рис. 19. Р-7742. Шлакобетонный дом. Арх. Мхитарян и Волошинов
Рис. 19А. Московская область, Раменское, Красная улица, 25
Рис. 19А. Московская область, Раменское, Красная улица, 25

Также были разработаны брусчатые дома Р-0245 и Р-7567 с характеристиками, очень схожими с перечисленными выше домами на 8 квартир. Но ни фасады, ни планы в каталогах не приводились.

***

Два проекта были переработаны Наркомстроем и утверждены в качестве типовых для всего Советского Союза:

На основе Р-7740 разработали проект № 20:

Рис. 24. проект № 20 Наркомстроя
Рис. 24. проект № 20 Наркомстроя
Рис. 25. Павлово, Ленинградский проспект, 20. Автор фото: 3dfxVoodoo3. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/195444/
Рис. 25. Павлово, Ленинградский проспект, 20. Автор фото: 3dfxVoodoo3. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/195444/

А на основе 7742 – проект № 21:

Рис. 26. Проект № 21 Наркомстроя
Рис. 26. Проект № 21 Наркомстроя

Похоже, проекты Союзтранспроекта перерабатывались также и различными другими архитектурными мастерскими с учётом потребностей своих ведомств.

Проекты Союзтранспроекта 1942–1943 гг.

Михаил Абрамович Готлиб в 1942 г. разработал ещё два проекта (по сути, один проект: с одним и тем же планом этажа, с идентичными фасадами, но, как и в 1935–1936 гг., в двух вариантах стен).

Р-1056 – брусчатый дом:

Рис. 27. Рисунок фасада
Рис. 27. Рисунок фасада
Рис. 28. Молодечная, Парковая улица, 3. Автор фото: zigzag makryg. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/128363/
Рис. 28. Молодечная, Парковая улица, 3. Автор фото: zigzag makryg. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/128363/
Рис. 29. Тот же дом. Автор фото: zigzag makryg. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/128364/
Рис. 29. Тот же дом. Автор фото: zigzag makryg. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/128364/

Р-1057 – каменный дом:

Рис. 30. Фасад и торцы
Рис. 30. Фасад и торцы
Рис. 31. План (единый для Р-1056 и Р-1057)
Рис. 31. План (единый для Р-1056 и Р-1057)

***

Также в 1943 г. был утверждён 8-квартирный дом Р-1018. Его внешний вид найти не удалось.

В то же время и все проекты 1939–1940 гг. был включены в каталог НКПС, а значит, могли активно строится по всей стране.

Проекты Союзтранспроекта 1945–1946 гг.

В 1945 году была разработана новая серия на замену всем предыдущим проектам. Она была одобрена Комитетом по делам архитектуры 23 апреля 1946 года. В неё вошли пять каменных (из кирпича или шлакоблоков) проектов архитектора Готлиба и инженера Филинова.

Проект № 11 (Инвентарный № Союзтранспроекта 2040; ЦБСП № 6599) – 2-этажный 1-секционный 8-квартирный дом. Основой при его разработке явно послужил проект Р-7740.

Рис. 32. Источник: https://vk.com/photo-1618109_396957033
Рис. 32. Источник: https://vk.com/photo-1618109_396957033
Рис. 33. Ульяновка, Вокзальная улица, 1. Автор фото: 3dfxVoodoo3. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/172162/
Рис. 33. Ульяновка, Вокзальная улица, 1. Автор фото: 3dfxVoodoo3. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/172162/

Проект № 12 (2041; ЦБСП № 6600) – 2-этажный 2-секционный 8-квартирный дом. Очень похоже, что при его разработке Готлиб обратился к своему более раннему проекту – Р-7305.

Рис. 34. Источник: https://vk.com/photo-1618109_396957084
Рис. 34. Источник: https://vk.com/photo-1618109_396957084
Рис. 35. Попасная, улица Суворова, 12. Автор фото: ВН Цокур. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/110298/
Рис. 35. Попасная, улица Суворова, 12. Автор фото: ВН Цокур. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/110298/
Рис. 36. Аша, улица Мира, 43. Автор фото: Андрей В. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/45273/
Рис. 36. Аша, улица Мира, 43. Автор фото: Андрей В. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/45273/

Проект № 13 – 2-этажный 8-квартирный дом. Во внутренней нумерации проектов Союзтранспроекта он был пропущен: после 2041 (проект № 12) идёт 2042 (проект № 14). Но интересно, что этот проект был допущен комитетом для строительства в 1946 году. Однако в каталоги он не включался, и больше информации по нему нет.

Проекты № 14 (2042; ЦБСП № 6601) – 2-этажный 2-секционный 8-квартирный дом. От проекта № 12 отличается в первую очередь набором квартир: 3-3 против 2-3.

Рис. 37. Источник: https://vk.com/photo-1618109_396957145
Рис. 37. Источник: https://vk.com/photo-1618109_396957145
Рис. 38. Казань, Бирюзовая улица, 3. Автор фото: Дмитрий Кояш. Лицензия: BY-NC-ND. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/131095/
Рис. 38. Казань, Бирюзовая улица, 3. Автор фото: Дмитрий Кояш. Лицензия: BY-NC-ND. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/131095/
 Рис. 39. Гатчина, улица Карла Маркса, 8. Автор фото: Мышь Разумная. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/60206/
Рис. 39. Гатчина, улица Карла Маркса, 8. Автор фото: Мышь Разумная. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/60206/

Проект № 15 (2043; ЦБСП № 6602) – 2-этажный 2-секционный 12-квартирный дом:

Рис. 40. Источник: https://vk.com/photo-1618109_396957174
Рис. 40. Источник: https://vk.com/photo-1618109_396957174

Все они были включены в каталог Министерства путей сообщения, выпущенный в 1946 году. Однако в общесоюзный каталог, издававшейся Комитетом по делам архитектуры, они не были включены. Дело в том, комитет посчитал, что в плане архитектуры проекты Союзтранспроекта были довольно низкого качества. И для пролонгации на 1947 год требовалось значительное их улучшение.

После переработки фасадов проекты № 11, 12 и 14 были утверждены комитетом 17 марта 1948 года. Проект № 15 остался за бортом. Но и теперь комитет не включил дома железнодорожников в свой каталог.

Рис. 45. Проект № 12 (2041). Ижевск, улица Дружбы, 20. Автор фото: С. Шпиндлер. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/197681/
Рис. 45. Проект № 12 (2041). Ижевск, улица Дружбы, 20. Автор фото: С. Шпиндлер. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/197681/
Рис. 48. Проект № 14 (2042). Гатчина, улица Карла Маркса, 5. Автор фото: 3dfxVoodoo3. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/241462/
Рис. 48. Проект № 14 (2042). Гатчина, улица Карла Маркса, 5. Автор фото: 3dfxVoodoo3. Лицензия: BY-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/241462/

Тем же решением были утверждены проекты брусковых 2-этажных 8-квартирных домов № 16 (2188) и 17 (2189). Друг от друга они отличаются главным образом квартирографией.

Проект № 16 (2188):

Рис. 49
Рис. 49
Рис. 50. Уфа, Владивостокская улица, 19. Автор фото: Андрей В. Лицензия: BY-NC-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/177041/
Рис. 50. Уфа, Владивостокская улица, 19. Автор фото: Андрей В. Лицензия: BY-NC-SA. Ссылка: https://photobuildings.com/photo/177041/

Проект № 17 (2189):

Рис. 51
Рис. 51

Последний раз проекты № 11 – 17 появляются в каталоге МПС на 1948–1950 гг. В 1950 году все они не прошли пересмотр проектов и не были рекомендованы на 1951 год. В результате от них отказались в пользу других серий.

***

И в заключение наглядное сравнение похожих проектов.

Кирпичные и шлакоблочные:

Деревянные:

___________

[1] Шурыгина О.С. К истории организации проектирования в СССР: деятельность Архитектурной мастерской «Союзтранспроекта» Наркомата путей сообщения (1936–1951) // Academia. Архитектура и строительство. 2023. № 2. С. 67.

[2] Там же.

____________

Сергей Волков

ВК: https://vk.com/soviet_housing

____________

Дополнения:

8.05.24: добавлен рис. 19А