Статья четвертая из Серии статей об отрасли мясного скотоводства.
Несмотря на федеральное и региональное стимулирование кооперации на селе посредством различных программ и мер государственной поддержки, внушительных результатов добиться не удалось, сектор сельскохозяйственной потребительской кооперации на селе остается слабым.
Это один из выводов научной работы «Почему не развивается сельскохозяйственная потребительская кооперация в России? Мнения экспертов в вопросах и ответах». Москва 2020 год. Коллектив авторов:
Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы
Центр Агропродовольственной Политики
Института Прикладных Экономических Исследований
Большая интересная работа с «полевыми» исследованиями. Найдите в Интернете и почитайте, все разложено по полочкам.
Основные причины неудачи:
Отсутствие знаний реального механизма и навыка основ кооперации.
В современной бизнес среде кооперация незаслуженно воспринимается как анахронизм. Экономический союз слабых людей.
Существующая проблема инициативных людей, а также нехватка духа сотрудничества.
Снижение деловой активности и девиантное поведение жителей деревни.
Доступ к инвестициям практически отсутствует. Структурировать бедность через кооперацию несостоятельна и прямо губительна для понимания.
Все попытки сделать это «сверху» по указке чиновников, не жизнеспособны и крайне неэффективны. Более того, ставка делается на создание совместной материально-технической базы кооператива (сколько тут дров наломано), хотя более важным является поддержка самой инициативы кооперирования, где превалируют не материальные (имеется в виду общие, которые порождают больше вопросов), а более простые, понятные и необходимые вещи такие как, например сбыт иливедение бухгалтерии в складчину.
Я не говорю уже о несовершенстве нормативной базы в области сельскохозяйственной кооперации. В основе лежит отсутствие целеполагания: что такое кооперация, и какие задачи она решает.
А между тем, по словам нашего ученого ХХ века И.В. Емельянова:
«Кооперативная проблема обладает чарующей силой: она гипнотизирует тех, кто к ней подходит. У нее много фанатиков и мало исследователей».
Меня вопросы кооперации давно начали интересовать. Мой недавний доклад на II Международной научно-практической конференции «Теория и практика кооперации в современном агробизнесе: роль экономической теории И.В. Емельянова», как раз был направлен на исследование проблем кооперации в мясном скотоводстве.
Ссылка записи https://youtu.be/mAgPJ4ooRZY
Мой доклад на этом мероприятии можно посмотреть с отметки 1 час 57 мин.
В отличие от фирмы, кооперативная организация представляет собой агрегат (совокупность) экономических единиц (фермерских хозяйств). Экономические единицы сохраняют свою экономическую индивидуальность и независимость, координируют свою деятельность и используют свой агрегат (кооператив) как центр деятельности.
Напомним основные признаки кооперирования:
1) Сотрудничество (союз, ассоциация) экономических единиц, то есть предприятий или домашних хозяйств.
2) Экономические единицы в данном случае независимы друг от друга, самостоятельны, жизнеспособны и стабильны.
3) Экономические единицы координируют свою деятельность друг с другом с целю осуществления разовых либо долгосрочных задач.
4) Экономические единицы не сливаются в единую экономическую единицу.
5) В случае совместных закупок фактическими покупателями являются экономические единицы (участники группы), а не сама группа: группа - не покупатель, а множество покупателей.
6) Каждая экономическая единица принимает активное участие в деятельности агрегата, участвует в потреблении услуг агрегата или через агрегат, то есть является патроном.
7) Патронаж (потребление услуг через агрегат) скоординирован с деятельностью других участников агрегата.
Теперь важное уточнение!
«…Экономические единицы, будь то предприятия или хозяйства, созданы для независимой и индивидуальной жизни. В условиях конкурентоспособной экономики они стремятся к сохранению своей индивидуальности и независимости. Если они собираются в объединения, то делают это только по объективной экстренной необходимости…»
Повторим еще раз: «Кооперация – это дети бедствий и крайней необходимости! Позволяет не конкурировать, а действовать сообща».
Таким образом, для кооперирования как такового необходимо:
Экономические единицы должны быть;
У них должна быть крайняя нужда к объединению;
Они точно должны знать, как это должно работать, чтобы:
«Будучи сверхчувствительными к потенциальным посягательствам на свободу и независимость, предприятия и хозяйства могут, удачно объединиться только если потенциальные трения внутри объединения полностью исключены и гарантируется максимально независимая индивидуальная деятельность. Даже отдаленные возможности трений часто очень мешают организации нужных объединений экономических единиц, и малейшая несогласованность внутри объединений разрушает их».
Это является «скрытым элементом» построения кооперации, важность которого не всегда учитывается.
Туда же можно отнести работу лидеров по предотвращению трений внутри объединения. Понимание однородности социально-экономического порядка и наличие одной определенной и простой экономической задачи.
Именно наличие таких подходов в кооперации, усиливает и гарантирует успех. Есть еще правда один ключ к успеху, но его пока не называю, потому как коснёмся этого чуть позже.
Приведу еще один интересный тезис И.В. Емельянова. В части социологической ошибки кооперации заключается в следующем: успешные кооперативные ассоциации не могут устойчиво развиваться, если они основаны на членском коллективе ниже определенного экономического уровня, а среди бедных социально-экономических групп успешные и стабильные кооперативные организации вообще невозможны.
Относительно возможностей отрасли мясного скотоводства мы видим несколько вариантов решения на кооперационной основе, а именно:
Это и потребительская сельхоз кооперация в том числе в ее неформальных проявлениях;
Контрактационные отношения (линейные кластеры);
Агрофранчайзинг (готовый бизнес «под ключ») в составе кластера или агропарка.
Все эти конструкции похожи, однако конечно имеют различия.
И.В. Емельянов в своем непревзойденном труде «Экономическая теория кооперации» писал об этом так: «Кооперативы поражают своим разнообразием видов и форм, и при этом они продолжают постоянно изменяться с точки зрения их структуры и функционирования. Кооперация – это не что иное, как обычное обозначение бесконечно разнообразных и постоянно меняющихся кооперативных организаций, их союзов и федераций».
Есть и хорошая новость! Один из выводов той научной работы, с которой я начал эту статью, приводится очень любопытная деталь.
«Что касается России, сегодня кооперация на базе опорного предприятия или предпринимателя взывает к представителям власти. Это одна из успешных российских современных моделей кооперации, которая доказала свое право на существование. Именно такие кооперативные модели должны быть положены в основу будущих долгосрочных успешных кооперативов, должны быть поддержаны и тиражированы государством. Но они будут иметь мало шансов на развитие в рамках кооперативной организационно-правовой формы, если эта форма не будет адаптирована к современным условиям».
По мнению многих экспертов, точки роста кооперации конкретных территорий необходимо начинать на базе уже существующих мелких и средних хозяйств в отрасли. Именно они уже имеют минимально необходимую инфраструктуру и опыт, и могут дать кратное увеличение экономических единиц в своей локации.
Подходим к самому главному… Об этом в следующей статье.
Август 2022 года