Найти тему

Определим цену 1 км и 1 часа проезда по железной дороге и постоянную составляющую в цене билета

Всем добрый день! Предлагаю вашему вниманию результат еще одного исследования, посвященного вопросу ценообразования на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом. Я уверен, что у РЖД существует утвержденная методика ценообразования - по другому просто не может быть в такой компании - обязательно должна существовать формула для расчета тарифа. Но поскольку простым смертным найти ее в сети Интернет, видимо, не реально, я решил воспользоваться простейшим математическим аппаратом, а именно методом наименьших квадратов, чтобы вывести основные параметры этой формулы самостоятельно.

Исходные данные для соответствующих расчетов приведены в таблице ниже:

Таблица 1.

Краткие пояснения к данной таблице:

  • цены взяты по состоянию на 30.12.2023 для поездки 11.03.2023, т.е. в интервале 60-90 дней от даты обращения к сайту www.rzd.ru;
  • в качестве базового направления для исследования выбран маршрут Москва - Владивосток. При этом в качестве точек для определения парных значений (x, y) взяты станции ан участке Киров - Хабаровск (т.е. отброшен начальный и конечный отрезок пути);
  • цена определена по поезду № 002Э "Россия" (естественно, что для поездов разной классности результат будет отличаться);
  • цена на купе определена по цене нижней полки, но не в последнем купе.

В качестве исходной гипотезы были выдвинуты следующее положения:

  • цена поездки должна нести в себе переменную и постоянную составляющую;
  • переменная составляющая зависит либо от времени нахождения в пути, либо от расстояния между населенными пунктами. Постоянная составляющая это естественно const, которая не зависит ни от времени, ни от расстояния.

Ну а дальше всё просто для тех, кто знаком хотя бы с азами метода наименьших квадратов и методики построения графиков и линий трендов по ним в Microsoft Excel. Итак, построим график 1 - зависимость цены проезда в плацкартном / купейном вагоне от расстояния между населенными пунктами.

График 1. Зависимость цены билета от расстояния между станциями. Подготовлено автором
График 1. Зависимость цены билета от расстояния между станциями. Подготовлено автором

На основании данных графиков можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что значение коэффициента аппроксимации R2 достаточно близко к 1, что позволяет с высокой точностью получать значение зависимой переменной (у) - цена билета - от независимой, существует 2, а возможно и 3 интервала для определения цены билета:

1-й интервал: 0 - 4000 км;

2-й интервал: 4001 - ... ;

А потому разобьем график 1 на графики 2 и 3. То есть график 2 построим по первым 7-ми станциям, а график 3 - по последним 6 станциям.

График 2. Зависимость цены от расстояния между станциями на 1-м интервале
График 2. Зависимость цены от расстояния между станциями на 1-м интервале

Итак, что мы получили для первого интервала 0 - 4000 км. Постоянная составляющая цены для плацкарта составляет 739,43 руб и для купе - 1871,8 руб.. То есть какое бы расстояние вы не решили проехать на поезде - 282 км до Ярославля или 3343 км до Новосибирска - Вы в любом случае заплатите 739,43 руб. для плацкарта и 1871,80 руб. для купе. Это как раньше в такси - садитесь, таксист поворачивает ручку счетчика - и там сразу же 20 коп.

Счетчик из советского такси. Фото из открытых источников Яндекс.картинки
Счетчик из советского такси. Фото из открытых источников Яндекс.картинки

А дальше, каждый километр будет обходиться Вам в 1,74 руб./км для плацкарта и 3 руб./км для купе.

Давайте проверим. Для этого возьмем какой-нибудь город не из того списка, по которому мы производили расчеты, рассчитаем для него цену билета по полученным формулам, а затем сравним с реальной фактической ценой.

Кунгур. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Кунгур. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Давайте возьмем Кунгур для проверки. Расстояние от Москвы - 1538 км. Тогда по полученным нами формулам цена билета должна составить:

- плацкарт = 1,7353 * 1538 + 739,43 = 3408,32 руб. (реальная цена 3421 руб.)

- купе = 3,0066 * 1538 + 1871,8 = 6495,95 руб (реальная цена 6521 руб.)

Погрешности, конечно, есть, но на таких значениях погрешность - 15-25 руб. - это мне кажется в пределах допуска.

Подозреваю, что на небольших расстояниях система может сбоить. Вот рассчитал на тариф на участке Ангарск - Иркутск-пасс. - 39 км. Цену плацкарта получил в пределах той же статистической погрешности (я допускаю, что РЖД может с точностью до десятков метров расстояние считать), а вот для купе получается завышенная цена (аж на 450 рублей - это многовато). Возможно, что есть третий интервал - от 0 до 1000 км.

Тайга. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Тайга. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Давайте проверим еще на одной станции ближе к концу интервала. Пусть это будет станция Тайга. Расстояние от Москвы пример на уровне 3571 км по ярославской ветке. Тогда имеем:

- плацкарт = 1,7353 * 3571 + 739,43 = 6936,19 руб. (реальная цена 6889 руб.)

- купе = 3,0066 * 3571 + 1871,8 = 12608,4 руб (реальная цена 12529 руб.)

Погрешность в целом всё в тех же пределах 1%.

Хабаровск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Хабаровск. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Естественно, что эта схема должна работать при расчете стоимости проезда не только от Москвы, но на том же поезде. Например, возьмем маршрут Иркутск - Хабаровск. 3340 км. Тогда имеем:

- плацкарт = 1,7353 * 3340 + 739,43 = 6535,33 руб. (реальная цена 6550 руб.)

- купе = 3,0066 * 3340 + 1871,8 = 11913,8 руб (реальная цена 12016 руб.)

То есть и здесь мы в наших расчетах не вывалились за погрешность 1%.

Воронеж. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Воронеж. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Хм... А вот сработает ли на других направлениях. Или у РЖД своя политика для каждого направления?! Ну Санкт-Петербург проверять бессмысленно, наверное. Проверим, на южном направлении - Москва-Воронеж. Возьмем поезд "Таврия".

- плацкарт = 1,7353 * 580 + 739,43 = 1745,9 руб. (реальная цена 1630 руб.)

- купе = 3,0066 * 580 + 1871,8 = 3615,63 руб (реальная цена 3701 руб.)

Определенные погрешности здесь имеются, причем интересно, что плацкарт реальный дешевле расчетного, а купе реальное дороже расчетного. Но это уже, по всей вероятности, особенности каждого поезда. На № 2 "Россия" мы получили 1,74 руб. каждый километр в плацкарте и 3,01 руб. - каждый километр в купе.

Ну что сказать?! Дешевле, чем на такси, конечно. Например, при загородных поездках тариф на Яндекс.Такси сейчас составляет 26 руб./км. Даже если поделить это на 4-х пассажиров такси, то цена 1 км / чел. все равно 6,5 руб. В два раза дороже, чем купе. Но там, правда и плата за посадку разная. Если я правильно понимаю, что в такси 90 руб. Но в любом случае на поезде даже в купе дешевле. Например, Иркутск - Чита на такси - цена около 30000 рублей. Даже если поделить на 4, то получим по 7,5 тыс./чел. А купе на "двойке" - 5052 руб.

Теперь переходим ко второму участку. Тут арифметика немного другая. Вот график:

График 3. Зависимость цены от расстояния между станциями на 2-м интервале
График 3. Зависимость цены от расстояния между станциями на 2-м интервале

Подробно здесь я уже объяснять не буду. Думаю, что логику поняли даже те, кто никогда не работал с подобными инструментами. Поражает сразу плата за посадку в купе при поездке на дальнее расстояние - 8565,4 руб. И затем 1,36 руб/км в купе. В плацкарте все намного скромнее. Плата за посадку лишь 2023 руб. А вот за каждый км цена не так и сильно отличается от купе - 1,26 руб./км. То есть на каждой тысяче километров купе выйдет всего-то на 100 руб. дороже. Но там начальная разница просто 6,5 тыс. руб.

А вот дальше совсем интересно. Графики 4-5 иллюстрируют зависимость цены поездки от времени:

График 4. Зависимость цены от времени между станциями на 1-м интервале
График 4. Зависимость цены от времени между станциями на 1-м интервале

То есть каждый час в купе при поездке на расстояние до 4000 км обходится в 189 руб./час., а в плацкарте - 109 руб./час. Плюс еще плата за "заселение", если можно так выразиться 1301 и 410 руб. соответственно. В пересчете на сутки (без учета брони за заселение) - это что-то около 4500 руб./дн. Ну такая средняя цена гостиничного номера.

График 5. Зависимость цены от времени между станциями на 2-м интервале
График 5. Зависимость цены от времени между станциями на 2-м интервале

Здесь уже фантастическая постоянная сумма и относительно дешевый каждый час.

Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вот такая арифметика пришла мне в голову перед Новым годом. Если верить Интернету (там, правда, какой-то левый сайт), то средняя дальность поездки 1 пассажира составляет около 1000 км. При таком расстоянии 3006 руб. - это будет за километраж, а 1871 руб. - просто за то, что вы выбрали железные дороги и решили немного их посодержать. А это вообще-то около 40% от всей стоимости билета. Среднего билета за среднюю протяженность.

Спасибо, что читаете! До встречи!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц