Стеснение очень скрытое состояние, которое появляется быстро и портит все карты человеку. Стеснительный человек не любит выступать, петь, говорить на публике. Если даже он и выступает на публику, то тело выдает его стеснение в виде напряжения всего тела или покраснения шеи и лица, или в спутанной речи. Такому человеку необходимо готовиться заранее так, как все внимание уходит на напряжение тела и не хватает внимания, чтобы сосредоточиться на мысли и создать поток слов, то есть интересный увлекательный рассказ, который захватит внимание слушателей.
Виды проявления стеснения, проявляются всегда при общении или, когда человек представляет себе общение (разговоре с неизвестными или малоизвестными людьми):
1. Покраснение частей тела : шеи, лица, рук
2. Появление комка в горле, что мешает говорить или легкие подкашливания при разговоре.
3. Сжатие кистей в кулаки при разговоре или теребит предмет в руках.
4. Поиск глазами поддержки в других людях в виде одобрения кивком головы или улыбки.
5. Спотыкающаяся речь, слова паразиты, длительные паузы.
6. Прятаться за кого-то, то есть быстро передавать речь другому.
7. Учащенное сердцебиение, перехватывание дыхания.
8. Отречение от своих способностей, когда кто-то рассказывает о вас при вас другому человеку или предлагают сделать, выступить и так далее.
Стеснение - это также воспитанное качество у человека.
Взрослые создают условия для развития стеснения:
1. Заранее говорят ребенку что и как делать в данной ситуации, например, заходя в гости и родитель тут же говорит ребенку: поздоровайся или скажи здравствуйте.
2. Когда ребенок что-то делает, то взрослый его перебивает и говорит как надо закончить правильно, конечно, по усмотрению взрослого, например, ребенок рисует печальную или мрачную картину, а взрослый говорит, что надо добавить яркие краски и показывает на картине ребенка как это делать, тем самым по-сути, портя рисунок ребенка.
3. Когда ребенок что-то уже сделал (станцевал, нарисовал, рассказал), взрослый говорит, что это ничего не подойдет и предлагает совершенно свой вариант и заставляет ребенка все переделать опять таки же, как он взрослый решил, что так будет лучше или правильнее. Типа взрослый умнее.
Всего три вида ситуации, но их объединяет одно, что везде взрослый вмешивается: стесняет(вытесняет) действия ребенка и замещает своими.
Так ребенок научается теснить свои любые действия и замещать чужими.
Так человек вырастает с психологической привычкой стеснять все свое, то есть прятать зажимать и не важно почему, выработана привычка, которая уже перешла на физическое тело.
Что делать, если это качество надежно вплетено в жизнь человека?
Психологическая работа:
1. Понять, что стеснение - это качество, которое сформировано, а значит его можно изменить или расформировать, и сделать это можно самому.
Допускаю(разрешаю, позволяю) расширить представление о моем стеснение.
2. Стеснение не является единственно правильным способом или реакцией в моей жизни на общение с другими людьми.
3. Стеснение не является показателем общения с другими людьми.
4. Допускаю(разрешаю, позволяю) другие способы и реакции при общении с другими людьми.
5. Допускаю(разрешаю, позволяю) по другому относиться к своим действиям, например расширять, считать правильными, не стеснять, показывать и так далее.
6. Свое внимание и силу переключаю на свои действия, способности , знания.
Управляйте своей жизнью!