Тезис о "газовой игле" на которой сидит Россия насаждался задолго до начала СВО! И в нём, конечно, есть определённая доля правды. Иначе бы он попросту не прижился так хорошо в российском, не говоря уже о западном обществе. Лишить этого источника стало навязчивой идеей для Коллективного Запада. В авангарде этого выступило европейское крыло. И вот спустя почти два года иноСМИ принялись продвигать тезис о "маленькой победе": "Путин потерял газовый рынок ЕС"! Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!
Впрочем, не стоит спешить!
Серия публикаций на тему того, как лихо страны ЕС оторвались от "газовой зависимости России" словно грибы после дождя стали появляться под занавес 2023 года. Преимущественно в американской прессе. Что характерно!
Россия действительно заметно сократила объёмы поставок трубопроводного газа. А некоторые ветки и вовсе остановлены. В том числе по причине разрушения (Северные Потоки).
Впрочем, нельзя сказать, что российский газ прекратил поступать на европейские рынки. Как минимум, два направления продолжают гнать его по трубам. А огромные танкеры-газовозы, что те челноки неустанно курсируют по известным маршрутам. Изменились "точки входа", но значительная часть европейских стран по-прежнему в зависят от поставок из России.
Цифра могла бы быть больше, но в ЕС "зашли с козырей"! Некоторый объём "выпавшей доли" действительно удалось заместить из других источников. Норвегии и Алжира. Впрочем, такой манёвр не снимает собственной зависимости от ископаемого топлива. Поэтому более существенный вклад в избавление от газовой зависимости (соблазна вернуться к России) вносит снижение общего объёмов собственного потребления.
Кое-что из этого компенсируют возобновляемые источники. Высокий уровень воды в европейских реках даёт неплохую прибавку гидроэнергии сейчас. Но мы помним обмеление рек летом 2022. Реализуют программы связанные с ядерной энергией. Уголь вновь входит в моду.
Снижение объёмов потребления, впрочем, связано отнюдь не с продвижением программ "энергоэффективности производства". Закрытие предприятий или сокращение объёмов производства наиболее энергоёмких предприятий - вот что вносит наиболее существенную лепту в общий "котёл". Для самых бедных и неустойчивых стран ЕС, как страны Балтии, снижение объёмов потребления газа достигает 40%. Впрочем, в кубометрах эта не такая уж большая цифра. Крохотные квазигосударства в принципе потребляют мало. В отличие от крупных стран "Старого Света".
Что ж! Побочные эффекты от приёма этого лекарства - проблемы самих Европейцев. Что на счёт главной цели? Победы над Россией в этом противостоянии?
Учитывая активную фазу противостояния можно подвести какие-то промежуточные итоги. Но цифры не будут корректными на данном этапе. Зато можно говорить об общих тенденциях. А они таковы.
Определённая доля российского присутствия на Европейском рынке сохраняется. Есть цифры официальные - 17%, но они касаются лишь трубопроводного газа. Не учитывая СПГ, который заходит "серыми схемами".
Главным образом "Газпром" потерял долгосрочные контракты с европейскими потребителями. Переориентируясь теперь на рынок Азии. Этот год показал рекордные объёмы поставок в Китай. Впереди запуск новых веток и в перспективе объём прокачки должен не только компенсировать, но и превысить те кубометры, что ранее качали в ЕС.
Развивается рынок СПГ. Где значительная часть контрактов заключается теперь на спотовом рынке. Для производителя это плохо с точки зрения долгосрочного планирования. Но часто позволяет продавать топливо по более выгодным ценам. Да и в целом цена на газ держится на хорошем для экспортёра уровне.
Уход из некоторых газовых проектов иностранных компаний (таких, как Арктик-СПГ2), конечно, оказывает влияние на реализацию проектов в моменте. Но в перспективе исключает вывод иностранными компаниями прибылей.
Изменение географии поставок позволило плотнее заняться газификацией многих труднодоступных районов России. Используя разные комбинации. От прокладки труб, до поставок СПГ внутри страны. В зависимости от экономической обоснованности.
В 2022 году много говорили о создании "Газового хаба" в Турции. Изначально казалось, что речь идёт о какой-то физической инфраструктуре, с хранилищами и распределением. Позднее пояснили, что речь идёт лишь об электронной торговой площадке. Что проще и быстрее.
Очевидно, что такая площадка была ориентирована на продажу топлива в ЕС. Но сейчас тема "подзаглохла" и редко звучит в новостных лентах. Связано ли это с отказом от идеи? Не факт, но очевидно, что какой оказии уже нет. Рынок адаптировался к новым условиям.
Впрочем, я всё же уверен в том, что в долгосрочной перспективе новые электронные площадки непременно появятся. Возможно не в Турции, а, например, в ОАЭ.
И всё же главный положительный эффект от этого противостояния совсем в другом. Ставка на внутреннее промышленное производство уже сыграла. О чём свидетельствуют макроэкономические показатели. А в общей структуре российской экономике доля несырьевых товаров и продукции уже доминирует. Отмечается существенный рост (28% в первом полугодии) количества российских региональных компаний, которые вовлечены в сферу несырьевого и неэнергетического экспорта.
Проще говоря! Потеряв часть доли слабеющего газового рынка ЕС, российская экономика сохранила не столько объём в кубометрах, сколько объём экспортной выручки с тенденцией к увеличению! После завершения процесса перестроения всей структуры.
При этом активно наращивая внутреннее производство (а значит и потребление) и объём экспорта товаров не связанных с углеводородами. Что вкупе и обеспечило рост экономики в сравнении со странами ЕС. Но даже и эти проценты не так важны, как тот производственный задел, который формируется сейчас. Все те сотни и тысячи заводов и предприятий, которые были заложены, открыты, запущены, модернизированы или расширены в текущем году начнут вносить свой существенный вклад в экономику страны.
Вот тогда и настанет "осень считать курей".
----------
Спасибо за внимание к публикации. Жмите "палец вверх", если время прошло не зря!
Делитесь своими мыслями в комментариях!
Подписывайтесь, если ещё нет!
Дмитрий Матвеев || DM_812
В ВК vk.com/dm_812