Сначала я хотел посвятить раннему поп-року серию "Лучшие альбомы", но очень быстро понял, что, во-первых, будет очень много пересечений с лучшими альбомами рок-н-ролла/рокабилли
и лучшими альбомами сёрф-рока,
во-вторых, большинство исполнителей раннего поп-рока будут представлены сборниками, из которых современному слушателю (кроме глубоко погруженных в тему и эпоху меломанов) интересны в лучшем случае несколько песен, а иногда всего одна-две, в-третьих, несколько обзорных статей на тему раннего поп-рока в своё время на канале уже выходили.
Поэтому было решено продолжить знакомить читателей нашего канала с этим ярким и значительным в истории рок-музыки явлением через призму самых известных и лучших песен в исполнении звёзд поп-рока.
И поскольку таких песен очень много, каждый исполнитель будет представлен одной песней. По выбору вашего автора, естественно.
Buddy Holly "Maybe Baby" (1958)
Ютуб-канал Buddy Holly – тема
Бадди Холли жизнь прожил короткую, но яркую. Он ушел на небеса, не дожив до 23-х, в результате авиакатастрофы. А вся его профессиональная музыкальная карьера уложилась в неполных четыре года, начиная с апреля 1955-го, когда он выступил на разогреве у Элвиса Пресли, и заканчивая трагической датой 3 февраля 1959-го. Тем не менее, Чарльз Хардин Холли (Charles Hardin Holley) стал одной из самых крупных и влиятельных фигур раннего рок-н-ролла.
Он написал множество песен, ставших хитами и перепеваемых до сих пор. Бадди и его сопровождающая команда The Crickets (Сверчки) определили по мнению многих музыкальных критиков и музыковедов традиционный рок-н-ролльный состав из двух гитар, баса и барабанов. Влияние Холли на свое творчество признавали такие фигуры как Боб Дилан, Эрик Клэптон, Элтон Джон, Битлы и Роллинги.
Представленная в моей подборке песня была написана Холли и его продюсером Норманом Петти в сентябре 1957 года, вышла как сингл под маркой The Crickets в январе 1958-го и заняла 17 место в американском чарте и 4-е в британском.
Любопытный факт. Прозвище "buddy-дружище" выдающийся рокер получил ещё в раннем детстве, а его настоящую фамилию Holley превратил в Holly сотрудник рекорд-лейбла Decca, ошибшийся при заполнении контракта с будущей звездой.
Gary U.S. Bonds "Quarter to Three" (1961)
Ютуб-канал lobudgetradio
В конце 1960 года инструментальная группа The Church Street Five выпустила сингл с номером под названием "A Night With Daddy G". Дэдди Джи в заголовке - это Джин Бардж, тенор-саксофонист ансамбля. Авторами сего опуса помимо Барджа были его постоянный соавтор Джозеф Ройстер и владелец издавшего сингл лейбла Legrand, по совместительству композитор и продюсер Фрэнк Гуида. Не иначе как счастливая звезда привела в тоже время на тот же лейбл и молодого певца Гэри Левона Андерсона. Гэри создал к музыке текст, сделал вокальную аранжировку, записал новый вариант в компании с Барджем. И вуаля! Сингл с песней "Quarter to Three" в июне 1961 года возглавил хит парад и пробыл на первом месте две недели.
Правда, Фрэнк Гуида забраковал собственное имя исполнителя. Какой ещё Левон Андерсон, кто будет покупать пластинку Левона Андерсона?! Так Гэри стал U.S. Bonds'ом. Хорошо хоть не Манькой-облигацией.😉
Ходит легенда, что, прямо скажем, не слишком хорошее качество записи получилось из-за того, что она была сделано случайно (никто не знал, что магнитофон был включен во время репетиции). Впрочем, это не помешало синглу разойтись тиражом в миллион экземпляров, Гэри стать исполнителем ещё нескольких вошедших ТОП-10 хитов, Джину Барджу сыграть в них на саксофоне, группе The Beatles выступить на разогреве у певца в 1963-ем во время его европейского тура, а песне позднее войти в список "500 песен, сформировавших рок-н-ролл" Зала славы рок-н-ролла.
Любопытный факт. Большим фанатом Ю Эс Бондса является Брюс Спрингстин. В начале 80-х он возродил угасшую было карьеру певца, поработав в качестве автора, продюсера и исполнителя над парой его альбомов.
The Ronettes ""Be My Baby" (1963)
Ютуб-канал MrHaagsesjonny1
"Be My Baby" - песня американской девичьей группы The Ronettes стала эпохальным явлением в истории грамзаписи и одновременно признанием в любви. А её успеху поспособствовал ряд случайностей.
Созданная Филом Спектором (Phil Spector) в компании Джеффа Барри и Элли Гринвич композиция записывалась по придуманной Спектором технологии Wall of Sound при участии фактически полного "домашнего" (или, скорее, студийного) оркестра Фила, позже известного как "The Wrecking Crew". Инструментальная часть включает фортепиано, гитары, духовые, шейкеры, кастаньеты, бас, хлопки в ладоши, струнные и барабаны. А вот из семейного трио The Ronettes, состоявшего из Вероники (Ронни) и Эстель Беннетт и их двоюродной сестры Недры Тэлли, в сессии принимала участие лишь Ронни.
Спектор к этому моменту уже был известным продюсером, и ему не составило много труда уговорить впечатливших его при прослушивании "ранеток" поработать с ним. Но тут ему повезло, что Эстель Беннетт в свою очередь уговорила компанию Colpix Records расторгнуть контракт с трио. Случайность номер раз. Спектор немедленно подписывает The Ronettes на свой лейбл. И вот уже 18-летняя Ронни едет за тысячи километров от дома. А приехав, обнаруживает, что лучшие распевки у неё получаются в женском туалете студии. Случайность номер два. Перед записью идет четырехчасовая репетиция. 42 дубля. Но в решающий момент ударник теряет палочку, а записанная с ошибкой барабанная фраза во вступлении становится одной из самых узнаваемых в популярной музыке. Случайность номер три.
Но вряд ли все эти случайности сработали бы, если бы не необыкновенное чутье Спектора на таланты и... влюбленность. Поначалу он хотел записать с "ранетками" другую песню, но "Будь моей крошкой" оказалась более удачным выбором, а заодно и признанием Фила в любви к Ронни. Что сказать? Спектору всё удалось. И рыбку съесть, и на свадебном лимузине покататься.
Песня стала самым большим хитом The Ronettes, достигнув 2-го места в США и 4-го в Великобритании. Ее часто причисляют к числу лучших песен 1960-х годов. Она прозвучала на радио и телевидении почти 4 миллиона раз, а в 2006 году Библиотека Конгресса внесла запись "Be My Baby" в Национальный реестр звукозаписывающих компаний США. Влияние песни на собственное творчество признавал Брайан Уилсон из Beach Boys и многие другие известные музыканты, а деятели музыкальной индустрии отмечали её новаторство и эпохальность.
Остается добавить, что Спектор и Вероника Беннетт в 1968 году поженились. Правда, в 1974-ом развелись.
Любопытный факт. В качестве бэк-вокалистов в студии отметились Сонни Боно и Шер, для которой это был первый опыт в грамзаписи.
Paul Revere & the Raiders "Him or Me – What's It Gonna Be?" (1967)
Ютуб-канал The Ed Sullivan Show
Paul Revere & the Raiders были созданы в 1958 году в не самом рок-н-ролльном месте США, в столице штата Айдахо городе Бойсе. Группа известна тем, что использовала в сценических нарядах стилизацию под военную форму времен войны за независимость.
Успех пришел к парням в середине 60-х. Выпустив с мая 1965-го по август 1967-го пять альбомов (три из них получили "золото"), Рейдеры стали самой продаваемой группой лейбла Columbia. Плюс в чартах Штатов и Канады побывал десяток синглов коллектива.
Одним из этих синглов был вышедший в апреле 1967-го "Him or Me – What's It Gonna Be?". Песню написали вокалист команды Марк Линдси (Mark Lindsay) и продюсер Терри Мелчер (Terry Melcher). В том же году трек появился на альбоме "Revolution!". Критика отметила более мягкое поп-звучание песни по сравнению с их предыдущими хитами, сделанными в стилистике гаражного рока.
Забавно, но в связи с плотным графиком выступлений группы на телевидении студийный вариант песни был записан сессионными музыкантами, известными как The Wrecking Crew (да-да, теми же самыми, что участвовали в записи "Be My Baby"). А к лид-вокалу Линдси Мелчер добавил собственные бэки.
The Beach Boys "California Girls" (1965)
Ютуб-канал Anthony Pascal
О группе The Beach Boys, их роли в развитии рок-музыки и положении в рок-иерархии мы когда-нибудь поговорим отдельно. А для данного цикла заметок выберем одну из самых примечательных и успешных песен ансамбля.
Вышедшую на альбоме 1965 года "Summer Days (And Summer Nights!!)" и почти одновременно на сингле песню написали Брайан Уилсон (Brian Wilson) и Майк Лав (Mike Love). Уилсон - музыку, а Лав - тексты. Хотя позже у них и возникали споры о вкладе Лава в музыку, а Уилсона в лирику. Что поделать? Несовершенен человек, а деньги его портят ещё больше.
Гимн молодости и красоте попал в хит-парады 9 стран, в том числе на 3 место "горячей сотни" Billboard. Одно время Уилсон говорил, что задумал песню во время своего первого путешествия в психоделические миры, но потом отказался от этой версии. Времена поменялись, поменялось и отношение к веществам, способствующим таким путешествиям. Как бы то ни было, произведение с оркестровой прелюдией, многослойным вокалом и хроматизмами получилось шикарным. В 2010 году опус The Beach Boys был включен в Зал славы Грэмми, а в 2011 году журнал Rolling Stone поставил его на 72-е место в своем списке величайших песен всех времен. Зал славы рок-н-ролла также включил этот номер в число "500 песен, которые сформировали рок-н-ролл".
Из любопытных фактов отмечу участие в записи барабанщика Хала Блейна (Hal Blaine). Того самого, что ранее уронил палочку во время записи "Be My Baby", а позже подменял в студии штатного ударника Paul Revere & the Raiders.
Стоит также вспомнить, что"Back In The USSR" от The Beatles с её строчками про ukraine girls, moscow girls и that Georgia's always on my mi-mi-mi-mi-mi-mi-mi-mi-mind является своеобразным юмористическим ответом на "California Girls". В ней есть даже небольшая музыкальная цитата из Beach Boys, а идея песни пришла Полу Маккартни в голову во время о время поездки в Индию, где вместе с Майком Лавом он изучал трансцендентальную медитацию.
Ну и грех будет не упомянуть кавер Дэвида Ли Рота (David Lee Roth) с его дебютного сольного EP "Crazy from the Heat" (1985). Успеху версии Ли Рота очень посодействовал снятый на неё смешной клип
Ютуб-канал jonboy122
Продолжение следует.
Автор статьи - БиС
Дзен-канал "Рок на БиС" рекомендует книги о рок-музыке от издательства Александра Галина Rock-ExPress.ru