Кроме стилей, таких как сёрф, "британское вторжение", фолк-рок, психоделика, развивавших рок-музыку в глубину, делавших её серьезным явлением в культуре, в 60-е годы прошлого века активно проявляли себя музыканты, демонстрировавшие другую сторону рока. Сторону развлекательную. Ещё раз скажу, что считаю неправильным разделять эти две ипостаси рока на "чистую" и "нечистую", "серьезную" и "несерьёзную", "настоящую" и "игрушечную", или как любят делать многие комментаторы, на "рок" и "попсу". Это попытки поделить две стороны одной монеты, разрезав её по ребру.
В основе поп-роковых стилей второй половины 60-х лежали наиболее легкие и развлекательные формы раннего рок-н-ролла, сёрфа и уже разобранных нами поп-роковых стилей brill building pop и early british pop-rock. С другой стороны поп-рок не мог не воспринимать наиболее удачные коммерческие находки от стремительно развивавшихся фолк-рока (фолк-попа) и психоделии (психоделик-попа). Замечу, что не вкладываю в слово "коммерческие" никакого негативного оттенка.
Поп-роковая музыка 60-х поделена западной музыкальной журналистикой на достаточно большое количество стилей, поэтому разберем самые известные, оставив за бортом выделенные не по музыкальным признакам, интересные и знакомые только западному слушателю, и начнем со стиля sunshine pop (солнечный поп).
Созданный в Калифорнии, sunshine pop был мейнстрим поп-стилем середины 60-х годов, с характерным богатым гармоническим вокалом, пышными оркестровками и хорошим настроением. Он часто испытывал легкое влияние теплых и причудливых сторон психоделического попа, но не пытался воздействовать на слушателя каким-либо способом, расширяющим сознание. К стилю могут быть отнесены, например, The Mamas & The Papas со своим знаменитым хитом,
Ютуб-канал TMTPMusic
и Нэнси Синатра (Nancy Sinatra) со своим, не менее знаменитым, но не настолько у нас раскрученным.
Ютуб-канал weissebrauen
Стиль bubblegum-это, разумеется, и жевательная резинка, но и легкая, запоминающаяся поп-музыка, которая была значительным коммерческим явлением в конце 60-х и начале 70-х гг. Музыка Bubblegum была нацелена на подростковую аудиторию (а нынешние рок- и рэп-исполнители разве нацелены на другую?). Она имела в основе рок-н-ролл, была проста, мелодична и легка - ни слова, ни музыка не несли глубокого смысла. Но, разве беззаботно скользить по поверхности водной глади, всегда так уж плохо?
Разве не хороша узнаваемая мелодия этой песни в исполнении The Monkees? Ну-ка вспоминайте, у кого ещё Вы её слышали?
Ютуб-канал Solrac Etnevic
Bubblegum зачастую был музыкой, созданной продюсерами, которые нанимали сессионных музыкантов, которые выступали под придуманным названием, чтобы создать иллюзию, что они - настоящая группа (пример The Partridge Family). Но это был скорее маркетинговый прием, не влияющий на качество музыкального материала.
Ютуб-канал CeeCee Shippy
Стиль bubblegum имел удивительно долгое наследие. Музыканты, выросшие вместе с музыкой bubblegum, вновь и вновь создавали песни, отдавая дань простой и яркой стороне рок-н-ролла.
Ютуб-канал Official Sweet Channel
Если два предыдущих стиля приближали рок к лучшим образцам эстрадной музыки, то барокко-поп (baroque pop) появившийся как и sunshine pop в середине 60-х годов, дополнял рок-н-ролл элементами классической музыки, использовал оркестровое звучание, многослойные гармонии, струнные и духовые инструменты. На момент своего появления это был самый зрелый образец рока наряду с лучшими примерами психоделии. Влияние Baroque pop простирается далеко во времени. Его влияние чувствуется в наиболее изысканные современных стилях рока, включая chamber pop 90-х, а также в звуке современного соула, особенно стиля philly soul.
Классика барокко-попа в исполнении группы The Left Banke
Ютуб-канал Éilís Gabhar
Помимо академической музыки музыканты внедряли в песни элементы джаза, фанка, босса-новы. Послушайте песню композитора/аранжировщика Берта Бакарака (Burt Bacharach) в исполнении Дион Уорвик (Dionne Warwick). По-моему, босса-нова угадывается без труда -
У такого автора как Дэвид Аксельрод (David Axelrod) можно найти не только джаз-фанк, но и авангардные влияния. Вот тебе, бабушка, и поп-музыка... хоть и с приставкой "барокко".
Ютуб-канал Ramūnas Olberkis
В эту же канву соединения поп-рока с другими музыкальными жанрами ложатся и эксперименты со звуком, приведшие к созданию знаменитой "Wall of sound" продюсера Фила Спектора (Phil Spektor). Но о Спекторе более подробно поговорим со временем в рубрике "Знаменитые продюсеры". А пока отметим всё ту же тенденцию отнюдь не простых, а, наоборот, очень сложных музыкальных влияний в явлении почему-то считаемом "попсой" некоторыми "знатоками", "профессионалами" и "специалистами" из числа местных дзеновских комментаторов.
Наиболее вдумчивые читатели уже обратили внимание, что история рока в 50-е и 60-е годы представляет собой в основном взаимные вызовы и ответы Северной Америки (в лице США и Канады) и Великобритании. Континентальная Европа занималась в это время в основном копированием уже сложившихся образцов. Причем успех европейских рок-музыкантов обычно редко выходил за границы родной страны, в крайнем случае за пределы всё той же континентальной Европы. Тем не менее в конце 60-х - начале 70-х Европа дала ряд имен известных не только локально. Иногда их относят к уже названному стилю барокко-поп. Как знаменитого француза Сержа Генсбура (Serge Gainsbourg)
Ютуб-канал mtorringa
А некоторых выделяют в отдельный стиль евро-поп (euro-pop), очень близко, иногда до полного смешения, граничащий с тем, что называют евро-рок. Интереснейшие артисты появлялись как в Европе Западной, так и Восточной.
Ютуб-канал fritz5121
Ну и венцом евро-попа (евро-рока) стали (и до сих пор являются) знаменитые шведы ABBA
Ютуб-канал ABBA
И несколько слов о стиле объединившем лучшие достижения всех перечисленных выше. И кроме того включавшем других замечательных музыкантов в них не попавших. Стиль AM pop был доминирующим звуком Top 40 AM radio в 1960 - х и в начале 70-х годов. На AM радио - станциях, вещавших на средних волнах - крутили синглы не только поп-роковых стилей, но и соула, "британского вторжения", психоделического попа, кантри-рока , фолк-рока, фолк-попа и даже иногда хард-рока (при условии, что тот был лаконичным, запоминающимся и не слишком тяжелым), то есть любую музыку воспринимаемую максимально широкой аудиторией
Ютуб-канал matd1g
Ютуб-канал DiscoBar80
Подводя итог, хочу сказать, что поп-роковая музыка 60-х внесла громадный вклад в развитие рок-музыки в целом, породила ряд более поздних роковых стилей, создала громадное количество гениальных, прекрасных и просто хороших песен, многие из которых и ныне звучат вполне современно, была явлением достойным и заслуживающим знакомства с ней и всяческого уважения.
В следующий раз - несколько рожденных в 60-е рок-стилей, не попавших ни в одну из уже опубликованных заметок.
#рок #стиль am pop
Предыдущие заметки:
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 1.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 2. История рока - Рок-н-ролл.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 3. История рока - Ранний поп-рок и сёрф.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 5. История рока - фолк-рок.
Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 6. История рока - психоделический рок.