6 апреля 1966 года группа отправилась в студию на Эбби-Роуд, чтобы начать запись очень необычного первого трека для нового альбома
Песня, которую некоторые считают воротами из эпохи становления THE BEATLES во времена их революционного экспериментализма, родилась 6 апреля 1966 года.
В тот день группа отправилась на Эбби-Роуд и начала работать над Tomorrow Never Knows, первым треком, который они запишут для альбома Revolver.
И это была первая сессия THE BEATLES в их собственной легендарной студии после 8-го ноября предыдущего года. Тогда они торопились завершить работу над пластинкой Rubber Soul. Прошло пять месяцев, и многое изменилось. Рост творческого потенциала группы, расширение их палитры и представлений о том, чего они могут достичь на пластинке.
Рабочее название: Mark I
В тот вечер было запланировано три часа записи в Студии №3 Abbey Road - с 19:00 до 22:00. Но как это уже не раз происходило, время закончилось, а сессия, зарегистрированная в учетном листе под номером № 3009, затянулась до 1:15 ночи.
Они работали над песней, которую назвали просто Mark I. Через четыре месяца выйдет альбом Revolver, и песня, к тому времени переименованная в Tomorrow Never Knows, станет его заключительным треком.
В тот вечер THE BEATLES записывали ритм-треки песни, внедряя ряд революционных инноваций, связанных с многократными повторениями, записями в обратном направлении и с переменной скоростью. Они продолжили на следующий день. Текст, написанный Джоном Ленноном, также развивал новые идеи («выключите свой разум, расслабьтесь и плывите по течению»). И это прекрасно сочеталось с по-настоящему новым, авантюрным для того времени звуковым ландшафтом, созданию которого изрядно поспособствовали продюсер Джордж Мартин и инженер Джефф Эмерик.
Действительно всё очень странно
Получалось что-то совершенно новое, песня не была похожа ни на что из того, что BEATLES или кто-то еще до них играли ранее. Когда в августе выйдет Revolver, большинство рецензентов с трудом смогут оценить новизну и глубину пластинки в целом и ее заключительного трека в частности.
Ричард Грин из британского музыкального еженедельника Record Mirror размышлял: «Даа, действительно всё очень странно. Много гула, много криков, хихиканий и подобного. Все, кроме звуков кухонной раковины… Хотя нет, кажется, это я тоже услышал. Самый необычный из всех альбомов. Но должен признать, мне понравилось».
Американский журнал KRLA Beat: «Странное, но отточенное электрическое творение от Джона Леннона». А затем они сыронизировали насчёт Tomorrow Never Knows (Что будет завтра - неизвестно): «и еще такое вот пророчество: про завтра на самом деле никто никогда ничего не знает, а если вы в это не верите, просто посмотрите на сегодняшний день».
О том, насколько технологически продвинутым был трек для своего времени, можно отчасти судить по интервью Ринго Старра 2015 года. Он рассказал, что когда его сын и коллега-барабанщик Зак Старки впервые послушал этот трек, то предположил, что он, должно быть, был записан с помощью студийных гаджетов, о которых тогда еще никто и думать не мог: «Зак много лет назад сказал: «О, и Looper у тебя тогда уже был!» (Looper - cовременное приспособление, позволяющее зацикливать по кругу любую музыкальную фразу, вживую играя поверх неё другую, от английского loop - петля).
«Я сказал Заку: «Позвони по этому номеру», он набрал, и Джордж Мартин подошёл: «Алло?» Зак спросил про петлю, и Джорджу Мартину пришлось объяснить моему мальчику: «Послушай, Зак, в те дни у меня не могло быть лупера, их вообще не существовало!»
Было записано три дубля, причем изначально песня звучала более бескомпромиссно и экспериментально шумно, и тридцать лет спустя этот дубль можно было оценить на сборнике Anthology 2 1996 года.
Готовый дубль был всё же не столь авангардным, а в качестве названия Джон взял одно из высказываний Ринго Старра ( в тесте оно непосредственно не упоминается).
И на следующий день после той исторической сессии к записи добавили всю эту великолепную смесь эффектов, включая даже звук бокала с вином. Крик чайки в начале трека, повторяющийся потом ещё несколько раз, это ничто иное, как ускоренный звук гитары. А насчёт голоса Леннон сказал Мартину, что хочет звучать «как Далай-лама, поющий с самой высокой горной вершины». Так что BEATLES ещё раз покорили новые высоты.
Читать также:
.