Найти тему
Географ и глобус

Аутбэк — земля, в честь которой назвали автомобиль

Оглавление

Те люди, которые в корпорации "Субару" отвечает за придумывание названий новым автомобилям, любят креативить. То назовут модель Forester, что значит лесник. То Tribeca в честь гламурного района Нью-Йорка. А могут напрячься и вовсе изобрести новое слово, как это произошло с Impreza. Но вот с моделью Subaru Outback все было совсем иначе. Слово переводится как "глушь" или "задворки" — не самое приятное название для мощного универсала повышенной проходимости.

А между тем маркетологи корпорации назвали модель в честь обширной территории площадью больше пяти миллионов квадратных километров. Чтобы понять этот размер, достаточно вспомнить, что площадь России — 17 млн кв. км; Китая, США и Канады — по девять миллионов. Индии — уже три. Может быть это Гренландия? А что, полная глушь, ледяные задворки планеты. Но нет, площадь самого большого острова составляет всего два миллиона квадратных километров. Где же в таком случае находится пятимиллионный аутбэк?

Австралийский аутбэк/ © shevron.com.au
Австралийский аутбэк/ © shevron.com.au

Задворки в центре континента

В Австралии эту землю называют "за черным пнем" — аналог нашего "у черта на куличках". Когда раньше по материку бушевали пожары, они никогда не заходили вглубь континента, потому что там нечему было гореть. Вот и служили черные обугленные пни границей территории, за которой пустота. Вода, дороги, еда, связь — все это было в прибрежной Австралии. А вот ее серединные районы всегда оставался малопригодными для жизни. И хоть географически — это центр континента, название "задворки", то есть аутбэк (Outback), ему подходит как нельзя лучше.

Общая площадь австралийского аутбэка достигает 5,36 миллиона кв. км, что составляет 70% всей территории страны. Здесь самая низкая плотность населения и почти нетронутая природа. Хотя унылое красно-коричневое пространство сложно назвать природой. И вроде не пустыня, и не степь, а нечто среднее с кустиками колючих кустарников, большими рыжими кенгуру, страусами эму и вездесущими собаками динго.

На собак динго в Австралии охотятся исключительно ради регуляции их численности/ © scientificrussia.ru
На собак динго в Австралии охотятся исключительно ради регуляции их численности/ © scientificrussia.ru

Каменисто-песчаные земли аутбэка плохо пригодны для земледелия, поэтому эта территория не представляла особого интереса для первых поселенцев Австралии. Люди предпочитали исследовать обширное побережье и селиться вдоль него. А вот во внутренние районы если и совались, то быстро возвращались назад. Это и понятно — иссушающая жара, летние температуры под 40°С и ощущение, что находишься в огромном жарочном шкафу, где от земли поднимаются тяжелые и зыбкие волны раскаленного марева. Рек почти нет, а те, что имеются, часто пересыхают. Разве можно в этих районах жить?

Можно, отвечают коренные народы Австралии. Веками в центре материка обитали племена аборигенов с труднопроизносимыми названиями (янкунитьятьяра, например). Кочевали с места на место в погоне за исчезающей водой, охотились на кенгуру и нигде подолгу не задерживались. Живут они в аутбэке и сейчас, но уже в современных поселениях. Городки словно бусины нанизаны на федеральные трассы, которые пересекают материк с юга на север и с запада на восток. Дороги тут — это центр цивилизации. А вот вправо-влево от них находится настоящая девственная природа. Мы привыкли называть словом "глушь" дремучие леса, но австралийская глушь — это бескрайняя красноватая равнина с горизонтом, открытым взгляду на 360°.

Типичная природа австралийского аутбэка/ © shevron.com.au
Типичная природа австралийского аутбэка/ © shevron.com.au

Погибнуть от обезвоживания

Съезжать с дорог в аутбэке крайне не рекомендуется. Для того чтобы пересечь местность, можно использовать любой автомобиль, а вот если турист захотел покинуть трассу и отправиться по настоящим "задворкам" континента, он должен иметь большой запас воды, еды, топлива, запасные колеса, медикаменты и спутниковый телефон. Обычной мобильной связи в аутбэке нет — строить вышки дорого, сложно и экономически неэффективно. Кроме этого, турист-экстремал должен передвигаться на полноприводном автомобиле (таком, например, как Subaru Outback) и быть готовым к тому, что может запросто застрять в грязи после внезапно пошедшего дождя.

Асфальтированные дороги в аутбэке есть, но далеко не везде/ © virtualize.com.au
Асфальтированные дороги в аутбэке есть, но далеко не везде/ © virtualize.com.au

При этом в ожидании помощи категорически нельзя покидать автомобиль и искать людей самостоятельно. Машину гораздо проще обнаружить с воздуха, чем человека на однообразного цвета местности. Инструктируют путешественников по австралийской глуши не зря — каждый год в аутбэке гибнет по 50–60 человек, отправившихся в самостоятельную поездку и сломавшихся по дороге. Бросают машину, идут, как им кажется, по направлению к трассе, теряются и умирают от обезвоживания на 35-градусной жаре.

Край суровых фермеров

После всего написанного кажется, что жизнь в аутбэке возможна только в пределах населенных пунктов, расположенных на федеральных трассах. Однако это не так. Есть в Австралии суровые люди — фермеры — которые живут в самом центре континента и ведут обширные хозяйства. Причем, делают это неплохо и получают солидную прибыль.

Типичная австралийская станция/ © localista.com.au
Типичная австралийская станция/ © localista.com.au

Речь о земледелии не идет. Фермеры аутбэка — это преимущественно животноводы, которые выращивают овец, и в меньшем количестве крупный рогатый скот. Их хозяйства называются станциями. Средняя площадь одного такого надела — 1600 кв. км. Это примерно как два Сингапура. Земля находится в долгосрочной аренде сроком на 99 лет. Вся она используется исключительно как пастбища. Проблему воды на них решают просто — бурят скважину (водоносные слои в аутбэке располагаются не так глубоко) и обеспечивают ее энергией от ветряка. В компанию к ветру идут солнечные батареи, но это уже для электроснабжения самого хозяйства.

Примечательно, что автомобильных дорог между станциями нет никаких. Отсутствуют даже проселочные, так как по ним некому ездить. Зато около каждой станции построена грунтовая взлетно-посадочная полоса. Она здесь обязательный инфраструктурный объект. Легкие "Цессны" есть далеко не у всех фермеров, зато самолеты — это обязательный вид транспорта для местных властей, а особенно для медработников. В аутбэке существует своя скорая помощь, которая называется Королевская авиационно-медицинская служба. Ее можно вызвать по рации или по спутниковому телефону. Доктора на шустрых "Цесснах" доставят пациента в больницу быстрее, чем в ином городе с учетом пробок в час пик.

Обычная дорога в аутбэке может быть использована как взлетно-посадочная полоса/ © vokrugsveta.ru
Обычная дорога в аутбэке может быть использована как взлетно-посадочная полоса/ © vokrugsveta.ru

Еще одна отличительная особенность австралийского аутбэка — это дистанционное образование. Поскольку в нем живет мало людей, а детей среди них еще меньше, строить для них стационарные школы нецелесообразно. Поэтому с 1951 года в Австралии существует проект "школы в эфире" (School of the Air). Тогда для этой цели использовали коротковолновые передатчики, а сегодня применяют спутниковый интернет. Впрочем, радио тоже осталось — далеко не все фермеры на станциях имеют современные девайсы.

Особенности политики и экономики

Однако неверно думать, что к аутбэку относиться только центр континента. Это еще и весь северо-запад страны с выходом к Индийскому океану. Да, климат там другой — уже не континентальный, а тропический. Но эта земля все равно остается глушью для австралийского населения. Там есть крупные города и порты, но мало людей. Основная причина тут в том, что в Австралии в целом живет немного народу для такой огромной территории (плотность населения страны — 3,5 чел/кв. км). Из-за этого вполне пригодные для жизни участки земли, даже с райским климатом, исторически осваивались очень слабо.

Аутбэк в Австралии может быть еще и таким/ © virtualize.com.au
Аутбэк в Австралии может быть еще и таким/ © virtualize.com.au

Масла в огонь подлили и сами австралийцы. После получения независимости в 1901 году правительство на законодательном уровне ограничило миграцию: Австралия была объявлена страной исключительно для белых европейцев, вдобавок предпочтительно из Великобритании. Запрет был снят лишь в 1973 году, но ситуацию это не выправило. К тому же стоит понимать, что Австралия — это крупный экспортер первичных ресурсов. А добыча полезных ископаемых и выращивание сельхозпродукции с развитием прогресса превращались не в трудоемкие, а в капиталоемкие производства. Иными словами, страна не нуждалась и не нуждается в трудовых мигрантах.

От этого те, кто приезжают в Австралию (да и местные жители), предпочитают селиться на южном побережье континента, а остальные районы для них — настоящие задворки. Неприветливый и далекий аутбэк, по которому можно только путешествовать, но не жить там. Это подтверждают и цифры: население аутбэка составляет всего полмиллиона человек (2% населения Австралии), а по площади он занимает почти три четверти территории.

Для австралийцев весь аутбэк олицетворяет центр страны — пустынную коричневую пустошь, по бездорожью которой можно проехать только смелым уверенным людям на надежных подготовленных машинах. На каких? Хотя бы на тех, которые названы в честь этой неприветливой земли.

А вот еще одно странное на слух слово, в честь которого назвали модельный ряд уже в корпорации Ниссан Моторс. Только тут "виновником" стала не территория, а целый народ 👇:

(При написании статьи использовалась информация сайтов: vokrugsveta.ru; pewtrusts.org; ixbt.com)