Найти тему
plebiscitum: было→стало

Он был одним из трёх исполнителей, кому на новогодних «Песнях года» кричали «Бис!»: собственноручная трагедия Сергея Парамонова

Незаурядные вокальные данные Сергея Парамонова заметили в летнем лагере, где он отдыхал после 2-го класса. Сотрудников удивило чувство ритма и музыкальный слух мальчика. Они уговорили родителей отвести сына в музыкальную школу.

На фото: Сергей Парамонов
На фото: Сергей Парамонов

Уже в 4 классе Серёжу взяли в Большой детский хор Всесоюзного радио и Центрального телевидения под управлением В.С. Попова (далее БДХ). Через год обучения его сделали ведущим солистом.

Его первое большое выступление пришлось на главный концерт «Песня года – 1972», где он исполнил «Песенку крокодила Гены». Аплодисменты не стихали несколько минут. Зал кричал: «Бис!». Такое случалось дважды. До Сергея Парамонова на новогоднем концерте «на бис» выходили только Анна Герман и Муслим Магомаев. Он стал третьим, кому была оказана такая честь и признание.

В дальнейшем Сергей выступал на самых престижных концертных площадках СССР. Все отмечали, что мальчик будто рождён для большой сцены. Постепенно ему стали доверять исполнение взрослого репертуара. Однажды он спел «Товарищ песня» из фильма «Как закалялась сталь». В зале был фурор.

Несмотря на юный возраст, Сергей Парамонов превратился в легенду. Его популярности могли позавидовать многие советские артисты того времени. Правда, была и другая сторона медали. У мальчика не было детства.

- Мы пахали по 10 часов в день как минимум. У меня не было выходных. При этом, поскольку хор был самодеятельным, мы за работу ничего не получали.
На фото: Сергей Парамонов
На фото: Сергей Парамонов

Постоянные гастроли, мешки с письмами от поклонников и всеобщее признание закончились в один миг. Началась подростковая ломка голоса. 17 мая 1975 года на творческом вечере Рождественского, исполняя песню «Просьба», Сергей сфальшивил, или, как говорят в профессиональной среде, дал петуха.

В период формирования голосовых связок ему категорически запретили петь, чтобы не получить непоправимую травму. С такой проблемой сталкиваются многие молодые солисты. Сергей не послушал. Он продолжил петь вне хора, поддавшись уговорам старших товарищей организовать вокально-инструментальный ансамбль на волне его популярности.

Безрассудный и опрометчивый поступок привёл к тому, что Сергей повредил связки. В данном случае, чудес не бывает. С надеждой на хороший, чистый «взрослый» голос пришлось распрощаться. Высокие ноты стали недостижимы, а, следовательно, путь на большую сцену в качестве солиста был закрыт.

- В 15 лет трудно перенести это забвение. Как же так! Дарили цветы, писали письма, превозносили до небес – и вдруг, будто ты вообще не существовал. И тот, кто посильнее, проходит этот период нормально. Другие срываются, начинают, скажем, выпивать.

Сергей Парамонов был из тех, кто так и не смог справился с ударом судьбы. Повзрослев, он не оставил музыку. Играл на клавишных инструментах, работал на радио, помогал с музыкальным сопровождением. Но никак не мог успокоить свой творческий зуд. Ему по-настоящему хотелось только петь. В этом он видел смысл всей своей жизни, но сам и лишил себя такой возможности.

На фото: Сергей Парамонов
На фото: Сергей Парамонов

Невозможность творческой реализации привела его к бутылке.

- Как-то раз мы зашли с приятелем в пивной погребок, накачались пивом, потом водки купили, и так хорошо стало. Я забыл обо всех своих проблемах. Утром выяснилось, что проблемы остались, и я повторил опыт. В общем, понеслось.

Когда юному дарованию впервые доверили исполнить взрослую песню «Товарищ песня», Сергей вряд ли мог предположить, что некоторые строчки оттуда станут для него пророческими.

- Ты только не взорвись на полдороге, товарищ Сердце, товарищ Сердце.

«Товарищ сердце» не послушалось. Сергей Парамонов ушёл из жизни в 36 лет на полдороге.