Не знаю, в курсе ли вы, не в курсе ли вы, а только в середине 80-х годов прошлого века - был такой век, допотопный, пещерный: Средневековье, инквизиция и прочие набеги гуннов, XX век назывался - так вот, в середине 80-х прошедшего столетия Австрия сильно пострадала в результате "антифризного скандала".
В некоторых десертных винах был обнаружен некий такой особый, непостижимо ненатуральный этиленгликоль, который недобросовестные виноделы рәхәтләнеп подмешивали в вина, чтобы те стали (или казались) более маслянистыми и сладкими.
Случаев отравления этими винами выявлено не было; однако рынку австрийских вин был нанесен сильнейший удар.
Австрийские вина моментально впали в немилость. Пить австрийские вина стало немодно.
"Это самая страшная катастрофа в этом регионе со времен Второй мировой войны", - заявил газете The New York Times мэр Руста, виноторговец Гериберт Артингер, в августе того же года.
"Сейчас задача состоит в том, чтобы собрать то, что было разбито вдребезги, и начать всё сначала", - призывал в те дни тогдашний канцлер Австрии, который, по иронии судьбы, одновременно был уроженцем того самого региона, где и обнаружили вышеупомянутый антифриз.
- И, натурально, Австрия сделала это.
Были предприняты решительные действия по установлению строжайшего контроля за качеством вина, и сегодня австрийские вина - эталон качества.
Одновременно с этим в стране в одночасье исчезли посредники и экспортеры, поэтому австрийцы, для которых вино является неотъемлемой частью нормальной повседневной жизни, вынуждены были переключиться на мелких производителей из поместий - то, что стало считаться правильным в остальном мире с опозданием на пару десятилетий.
В частности, грюнер фельтлинер (Grüner Veltliner) - когда-то непритязательный местный виноград, никому не известный за пределами вышеупомянутой местности - превратился в один из самых модных сортов среди любителей вина.
Пить австрийские вина стало модно.
Сегодня Австрия выпускает вина, стоимость которых вдвое превышает среднюю цену на вина Европейского Союза.
- Иногда австрийское вино продаётся не только задолго до розлива, но и тогда, когда не завершился еще процесс ферментации.
Теперь несколько слов о Германии. Столетие назад немецкие вина были более почитаемыми, чем любые другие, и две мировые войны не изменили ситуацию. Но дело в том, что прежде фаворитами были немецкие полусладкие, одно из самых известных - "Либфраумильх" (Liebfraumilch), что в переводе означает, если кто не в курсе, "Молоко любимой женщины".
Сегодня Германия остаётся одним из величайших производителей вина в Европе, но теперь её любят, в основном, за белые сухие вина.
- Многие из них, правда, оказываясь в России, становятся тут полусухими, поскольку у нас разные нормативы содержания сахара.
Франция, божоле: аналогичная ситуация. Сочное, хрусткое, с низким содержанием алкоголя, прекрасно освежающее - и его почти нигде не наливают, если говорить о ресторанах. Было самым, как пишут, знаменитым красным вином в мире для целого поколения, божоле по праву входило в число вкуснейших красных французских вин; но затем память человеческая ослабла.
- Что совпадает по времени, кстати, с пиком спроса на замечательное кофе капучино с корицей погорячее; совпадение?
Когда-то был модным белый зинфандель, потом - пино гриджо, потом - Prosecco.
Новозеландский совиньон не сходил с уст гостей в ресторанах, но теперь его двигают российские автохтоны - сибирьковый, красностоп, цимлянский.
Это даже не мода, это - веяния. Вывихи истории, причуды времени.
Диагноз эпохи, если хотите.
________
И тут прозорливый читающий, которого на мякине не проведёшь, конечно, спросит, дескать, а ты что же это, наглый халдей, официантишко, подавальщик, очередную копипасту, значит, выложил и думаешь, что это тебе сойдёт с рук, да? Нет, скажет прозорливый читающий, я вот сейчас возьму и кэ-э-э-э-эк напишу в комментариях: "Очередная копипаста", будешь знать вуаххахахахахаха.